Древний город ниневия столица ассирии. Ниневия (город) Царь ниневии

Ниневия - столица ассирийского царства, вступившая в эту роль, кажется, с XIV в. до н. э., опередив город Аш-шур. Первое упоминание о ней - в надписях Иудеи; самая древняя надпись, найденная здесь, - царя Дунги, составленная по-семитски. Как важный торговый пункт на пересечении путей с юга на север и от Средиземного моря к Персидскому заливу, Ниневия скоро достигла вершин благосостояния, а как стратегический пункт, защищенный с запада Тигром, с востока Забом и горами и отдаленный от враждебного Вавилона, она еще в древние времена часто служила резиденцией ассирийских царей.

Ниневия располагалась на левом берегу Тигра, напротив Мосула, где теперь холмы Куюнджик и Небби-Юнус ("пророк Иона"). От древнего периода сохранилось сравнительно немного. Ашшурнасирпал (883–859 гг. до н. э.) пе ренес свою резиденцию в Калах и только со времен Синах-хериба (705–680 гг. до н. э.) начинается блестящий период Ниневии как столицы мира. Царь, унизивший Вавилон в 689 г. до н. э., старался, чтобы Ниневия заняла его место, и делал все возможное для украшения города.

Ему принадлежит так называемый Юго-западный куюн-джикский дворец, раскопанный Лэйярдом в сороковых гг. XIX века. Он перестроен Ашшурбанипалом (669 - ок. 633 до н. э.), который воздвиг для себя другой, северный дворец, над раскопками которого трудились Рассам, Лофтус и Плэс. И там, и тут нашли много глиняных дощечек так называемой "Ашшурбанипаловой библиотеки". Был дворец, воздвигнутый Ассархаддоном, и на холме Небби Юнус, но долгое время трудно было производить здесь раскопки: местные жители считают холм могилой пророка Ионы. В городе было много храмов; главной богиней-покровительницей считалась Иштар.

В цветущий период Ниневии население ее имело репутацию распущенного, а само имя ее было синонимом чего-то громадного.

У пророка Ионы Ниневия называется "имеющей три дня пути"; это и понятно, если вспомнить, что часто ее предместья и соседние придворные города Калах и Хорса-бад (Дур-Саргон) считались за одно целое. Существовало мнение, что они были ограждены общей стеной. Пророчество о гибели Ниневии было дано Ионе в 862 г. до н. э. Примечательная история, случившаяся с пророком, стала притчей во языцех.

Иона жил после пророка Елисея и рано почувствовал в себе пророческий дар. Однажды Господь (с которым он телепатически общался) повелел ему идти в столицу ассирийского царства и возвестить жителям Ниневии, что Господь погубит их, если они не покаются.

Тут Иона проявляет неожиданную для пророка строптивость - он отказывается идти в город. С одной стороны, это было, в общем-то, небезопасно, с другой же, Иона ненавидел Ассирию - страну, которая уничтожила десять колен Израильских. Он хочет, чтобы город был наказан, хотя Бог и предоставил Ниневии возможность раскаяться. Пророк сел на корабль, отправлявшийся в другую страну. Но вдруг на море поднялась сильная буря. Кораблю стала угрожать гибель. Все бывшие в нем испугались. Корабельщики решили бросить жребий, чтобы узнать, из-за кого постигло их такое бедствие. Иона же потихоньку удалился в трюм и улегся там спать. Однако жребий упорно показывал именно на него. Моряки отыскали Иону и потребовали объяснений. Иона признался в своем грехе и сказал: "Да, я согрешил пред Господом! Бросьте меня в море, и буря утихнет".

И действительно, когда его бросили в море, буря утихла. В тот же самый миг пророка, "по изволению Божию", проглотила огромная рыба, которая в Библии названа большим китом. Иона три дня и три ночи пробыл во чреве кита, молясь Богу о помиловании. "Здесь Господь явил особенную свою Славу, поскольку сохранил его невредимым во чреве кита и помиловал".

Через три дня кит выбросил пророка живым на берег. После этого Иона пошел в Ниневию для исполнения воли Божией. Целый день он ходил по городу и проповедовал всем, говоря: "Еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена!" Тут происходит чудо, мало уступающее предыдущему: к словам Ионы прислушиваются. Сам царь "встал с престола своего, и снял с себя облачение свое, и покрылся врети-щем, и сел на пепел", повелев, чтобы "отвратился каждый от злого пути и от насилия рук своих". Происходит подлинное преображение народа. Жители поверили его словам. Они вместе с царем наложили на себя пост, стали молиться и приносить покаяние в своих грехах. И когда "Бог увидел дела их, что они отвратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел".

Однако Иона возроптал на такое милосердие Божие. Возможно, он решил, что это подорвет его авторитет, как пророка - раз через сорок дней его пророчество не исполнилось, то теперь грош ему цена. "…И просил себе смерти у Бога".

