Где находится остров фарос. Александрийский маяк: фото, описание, история и интересные факты

Первый (нижний) ярус маяка с квадратным основанием напоминал крепость или замок с установленными по углам башнями. Башни были сориентированы по сторонам света. Высота яруса достигала примерно шестидесяти метров. Плоская крыша нижнего яруса служила основой для второго яруса. Здесь же на крыше были установлены статуи тритонов. Внутри первого яруса размещался гарнизон, охранявший маяк, и обслуживающий персонал, а также необходимый инвентарь и запасы воды и еды на случай осады.

II (средний) ярус

Второй (средний) ярус с восьмиугольным основанием возвышался еще на сорок метров. Внутри второго яруса предположительно был сооружен пандус, по которому поднимали топливо для сигнального огня на третий (верхний) ярус.

III (верхний) ярус

На третьем цилиндрическом ярусе были установлены колонны, поддерживающие купол маяка. На площадке среди колонн разжигали сигнальный огонь. Свет сигнального огня отражался и усиливался целой системой отполированных бронзовых пластин.

На куполе маяка была установлена огромная золотая статуя Посейдона. Складывалось впечатление, что Посейдон охранял Фаросский маяк , пристально вглядываясь в свои морские просторы.

Седьмое чудо света находится в Египте на берегу Фаросского залива - знаменитый Александрийский маяк отсчитывает свою историю с образования города Александрии, который был выстроен в 332 году до н.э. римским полководцем Македонским: завоеватель за время своей военной карьеры назвал в свою честь около 17 городов, но только Александрия в Египте сохранила свои достопримечательности до наших дней.

Строительство

1. Фаросский маяк был возведен в дельте Нила - военачальник тщательно выбирал место для нового города Александрии, и именно здесь были развернуты первые строительные площадки поблизости от озера Мареотис. Македонский предполагал, что грандиозный по высоте маяк должен стоять на берегу двух больших гаваней. Одна из них планировалась как порт для торговых кораблей, пришедших из стран Средиземноморья, а вторая гавань обслуживала суда, идущие по течению Нила.

2. Новым правителем Египта стал Птолемей: к тому времени Македонский умер, оставив после себя цветущий и перспективный портовый город. Новая власть решила продолжить дело завоевателя и установить маяк, который впоследствии стал седьмым чудом света. По ночам и при ненастной погоде 120-метровый мощный маяк освещал морские пути торговым и пассажирским кораблям, направляющимся в гавани.

3. При строительстве Александрийского маяка, фото остатков фундамента которого можно увидеть в сети, использовали систему сигнальных огней. Настоящим зодчим, который немало сделал для появления в Александрии этого масштабного сигнального сооружения и фактически руководил строительством, считается инженер из Книдии - Сострат. Больше 20 лет ушло на возведение Фаросского маяка, который вошел в историю как наиболее высокое здание античного мира. Чтобы обеспечить рабочую площадку строительными материалами, соорудили дамбу.

4. Внутри маяка архитекторы расположили целых три отдельных яруса. На первом, имеющем квадратную форму, были установлены в углах статуи морских обитателей - тритонов. В этом помещении размещались охранники и обслуживающие маяк рабочие. Также здесь были устроены кладовые с топливом и продуктами.

На среднем ярусе постройка имела восьмиугольную форму, при этом строителям удалось сориентировать грани по местным направлениям ветров. Наверху строения располагались статуи и оригинальные флюгеры.

Верхний ярус имел строго цилиндрическую форму и был украшен колоннами, а под конусообразным отражающим куполом был устроен источник освещения. Наверху маяка расположили статую Исиды, которую считали покровительницей торговцев и мореплавателей. Мощный свет мастерам удалось спроецировать посредством сложной системы зеркал - это были вогнутые металлические листы, которые превосходно отражали огонь, горящий на самом верху башни.

5. Ученые до сих пор спорят по поводу способа доставки топлива на Фаросский маяк. По одной версии, дрова подвозили упряжки мулов по надежным спиралевидным лестницам. Вторая легенда гласит, что топливо поднимали на древнем лифте по шахте, расположенной вертикально внутри сооружения. Свет, который давал маяк с высокой башни, был хорошо заметен даже на расстоянии 48 километров до гавани.