Господь же и на этот раз вразумил Иону. Перед палаткой, которую Иона соорудил себе в пригороде, в одну ночь выросло большое растение, которое защищало его от солнечного зноя. Но на другой день червь подточил это растение и оно засохло. Иона очень горевал и сожалел о засохшем растении.

Тогда Господь сказал ему: "Ты сожалеешь о растении, над которым не трудился и которого не растил. Так Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?"

Жители Ниневии не обратились в иудейскую веру, но сила раскаяния, проявленная ассирийцами, настолько впечатлила еврейских мудрецов, что они выбрали эту короткую книгу для чтения в синагоге в день Йом-Кипур, день раскаяния.

Однако последующие поколения ниневийцев все же не взялись за ум и были за то крепко наказаны. В 713 г. до н. э. пророки Наум и Исайя, а в 630 г. Сафония, предсказывают Ниневии гибель. В пророческом видении они видят город, превращенный в пустыню. С 608 г. до н. э. Ниневию в течение двух лет осаждали мидииские и персидские войска в союзе с Набополассаром. В 606 г. мидяне штурмом завладели городом и превратили его в груду развалин.

С этих пор этот город был забыт. Когда Ксенофонт проходил мимо его развалин, он не знал, что это за город; имя Ниневии не упоминается и во времена римлян, основавших здесь военную колонию.

Пророк Наум, Джеймс Тиссот (James Tissot)

Святой пророк Наум - один из двенадцати, так называемых, малых пророков, проповедовал в царствование иудейского царя Езеки́и, то есть между 727 и 698 гг. до н. э.

Имя «Наум» в переводе с еврейского языка означает «утешитель» . Имя пророку дали его благочестивые родители в тяжелые для евреев времена как выражение надежды на Бога и веры в обетованное Семя, которое только и могло утешить.

О самом Науме мы не знаем почти ничего. Он назван Елкосеянином. В арабском предании Елкос - это Аль Овош, селение возле нынешнего Мосула в Ираке. Византийские авторы (Евсевий и Иероним) полагали, что Наум жил в Галилее. Есть мнение, что родина пророка - упоминающийся в Новом Завете Капернаум («город Наума»).

Согласно преданию, он умер в возрасте 45 лет и был погребен в родном селении. По некоторым свидетельствам, гробница Наума находилась в Аин-Шифта, по другому мнению, она находится в Алкуше, где Иудеи ежегодно празднуют его память в продолжение 14 дней.

Книга пророка Наума

Пророческая Книга Наума - каноническая книга Ветхого Завета, входящая в сборник Малых пророков. Состоит из 3-х глав и представляет собой поэму со множеством сравнений и метафор. Литературные достоинства книги Наума выше любого из других малых пророков.

Книга пророка Наума посвящена падению великого города тогдашней ассирийской столицы Ниневии, расположенной на реке Тигре, а вместе с ней и всего Ассирийского царства. Пророк предсказывает бедствия, которые наведет на этот город праведный Господь и ярко изображает окончательное разрушение этого великого и сильно укрепленного города: «Благ Господь, убежище в день скорби, и знает надеющихся на Него. Но всепотопляющим наводнением разрушит до основания Ниневию, и врагов Его постигнет мрак» (Наум 1:7-8).

Примерно за сто лет до пророчества Наума в Ниневию ходил (около 824 - 783 гг.). Вероятно, с этим связаны слова Наума о долготерпении Божием. Тогда ниневитяне покаялись в своих грехах и город был спасен.

Первая глава представляет собой псалом, написанный акростихом (хотя и неполный), восславляющий Бога-Судью. В этой главе прославляется милость Господа к Своему народу и верность Его завету.

Вторая глава рассказывает о падении Ниневии. В ней особенно подчёркивается, что это великий город, столица могущественной империи. Она сравнивается с львиным логовом (лев — символ Ассирии).

Третья глава продолжает эту тему, описывает снова картину гибели города, указывая причины этого: храмовая проституция, жадность, жестокость. Падение Ниневии сравнивается с тем, как ассирийцы захватывали другие города и страны.

Падение столицы Ассирии Ниневии

Для правильного понимания Священного Писания, а особенно ветхозаветных книг, тех мыслей, которые хотели донести до нас их создатели, необходимо владеть историческими сведениями об эпохах, царствах, событиях и личностях, описываемых там. Книга пророка Наума, по утверждению митрополита Митрофана (Симашкевича) автора подробного экзегетического исследования этой книги, вообще не может быть правильно понята без знания истории Ассирии.

Родоначальником ассирийского народа был Ассур (Быт.10:22), сын Сима (Быт.10:21). Т.е. ассирийцы являлись семитами. Ниневия, столица Ассирийского государства, была основана Нимродом, который был кушит по происхождению, а значит потомок Хама (Быт.10:6-8). Это было около 2230 лет до Р.Х.


Ниневия

Ниневия включала не один, а сразу четыре отдельных города, объединенных одной стеной 30-метровой высоты (как десятиэтажный дом) и 15-метровой толщины. В стене было 15 ворот. Воздвигнутые на ней башни достигали 60 метров в высоту (как двадцатиэтажный дом).


Уже около 2000 года появляются сведения о могуществе Ассирии. А 1230 году Ассирия преобладает над Азией. В период с 860 по 761 гг. эта страна наращивает свою мощь.

При всем этом Ассирия стояла на высоком культурном уровне, даже выше Египта. Страну отличала продуманная государственная администрация, искусство орошения полей, необычная фантазия в украшении домов, богатая торговля. Удобное положение Ниневии для торговли на скрещении всех торговых и военных путей Европы, Азии и Африки позволило Ниневии скопить огромные богатства, что привело к развращению народа (Ион.1:2). Столица Ассирии поражала могуществом, неограниченные богатства со всех концов земли стекались в казну Ниневии. Но жители города «жили беспечно, говоря в сердце своем: «я, и нет иного, кроме меня» (Соф.2:15), поэтому пророк Наум и возвещает: за то, что «умышляете вы против Господа, Он совершит истребление, и бедствие уже не повторится…»


Ассирия

Могущественная Ассирия строила свое благополучие на крови многих народов. История свидетельствует, что Ниневия проводила государственную политику разбоя. Ассирийцы обычно шли войной на какой-либо народ и, разбив его армию, переселяли побежденные племена в другую землю, чтобы оторвать народ от его корней, уничтожить по возможности его чувство национального самосознания, сделав его более податливым и безропотным. Следует признать, что ассирийцы были великими воинами, преуспевавшими в искусстве грабежа и разбоя. В то время вообще многие народы вели грабительский образ жизни, нападая на другие земли и племена, но сыны Ассура, по-видимому, преуспели в этом лучше всех. Все благополучие их полностью зиждилось на грабежах.

Пророк называет этот город городом крови, полным обмана и убийства. Ниневия словно олицетворяет врагов Господа, она уподобилась развратнице приятной наружности, которая обольщает народы и совращает их к поклонению ложным богам. Наум упоминает о том, что Ассирия принесла множество горя на землю народа Божия. Он предсказывает, что все, услышавшие весть о позоре Ниневии, будут рукоплескать от радости, потому что злоба ее беспрестанно простиралась на все народы.

На тот момент наиболее опасными врагами Ассири были Египет и Эфиопия (4Цар.17:4), но для войны с ними (Ис.20:7, Ис.19:16-17) необходимо было овладеть сильными укреплениями Иерусалима.

Завоевав многие страны: Сирию, Палестину, Вавилон, - Ассирия опустошила эти земли, разрушив десятки городов и поработив сотни тысяч жителей. Сильнейших из своих противников, которые могли представлять опасность их владычеству, они жестоко уничтожали: распинали, сжигали, отрезали части тела, пилили и т.д. Вот как описывает один из своих походов очередной ассирийский владыка: «Из ушей юношей я сложил груду, а из голов старцев - башню. Детей я сжег, город разорил и сжег».

Вскоре и вся Иудея была уже во власти Ассирийского царя, остался только Иерусалим. Поэтому ассирийский царь Сеннахирим направил туда свои силы. Тогда иудейский царь Езекия обратился за помощью к Богу и Тот чудесным образом истребил неприятеля: «И вышел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч человек. И встали поутру, и вот, все тела мертвые» , а Сеннахирим с угрозою удалился. Но евреи боялись, что Сеннахирим, разгневанный неудачею, соберет войско больше прежнего, и снова явится (2Пар.32:2-8).

Так как Ассирийская империя стремилась подчинить и подчиняла себе окружавшие ее государства, их жители жили надеждой на то, что в один прекрасный день Ниневия падет и они получат свободу.

Чтобы успокоить и ободрить народ Еврейский, пророк Наум и выступил со своей речью, в которой предсказал уже окончательную погибель Ниневии, которая будет разрушена сильным разливом вод, а сокровища города будут разграблены и истреблены огнем.

Когда Наум открывал народу Божию видения, полученные им от Господа, Ниневия была в зените своей славы. В то время Ниневия была столицей наиболее могущественного государственного образования на земле - Ассирийской империи. Естественно, люди не склонны были верить словам пророка; они, вероятно, считали такой поворот дел слишком невероятным.


Однако, историки античных времен, свидетельствуют, что через 23 года после пророчества Наума Ниневия в самом деле пала. При этом, это пророчество о погибели Ниневии от воды и огня исполнилось буквально. Ниневия, осажденная мидянами в союзе с вавилонянами (около 612 года до P.X.), три года стойко выдерживала осаду, и только разлив реки Тигр, подмывший городские стены, дал возможность врагам войти в город и разрушить его до основания.


Падение Ниневии

Царь ниневийский Сарданапал, отчаявшись в своем спасении и боясь плена, велел сложить в самом дворце большой костер, собрал сюда все свои сокровища и сжег себя вместе со всеми наложницами. Так исполнились грозные слова Наума и другого великого пророка Исаии (Ис. 30:33).

После этого Ниневия никогда не была отстроена; ее местонахождение было забыто до 1845 г., пока археолог, по имени Лаярд, не нашел ее развалины.