6. В подземной части находились серьезные запасы продовольствия и воды для гарнизонной охраны, поскольку конструкция служила крепостью, защищающей бухты и морские подступы в город. Фото фундаментаАлександрийского маяка сохранило очертания ограждения, сквозь бойницы которого стрелки охраняли гавань.

Судьба сооружения

В 16 веке седьмое чудо света было практически полностью уничтожено землетрясением. Маяк успели запечатлеть на отчеканенных в Риме монетах старого образца. Судить о масштабах постройки современные ученые могут лишь по руинам и сохранившимся древним документам.

Султан Кайт-бей спустя век после разрушения башни выстроил на том месте военный форт. В середине 90-х прошлого века ученые обнаружили на дне Александрийской гавани останки легендарного маяка. Когда-то инициативные группы планировали заняться реконструкцией маяка, но египетские власти отказались финансировать эти сомнительные проекты. Сейчас на острове Фарос только старинная крепость Кайт-бей охраняет руины античной башни.

Туристам и путешественникам со всего мира можно не только увидеть живописные фото Александрийского маяка, но и посетить остатки фундамента на берегу бухты в Египте. Руины башни до сих пор привлекают любителей исторических мест и античной архитектуры. Приобретая по вполне доступным ценам туры в Египет у специалистов из бюро путешествий сайт, туристы получают уникальную возможность побывать в различных странах и даже посмотреть на знаменитые достопримечательности.

Семь чудес света – это список самых известных достопримечательностей античного мира. Александрийский маяк по праву называют одним из них – это последнее из классических чудес античности. Основную информацию и интересные факты об этом строении, его создании, функциях и печальной судьбе можно найти в Интернете (так же, как и фото воссозданного маяка), однако впечатления от исторического места, увиденного своими глазами, ни с чем не сравнятся.

История маяка на острове Фарос прочно связана с основанием в 332 году но нашей эры одного из самых красивых городов античного мира – Александрии, названной так в честь великого завоевателя Александра Македонского. За все время своих походов ему удалось основать порядка 17 городов с таким же названием, однако лишь Александрии в Египте удалось дожить до нашего времени.

Основание Александрии

Александр Македонский крайне ответственно подошел к выбору места для будущего города. Он не хотел располагать его в дельте Нила, поэтому решил начать строительство несколько южнее, неподалеку от озера Мареотис. Планировалось, что в Александрии будет два порта – один для торговых кораблей, приходящих со Средиземного моря, другой – для судов, плывущих с реки Нил.

После смерти великого Александра город перешел под власть Птолемея I Сотера – фараона Египта, правившего в то время. Это было время процветания Александрии – она стала крупнейшим судоходным портом. В 290 году до нашей эры Птолемей отдал распоряжение возвести на острове Фарос огромный маяк, который бы облегчал путь мореплавателям в ночное время и в плохую погоду.


Строительство Фаросского маяка

Строительство Александрийского маяка началось в 4 веке до нашей эры. Считается, что это шедевр архитектурной мысли построил Сострат, уроженец Книдии. Строительные работы продолжались более 20 лет. Александрийский маяк – это первое в мире здание подобного типа и высочайшее строение древнего мира. Это и есть ответ на вопрос, почему Фаросский маяк входит в семь чудес света. Этот великолепный небоскреб был символом власти и могущества, процветания и величия, подобно свету во тьме.

Высота Александрийского маяка – порядка 600 футов, или 135 метров. При этом он выглядел несколько иначе, чем большинство памятников архитектуры того времени. Это было трехъярусное здание с квадратом в основании, стены которого были возведены из плит мрамора, соединенных между собой раствором с добавлением свинца.

Предлагаем вашему вниманию интересные факты об Александрийском маяке, входящем в семь чудес света.


  • На вершине маяка располагался костер, отблески которого при помощи специально отполированных металлических пластин направляли в море.
  • Свет от огней Александрийского маяка был виден на расстоянии больше 60 км.
  • Фаросский маяк служил еще форпостом и наблюдательной вышкой – его высота позволяла увидеть корабли врага задолго до того, как они приблизятся к городу.
  • На вершине строения помимо металлических отражающих пластин располагались еще и интересные технические приспособления того времени – часовые механизмы, флюгеры и многое другое.
  • После завершения строительства Сострат Книдский высек в одной из стен свое имя, а затем покрыл его штукатуркой и написал на ней имя Птолемея I Сотера. Архитектор прекрасно понимал, что штукатурка со временем сотрется, а камень на века сохранит имя настоящего создателя маяка.