Предсказал пророк Наум разрушение Ниневии, как наказание за ее беззакония и особенно за разрушение Израильского царства и за хулу ассирийского царя Сеннахирима на Бога.

***

Ознакомившись с историей Ниневии, мы вправе задать себе вопрос: «Что содержит в себе Книга Наума для нашего духовного опыта?»

В этой книге раскрываются черты Божьего характера. Много мы узнаем о Божием гневе.

Гнев Бога есть изначально присущее отношение любящего Бога к тому, что губит предмет Его любви. Гнев Бога есть реакция уничтожения при соприкосновении абсолютной святости с пороком или уничтожение любящим Богом того, что разрушает предметы Его любви. Конечно же, Бог есть Бог любящий, но когда чаша переполняется, когда неправедность, несправедливость, нечестие, грехи сильно умножаются, тогда Бог переходит к выражению другой черты Своего характера и являет Свой гнев. Книга Наума показывает, какова сила Божьего гнева, как страшна ярость Бога.

Пророчества Наума звучат грозным предупреждением тем, кто разрушает предмет Божией любви. Делающие беззаконие испытают на себе переход от Божьей любви ко гневу Господнему.

Традиции на Руси в день Наума

«Пророк Наум наставит на ум» - говорили на Руси. И называли Наума Грамотником. Пророку молятся как о начале учения, так и о помощи в постижении науки вообще. Замечательно, что моления Науму о разуме никак не связаны с его жизнью и происходят исключительно из ассоциаций с именем. Именно в день пророка Наума (1 декабря по ст.ст) по традиции начинали учить детей грамоте.

В русской деревне все происходило так: отец семейства договаривался с приходским дьяком. На день Наума все семейство отправлялось с утра в церковь, где после обедни служился особый молебен, после чего испрашивали благословение на обучение отрока. Потом учитель являлся в дом родителей, где его встречали с почетом. Обучение могло быть довольно суровым для нерадивого ученика (не на пустом месте возникла поговорка: «в Наумов день «аз, буки» - бери указку в руки, «фита, ижица» - плетка ближится»). Поэтому матери обычно причитали по детям, отправлявшимся учиться. Учителя благодарили за труд, угощали и одаривали подарками.

Отроку давали узорчатую костяную указку, которой водили по строкам азбуки. В прописях и азбуковниках 17 века приводилась краткая молитва к пророку Науму о помощи в учении: «Святый пророче Божий Науме, вразуми мя и накажи своею милостию добре руководствию навыкати». В 18 веке даже пекли особые пряничные азбуки, по которым дети учились грамоте.

Память пророка Наума празднуется в Христианской Православной Церкви 1 (14) декабря .

Материал подготовила Светлана Финогенова

Тропарь, глас 2
Пророка Твоего Наума память, Господи, празднующе, тем Тя молим: спаси души наша.

Кондак, глас 4
Просветившееся Духом чистое твое сердце, пророчества бысть светлейшаго приятелище: зриши бо, яко настоящая, далече сущая. Львы укротил еси, ввержен в ров; сего ради тя почитаем, пророче блажение, Науме славне.

«В нескольких десятках километров от Багдада сегодня можно наблюдать останки от великого города Ниневии - последней столицы мощной Ассирийской державы. Некогда этот город был обычной провинцией, пока к власти не пришёл Синаххериб (705–680 гг. до н. э.). Как известно из древних источников, новый царь выстроил невероятно роскошный город, который защитил двенадцатикилометровой стеной с более чем 12 воротами. Город был таким большим, что в нём умещались пастбища для скота, дворцы и храмы. Но, несмотря на свою красоту, простор и величие, городу не суждено было сохраниться до наших дней. Однако, Ниневия оставила свой след не только на страницах учебников и энциклопедий, но и в Библии. Учёные находят множество различных преданий, связанных с этим городом.»

История появления Ниневии

История создания «логовища львов» довольна необычна. Так как Ниневия упоминается не только в исторических источниках, но и в Библии , то она имеет два различных варианта происхождения. Согласно первому, библейскому варианту, город построил некий Ассур - сын Сима. Сегодня же ассур стало именем нарицательным, которое обозначает еврейский народ в целом. По преданию, у города была недолгая жизнь, потому что Бог решил разрушить его, а оповестить об этом он отправил Иона. Ион попал в Ниневию только со второго приказа Господа, так как пророк не хотел выполнять это указание. Если обратиться к исторической литературе, то окажется, что Ниневию построил Синаххериб, сын правителя Ассирии, однако, «город крови» упоминается уже в 1930 г. до н. э. Это означает, что город существовал давно, но вторую жизнь он пробрёл, став столицей при Синаххерибе . Ниневия была очень богата внутри и хорошо защищена снаружи. Её улицы были ровными, гладкими и просторными. Самой широкой улицей в 26 метров считалась Царская, она была залита асфальтом, по её обеим сторонам стояли статуи. Дворец царя был украшен плитами, на которых изображались войны, крепости, рабы, возводящие дворцы и храмы.

Само слово «Ниневия » происходит от хурритского Ni-nu-a-a. Оно упоминается в надписях царя Дунги, жившего в XXIV веке до н. э. Ниневию по-другому называют Ninua, что означает «селиться ».

Территориально Ниневия была расположена очень удачно: она находилась в восточной части реки Тигр . В древние времена он занимал площадь от холма Куюнжик до современного поселения Наби-Юнус. В III тыс. город являлся центром культа богини Хуррита под названием Шавушки. При Ашшурубаллите Ниневия насильно была присоединена к Ассирии, но в 612 г. она была разрушена до основания.

История поселений в Ниневии

На сегодняшний день историкам мало известно о поселениях на просторах Ниневии, особенно это касается времён эллинов и персов. Однако до наших дней сохранились записи некоторых современников Эллады . Опираясь на данные древнегреческого историка Кнесия , можно сделать вывод, что в V–IV вв. до н. э. на месте города находились руины, а все жители переместились в неизвестном направлении. То же самое подтверждает и Ксенофонт, афинский историк и писатель. Однако Кнесий и Ксенофонт ошибочно полагали, что те развалины, которые они видели, относятся к Мидийскому государству . Они понимали, что это останки некой мощной державы, но какой именно, они так и не смогли точно установить, ведь что за государство их окружало, было неясно. В дальнейших сообщениях древнегреческих писателей было сказано о том, что все же были найдены некоторые следы восстановления города, и что поселение на месте разрушенной Ниневии возникало, но оно стало обычным центром Ассирии. Страбон в своих трудах указывает на то, что этот центр был назван Нином , сокращением от полного названия города.

Ближе к парфянской эпохе источники говорят о том, что в городе проживает исключительно греко-парфянское население, говорившее на арамейском языке. От этой эпохи до нас не дошло никаких важных археологических находок кроме нескольких монет и надписей на греческом языке.

Эпоха войн римлян с персами оказывается закатом поселений на территории Ниневии. В VII в. город полностью захватывает арабское войско, и спустя один век могущественная столица Древнего Востока становится центром мусульманского паломничества. Начиная со II столетия, около Ниневии концентрируется христианское население, и в VI веке начинается постройка большой церкви. Этой церковью управляла епархия Ниневии, пропагандируя движение иночества.

Библия и Ниневия

В библии с Ниневией было связано несколько удивительных фактов, описанных многими пророками. Самый известный пророк ветхого времени - Иона - в своей книге рассказал человечеству о четырёх невероятных событиях о Ниневии.

В Ниневии проживало 120 000 человек

Современники пророка Иона говорили о Ниневии как о негусто заселённом городе, однако, археологические раскопки подтвердили тот факт, что в столице Ассирии могло проживать и большее количество людей. В городе Нимруде , неподалёку от Ниневии, археологи раскопали монумент, на котором описывалась поимённо знать «грешного города». Там же был найден список гостей, имена которых были высечены на камне. Их количество составляло около 70 000 человек. Этот список готовился по случаю открытия дворца в IX в. до н. э. Само празднество длилось около 10 дней.

Три дня на Ниневию

Иона пишет о том, что весь город можно обойти всего за три дня. Городов, которые можно обойти за 72 часа, в древности не было. Но нужно обратить внимание на то, что Ниневия состояла из нескольких частей: Великая, Большая и сама Ниневия. Все эти части соединены между собой оросительной системой и одной структурой безопасности - речной. Каждая часть охватывала земли вместе с городами. Например, в Великую Ниневию вошли сама Ниневия, города Нимруд и Дур-Шаррукин . Поэтому ряд исследователей Древнего Востока считают, что слова Ионы - непустой звук. Значение Ионы в самой Ниневии было велико, также его величие и авторитет подтвердили и ряд советских исследователей, и зарубежные историки.

Чрево кита

В своей книге Иона писал о том, что он угодил в живот кита и жил там 3 дня. Стоит обратить внимание на то, что Иисус говорил о действительности этого происшествия. Но некоторые богословы не принимают всерьёз данную историю, в то время как её не отвергают учёные-атеисты.

Исследователи доказывают, что эта история имеет место быть, так как бывают такие киты, во чреве которого можно спокойно жить некоторое время. Желудок, в котором побывал Иона , имеет четыре отделения, помещающих в себя сразу несколько человек. Эти киты могут дышать исключительно воздухом, поэтому природа их снабдила специальной камерой, в которой имеется некоторый запас кислорода. Перед тем как проглотить попавший к киту предмет, животное бросает его в кислородную камеру, и, если этот предмет оказывается непосильной ношей, кит подплывает к берегу его выкидывает на сушу. Объём воздушного пространства в кислородном пузыре кита составляет около 20 м3. Проглотить человека таким большим млекопитающим не составляет и труда, так что есть все основания верить этой истории.