Александрийский маяк был наиболее полно описан много лет спустя – уже в 1161 году нашей эры – арабским путешественником Абу эль-Андалусси. Он отметил наиболее значимые факты и упомянул, что помимо своей основной функции, маяк служил еще и очень заметной и популярной достопримечательностью.


Судьба Александрийского маяка

Маяк на острове Фарос освещал мореплавателям путь полтора тысячелетия. Но, к сожалению, он оказался бессилен перед силами природы. Достаточно сильные подземные толчки в 356, 956 и 1303 годах нашей эры нанесли ему сильнейшие повреждения, а землетрясение 1326 года окончательно разрушило седьмое чудо света – Александрийский маяк. Его останки были разобраны мусульманами для строительства своей крепости. Они были обнаружены много веков спустя – в 1994 году, а позднее образ строения был восстановлен при помощи компьютерного моделирования. Но такие фото все равно не в состоянии передать того величия и мощи, которым обладал Фаросский маяк.

Через сто лет после разрушения на месте Александрийского маяка был возведен мощный форт, защищающий Александрию с моря. Он сохранился и существует в наше время – сейчас внутри него находится Александрийский исторический музей.

Александрийский маяк, принадлежащий к семи чудесам Древнего мира , имеет и другое название – Фаросский. Наличию второго имени он обязан своему месту нахождения – острову Фарос, расположенному у побережья города Александрия, который раскинулся на территории Египта .

В свою очередь, Александрия получила свое название из-за имени завоевателя древнеегипетских земель – Александра Македонского.

К выбору места для строительства нового города он подходил довольно тщательно. На первый взгляд может показаться странным, что район поселения был определен Македонским на 20 миль от юга дельты Нила. Если бы он устроил его именно в дельте, то город оказался бы на пересечении двух водных дорог, важных для той местности.

Этими дорогами были и море, и река Нил. Но тот факт, что Александрия основывалась южнее дельты, имел под собой весомое обоснование – в этом месте речные воды не могли забивать гавань вредными для нее песком и илом. На строящийся город Александр Македонский возлагал большие надежды. В его планы входило превратить город в солидный торговый центр, ведь он удачно расположил его на пересечении наземных, речных и морских путей сообщения нескольких материков. Но такой значимый для экономики страны город нуждался в гавани.

Для ее обустройства требовалось претворить в жизнь множество сложных инженерно-строительных решений. Важной необходимостью было сооружение дамбы, которая смогла бы соединить морское побережье с Фаросом, и мола, защищающего гавань от песка и ила. Таким образом, Александрия получила сразу две гавани. Одна гавань должна была принимать торговые корабли, приплывшие со Средиземного моря, а другая – суда, пришедшие по реке Нил.

Мечта Александра Македонского о перевоплощении простого города в процветающий торговый центр сбылась уже после его смерти, когда у власти оказался Птолемей I Сотер. Именно при нем Александрия и стала богатейшим портовым городом, однако ее гавань была опасной для мореплавателей. Поскольку и судоходство, и морская торговля непрерывно развивались, потребность в маяке ощущалась все острее.

Задачи на это сооружение возлагались такие – обезопасить плавание кораблей в прибрежных водах. А такая забота привела бы к увеличению объемов продаж, поскольку вся торговля велась через порт. Но из-за однообразного ландшафта побережья моряки нуждались в дополнительном ориентире, и их вполне бы устроил сигнальный огонь, освещающий место входа в гавань. По мнению историков, на возведение маяка Александр Македонский возлагал и иные надежды – обеспечить городу безопасность от нападений птолемеев, которые могли напасть со стороны моря . Поэтому для обнаружения врагов, которые могли находиться на значительном расстоянии от берега, был нужен дозорный пункт внушительных размеров.

Трудности в возведении Александрийского маяка

Естественно, что на возведение такой солидной конструкции требовалось множество ресурсов: финансовых, трудовых и интеллектуальных. Но их было непросто найти в то неспокойное для Александрии время. Но все-таки благоприятная в экономическом плане обстановка для возведения маяка сложилась благодаря тому, что Птолемей, в титуле царя завоевавший Сирию , привел в свою страну бесчисленное количество евреев и сделал их рабами. Так недостаток трудовых ресурсов, необходимых для строительства маяка, был восполнен. Не менее важными историческими событиями тогда стали подписание Птолемеем Сотером и Деметрием Полиоркетом соглашения о мире (299 год до н.э.) и смерть Антигона – врага Птолемея, царство которого было отдано диадохам.