Покаяние Ниневии

Иона в своей книге повествует о том, что жители Ниневии склонились перед Богом . Считается, что это самая неправдоподобная история из всех четырёх. Хотя на сегодняшний день книгу Иона все считают правдивой, раньше её достоверность доказать было сложно. Подняв кое-какие документы, учёные нашли некоторые выдержки-описания происходящего, из которых следует, что жители всё-таки приняли Господа Бога . Из более весомых доказательств историки считают введение реформ, которые привели к монотеизму и как следствие, к снижению греховных поступков.

Сегодня все эти библейские факты из книги Иона подтверждены историей. Сам Иона также был признан исторической наукой. В Ассирии именем Ионы были названы постройки, географические места, а сам пророк упоминаем в народе благодаря легендам местных жителей.

Ниневия - город грехов и крови, остаётся одним из загадочных и старейших. О нём известно не так много, но историки каждый год находят в руинах Ниневии частички её истории. Самая большая ниневийская находка - это библиотека Ашшурбанапала . Конечно, в свете последних событий на сирийской земле ещё труднее найти и сохранить останки истории, но все же учёные стараются сберечь самобытность этого города, для того чтобы следующим поколениям было легче отыскать и положить в копилку знаний крупицы самой загадочной земли Древнего Востока.

Ниневия - столица Ассирии в VIII-VII столетии до н. э. - была расположена на территории современного Ирака, на левом берегу реки Тигр.
Согласно преданию, название Ниневии, происходит от имени первого царя Ассирии Нина, которого древние греки считали сыном титана Кроноса, братом Зевса. Нину приписывали изобретение искусства ведения войн. Его власть распространялась над всей Азией. Женой Нина была знаменитая царица Семирамида.
Первое упоминание о ней — в надписях Иудеи; самая древняя надпись, обнаруженная здесь, — царя Дунги, составленная по-семитски. Как важный торговый пункт на пересечении путей с юга на север и от Средиземного моря к Персидскому заливу, Ниневия в скором времени смогла достичь вершин благосостояния, а как стратегический пункт, защищенный с запада Тигром, с востока Забом и горами и отдаленный от враждебного Вавилона, она еще в древности часто служила резиденцией ассирийских царей.
Во время своего расцвета Ниневия простиралась вдоль реки на 4 км, а главная улица имела ширину в 26 м. Столица Ассирии отличалась четкой и строгой планировкой, нарушать которую было категорически запрещено.
Столицу Ассирии - город Ниневия - населяло 170 тыс. человек! Его окружность доходила до 150 км. В черте поселения располагались не только царские дворцы и храмы, но и пастбища, сады. Царскую улицу, залитую асфальтом, украшали искусные статуи.

Упоминания о Ниневии в Библии
В течении долгого времени у ученых не было других источников упоминания о Ниневии, кроме Библии, потому само существование этого города подвергалось сомнению. Согласно легенде Бог велел пророку Ионе отправиться в Ниневию и возвестить ее жителям, что через 40 дней город будет разрушен, а сами они истреблены за свои грехи. Но Иона не хотел идти в город, посчитав, что жители ему не поверят.
Понуждаемый Богом, он все же прибыл под городские стены, но решил скрыться от Бога и возложенного на него Создателем поручения. Иона сел на корабль, чтобы уплыть подальше от обреченного города. Но в море поднялась буря, и моряки решили, что это Бог гневается на кого-то из тех, кто взошел на судно. Понял Иона, что это он навлек гнев Господа и попросил бросить его в море, где его и проглотил кит. Три дня провел пророк в желудке кита, после чего взмолился Создателю, прося освободить его из плена и обещая выполнить все, что прикажет Бог.
Бог услышал Иону, и, когда кит в очередной раз распахнул пасть, набежавшие волны подхватили пророка и выбросили на берег. Завидев вдали город, Иона спросил, как он называется, и услышал в ответ, что это Ниневия. Страшно стало Ионе, потому что понял он, что не уйти ему от предначертанного Богом. И пошел Иона в Ниневию, и взывал к жителям, говоря, что своими грехами прогневали они Господа, за что город будет разрушен. В страхе внимали ему люди, как написано в книге пророка Ионы: «И поверили ниневитяне Создателю: и объявили пост и оделись во вретища, от большого из них до малого». Увидав их раскаяние, Господь простил жителей Ниневии и не разрушил город.

Археологические исследования развалин Ниневии
Только в XIX столетии результаты археологических раскопок полностью подтвердили подлинность библейского рассказа. Это событие относят примерно к 785 г. до н. э. Через несколько лет после проповеди Ионы в Ассирии была предпринята попытка религиозной реформы, которая должна была привести к установлению монотеистического культа. Об этой реформе сохранилось мало сведений, известно только, что она так и не была завершена. Но сам факт попытки от многобожия перейти к вере в единого Бога указывает на влияние монотеистов, которыми в то время были иудеи.

Активные археологические исследования развалин Ниневии производились в 40-х годах XIX столетия - 30-х годах XX века.
Экспедиция под руководством французкого исследователя П.Э.Бота в 1840 г. работала в Хорсабаде, древнем ассирийском городе, расположенном в 50 км к северу от Мосула (Ирак), и обнаружила развалины древних стен. Ученые установили, что это останки дворца одного из ассирийских царей, Саргона II (правил в 722-705 гг. до н. э.). Огромное сооружение, состоявшее из комплекса зданий, было возведено в 709 г. до н. э. после победы, которую одержал Саргоном над Вавилонией. На развалинах царского дворца обнаружили множество статуй богов и древних царей, а также скульптурное изображение самого царя Саргона.
Благодаря раскопкам в Хорсабаде получили реальные доказательства существования великой державы и царя Саргона, о которых раньше можно было узнать лишь из Библии. Вот что написано в книге пророка Исайи: «В год, когда Тар-тан пришел к Азоту, был послан от Саргона, царя Ассирийского, и воевал против Азота, и взял его». Благодаря полученным данным исследователями было установлено, что именно Саргон уничтожил царство Северного Израиля и увел в плен 10 колен Израиля.
Другим исследователем, который продолжил раскопки Ниневии, стал О.Г.Лэйярд. 1845 год — он начал раскопки на холме Нимруд, где нашел развалины огромных дворцов, статуй царей, богов и фантастических существ, а также высеченные в камне рельефы со сценами войны и повседневной жизни древних ассирийцев.

Раскопки царского дворца
1849 год — Лэйярд начал раскопки Куюнджикского холма. Спустя несколько дней на глубине 20 м. были найдены развалины дворца ассирийского царя Синахериба, правившего в 705-681 гг. до н. э. Этот царь упоминается в Библии в связи с предпринятым им походом на Иудею, который окончился для царя Ассирии крайне неудачно. Его войска заболели неизвестной болезнью, от которой каждый день умирало множество воинов, и в скором времени были разгромлены израильтянами.
Подтверждения библейского рассказа о походе Синахериба на Иудею есть в хрониках тех времен, которые неоднократно указывают на огромное количество воинов, умерших в ходе разразившейся эпидемии. Возможно, это была тропическая лихорадка.

Раскопки царского дворца и многочисленные находки дали возможность воссоздать образ царя Синахериба, одно имя которого нагоняло страх на жителей соседних государств. Царь Ассирии был образованным человеком: разбирался во многих науках и искусствах, проявлял большой интерес к спорту и технике. Но Синахериб нередко впадал в бешенство, теряя над собой контроль и проявляя чудовищную жестокость. Так, в 689 г. до н. э., захватив Вавилон, который осмелился поднять восстание, он почти полностью истребил население взбунтовавшегося города, разрушил храмовый комплекс Эсагила и знаменитую Вавилонскую башню, а после затопил то, что осталось от города.
Желая абсолютно уничтожить саму память о мятежном городе, царь повелел развеять по ветру землю, взятую с места, где находился Вавилон.
Но деспотический нрав царя стал причиной его насильственной смерти от рук собственных сыновей. Из хроник стало известно, что царь, желая сделать приятное своей фаворитке Накии, назначил наследником престола своего младшего сына Асаргаддона, проигнорировав права старших, которые и убили царя. И все-же трон перешел к их младшему брату, а отцеубийцам довелось сбежать из страны.
Вот как говорится о конце Синахериба в Библии: «И когда он поклонялся в доме Нисхора, бога своего, то Адрамелех и Шарецер, сыновья его, убили его мечом, а сами убежали в землю Араратскую. И воцарился Асардан, сын его, вместо них». Аналогичная запись имеется в ассирийской хронике: «20 Тевера (января) Синахериб был убит его восставшими сыновьями. 18 дня Сивана (июня) его сын Асардан воцарился на престоле своего отца».

Ниневия столица Ассирии
Именно в период правления Синахериба Ниневия становится столицей Ассирии. До этого царскими резиденциями были Ашшур и Кальха. Меньше чем за сто лет из обычной провинции она превратилась в город контрастов, в котором роскошь соседствовала с крайней нищетой. В Ниневии, как и во многих других древних государствах, процветали оргиастические культы жестоких богов, которым приносили человеческие жертвы.
Даже веселье ассирийских правителей нередко переходило в череду казней. Есть предание, что царь Ассирии Сарданапал (Ашшурбанипал) (669 год - около 633 года до н. э.), которому наскучили роскошь, разврат и кровопролитие, обещал отдать половину своей державы тому, кто сможет выдумать для него новое развлечение.
Как установили археологи, город состоял из двух частей, которые условно можно назвать большой и малой Ниневией. Большая Ниневия представляла из себя территорию, на которой находились поселения, окруженные системой крепостных стен и рвов. Малая Ниневия являлась как бы крепостью внутри крепости, будучи окружена собственной системой укреплений. Эта малая Ниневия и была столицей Ассирийского царства, так как на ее территории были расположены царские дворцы.
Ниневея была осаждена в 612 г. объединившимися войсками Вавилонии и Мидии. Его жители дали достойный отпор, но силы были неравны. Кроме этого, нападающие пошли на хитрость: они разрушили плотину, в результате чего Тигр вышел из берегов и размыть часть крепостных стен. Некогда великая столица была разграблена завоевателями, после чего ее сровняли с землей.
Только в середине XIX столетия Ниневия снова возвратилась из небытия благодаря усилиям археологов. При раскопках обнаружили множество глиняных табличек с клинописными текстами - библиотеку Ашшурбанипала, благодаря чему удалось подтвердить факт существования великой державы.
Л. Антонова