Строительство маяка началось в 285 году до н.э., а все работы руководились архитектором Состратом Книдским . Желая увековечить свое имя в истории, Сострат на мраморной стене маяка высек надпись, свидетельствующую о том, что он возводит данную конструкцию ради мореходов. Затем он спрятал ее под слой штукатурки, а на ней уже прославил царя Птолемея. Однако судьбе было угодно, чтобы человечество узнало имя мастера – постепенно штукатурка отвалилась и раскрыла тайну великого инженера.

Особенности конструкции Александрийского маяка

Фаросское сооружение, предназначенное для освещения гавани, имело три яруса, первый из которых был представлен квадратом со сторонами по 30,5 м. Все четыре грани нижнего квадратного яруса были обращены ко всем сторонам света. В высоту он достигал 60 м, а его углы украшали статуи тритонов. Предназначением этого помещения было размещение рабочих и охранников, а также обустройство кладовых для хранения запасов провизии и топлива.

Средний ярус Александрийского маяка был построен в виде восьмиугольника, грани которого ориентировались на направления ветров. Верхняя часть этого яруса декорировалась статуями, а некоторые из них были флюгерами.

Третий ярус, выполненный в форме цилиндра, был фонарем. Его обнесли 8 колоннами и накрыли их куполом-конусом. А на его верхушку водрузили 7-метровую статую Исиды-Фарии, считавшейся попечительницей мореплавателей (некоторые источники утверждают, что это была скульптура Посейдона – царя морей). Благодаря сложности системы металлических зеркал свет огня, зажженного на вершине маяка, усиливался, и охранники вели наблюдение за морским пространством.

Что касается топлива, необходимого для поддержания пламени маяка, оно доставлялось по спиральному пандусу в телегах, запряженными мулами. Для облегчения доставки между материком и Фаросом построили дамбу. Если бы рабочие этого не сделали, топливо пришлось бы перевозить на лодках. Впоследствии дамба, намытая морем, стала перешейком, который в настоящий момент разделяет западную и восточную гавани.

Александрийский маяк был не только светильником – он еще представлял собой укрепленную крепость, охраняющую морской путь в город. Из-за наличия большого военного гарнизона в здании маяка была предусмотрена и подземная часть, необходимая для запасов питьевой воды. Для усиления безопасности все сооружение было обнесено мощными стенами со сторожевыми башнями и бойницами.

В целом трехъярусная башня маяка достигала в высоту до 120 м и считалась самой высокой конструкцией в мире . Те путешественники, которые видели столь необычное сооружение, впоследствии восторженно описывали необычные статуи, служившие украшением башни маяка. Одна скульптура показывала рукой на солнце, но опускала ее вниз только тогда, когда оно уходило за горизонт, другая служила часами и ежечасно сообщала текущее время. А третья скульптура помогала узнавать направление ветра.

Участь Александрийского маяка

Простояв почти тысячу лет, маяк Александрии все же начал разрушаться. Случилось это в 796 году н.э. из-за мощного землетрясения – верхняя часть конструкции просто рухнула. От огромного 120-метрового здания маяка остались лишь развалины, но и те достигали в высоту около 30 м. Несколько позднее обломки маяка пригодились для возведения военного форта, который неоднократно перестраивался. Так Фаросский маяк превратился в форт Кайт-бей – это название он получил в честь султана, его построившего. Внутри форта находится исторический музей, в одной из его частей – музей морской биологии, а напротив здания форта расположены Аквариумы музея гидробиологии.

Планы по восстановлению Александрийского маяка

От некогда величественного Александрийского маяка остался только его цоколь, но и он полностью встроен в средневековую крепость . В наши дни она используется как база египетского флота. Египтяне планируют провести работы по воссозданию утраченного чуда света, а некоторые страны, входящие в Европейский Союз, желают присоединиться к этой затее. Италия , Франция , Греция и Германия планируют включить строительство маяка в проект, именуемый «Medistone». Его основными задачами являются воссоздание и сохранение африканских памятников архитектуры, относящихся к эпохе Птолемеев. Эксперты оценили проект в 40 млн долларов – именно столько потребуется на строительство делового центра, гостиницы, клуба подводного плавания, сети ресторанов и музея, посвященного Александрийскому маяку.