Автор Алёна Таничева задал вопрос в разделе Прочее о городах и странах

в какой древней стране существовал город Ниневия? и получил лучший ответ

Ответ от Condorita[гуру]
Ниневия (аккад. Ninwe; новоарам. ܢܸܢܘܵܐ; ивр. נינוה‎, Nīnewē; греч. Νινευη; лат. Nineve; араб. نينوى‎‎, Naīnuwa) - с VIII-VII века до н. э. столица Ассирийского государства. Находилась на территории современного Ирака (город Мосул) , на левом берегу реки Тигр на холмах Куюнджик. Древние греки считали основателем Ниневии некого Нина.
Ниневия известна как поселение, начиная с середины 5-го тыс. до н. э. В XV-XIV вв. до н. э. Ниневия находилась под властью государства Митанни. Столицей Ассирийского государства она становится в конце VIII-VII вв. до н. э. во время царствования Сеннахириба и Ашшурбанипала. В это время город простирался на 4 км вдоль Тигра; его главная улица, так называемая дорога процессий, была шириной 26 м. Город имел строгую планировку, нарушать которую застройщикам запрещалось особым предписанием.
Во время царствования Ашшурбанипала в Ниневии была создана знаменитая царская Куюнджикская библиотека, в которой хранилось более 30 тыс. клинописных табличек. В 612 до н. э. Ниневия была разрушена объединённым войском вавилонян и мидян.
Источник:

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: в какой древней стране существовал город Ниневия?

Ответ от Ёветлана [гуру]
Ниневия, древняя столица Ассирии, была расположена на вост. берегу реки Тигра, в углу, образуемом этой рекою и ее притоком Верхним Забом, приблизительно, напротив нынешнего города Мосула (современные холмы Куюнджик и Тель Неби Юнус, Ирак) .


Ответ от My anghel [гуру]
Ассирия 100%


Ответ от Ўрий Винокуров [гуру]
Ниневия
Ниневия (ассир. Нинуа) .
А:
1) главный город и столица Ассирии. Н. была расположена на вост. берегу Тигра, напротив места, где сегодня стоит г. Мосул. Развалины Н. скрывают ныне два холма - Куюнджик и Неби-Юнус (последний назван в честь пр. Ионы) . При раскопках холма Куюнджик найдены остатки великолепного дворца царя Синаххериба (библ. Сеннахирима) и колоссальная библиотека Ашшурбанипала, а при раскопках Неби-Юнуса - дворец Асархаддона;
2) сев. -вост. Неби-Юнуса находится холм Хорсабад (Дур-Шаррукин) , где были обнаружены остатки дворца см. Саргона II, а южнее - развалины Саламийе, предполагаемое место нахождения Ресена (Быт 10:12); юж. Нимруда лежал древний Калах с дворцами Ашшурбанипала 1, Салманасара 3, Саргона 2, Адад-нерари 3 и Асархаддона; юго-вост. расположен Балават с его знаменитыми бронзовыми воротами, возведенными во времена Салманасара 3.
В:
Название "Н. " предположит. включает в себя два понятия: собственно город (Куюнджик и Неби-Юнус) , а также всю область вместе с названными местами. Сюда же относится и Реховофир, к-рый, вероятно, был пригородом Н. (ассир. Ребит-Нинуа, совр. Мосул) и лежал на зап. берегу Тигра. В этом значении Н. , Реховоф-ир, Ресен и Калах вместе названы "великим городом" .
С:
При раскопках в Н. , в храме богини Иштар, покровительницы города, было найдено бронзовое изображение головы аккадского царя Саргона 1 (23 в. до Р. Х.) . Начиная с царствования Салманасара 1, Н. приобретала все большее влияние по сравнению с древним Ашшуром. Ашшурбанипал 2 (884-858 гг. до Р. Х.) и его преемник Салманасар 3 попеременно избирали своей резиденцией то Н. , то Калах. Своими великолепными сооружениями Н. обязана Синаххерибу (705-681 гг. до Р. Х.) и Асархаддону (681- 669 гг. до Р. Х.) . Вокруг дворца Синаххериба располагались парки и зверинцы, конюшни цар. конного завода, склады и адм. постройки. В вост. части города был проложен водопровод. Рядом с дворцом проходила цар. дорога шир. свыше 30 м. Мощные стены города имели башни; вокруг гор. стены проходил ров шир. 50 м. Этому цветущему, богатому городу, куда стекалась воен. добыча и доходы от торговли, пророки Наум и Софония предсказали гибель. В 612 г. до Р. Х. Н. была завоевана мидянами и халдеями. Покорить город помог разлив реки: вода разрушила часть гор. укреплений, построенных из необож. кирпич) . Затем огонь уничтожил то, что еще оставалось после разграбления