Маяк находился на острове Фарос близ побережья древнеегипетского города Александрия. История маяка связана с основанием этого города Древнего Египта . На самом деле, город по сравнению с другими древнеегипетскими городами, не такой уж и древний. Он появился в 332 году до н.э. благодаря знаменитому завоевателю Древнего Египта – Александру Македонскому.

Весьма тщательно Александр Македонский выбирал место для будущего города. Он определил район поселения не в самой дельте Нила, а на 20 миль южнее, хотя, казалось бы, именно в Дельте пересекаются две важнейшие водные дороги: по морю и по реке Нил. И всё же город был основан чуть в стороне от Дельты, чтобы воды великой реки не забили илом и песком городскую гавань. Александрия задумывалась как важнейший торговый центр на пересечении речных, морских и наземных путей трех континентов. Такой центр должен был иметь собственную хорошо защищенную гавань.

Для оборудования такой гавани необходимо было провести целый ряд серьезных инженерно-строительных работ. Первоочередной задачей было сооружение дамбы, соединяющей берег с островом Фарос, а также строительство мола, ограждающего гавань от песка и ила, который многочисленные рукава Нильской дельты в изобилии несут в море.

В результате у города оказались сразу две отличные гавани. Одна из них предназначалась для торговых кораблей, прибывающих со стороны Средиземного моря, другая принимала суда, идущие по реке Нил.

В 323 году до н.э. Александр умер, и вскоре после этого город перешел во владение нового властителя Египта - Птолемея I Сотера.

Во времена его правления Александрия превратилась в богатый и процветающий город-порт, и не последнюю роль в этом сыграло сооружение маяка.

Задачей маяка было обеспечение безопасности мореплавания в прибрежных водах, и благодаря этому увеличились объемы торговли, осуществляемой через Александрийский порт. Побережье Египта отличается однообразием ландшафта – в нем преобладают низменности и равнины, и для успешного плаванья морякам всегда требовался дополнительный ориентир: сигнальный огонь перед входом в гавань Александрии. Впрочем, эту задачу мог бы выполнять маяк гораздо более низкий. Даже маяк высотою в 35 м (а это высота другого Чуда Света древности – Колосса Родосского) для этих целей был бы несколько чрезмерен.

Скорее всего, в число наиболее важных функцией Александрийского маяка входило обеспечение безопасности от нападений с моря столицы государства Птолемеев. С моря могла исходить наибольшая угроза для Египта, который от нападений врагов на суше был естественных образом защищен пустыней.

Именно для обнаружения противника на значительном расстоянии от берега требовался наблюдательный пункт значительной высоты. Это было особенно актуально ввиду отсутствия вблизи Александрии каких-либо естественных возвышенностей, на которых можно было организовать такие наблюдательные пункты.

Возведение столь грандиозного сооружения требовало значительных интеллектуальных, финансовых и трудовых ресурсов, которые сложно было бы привлечь в неспокойное военное время. Однако, к началу III в. до н. э. сложилась благоприятная обстановка для начала строительства. В это время, приняв титул царя, Птолемей завоевал Сирию, уведя в качестве рабов в Египет огромное количество евреев. Другими важными событиями оказались заключение мира между Птолемеем Сотером и Деметрием Полиоркетом в 299 г. до н.э., а также смерть злейшего врага Птолемея – Антигона, и раздел его царства между диадохами.

Именно после 299 г. до н.э. и началось возведение маяка на острове Фарос. Назвать точную дату строительства довольно сложно. Называют 290, 285 и т.д. годы до н.э.

Остров Фарос в 285 году до н.э. был соединен дамбой с материком, что значительно облегчало проведение строительных работ.

Маяк на Фаросе совершенно не был похож на большинство современных сооружений подобного типа – тонких одиночных башен. Он больше напоминал футуристический небоскреб.

До наших дней не сохранилось точных сведений о размерах и конструкции Александрийского Маяка.

Высота маяка составляла от 120 до 180 м. Он представлял собой трехъярусную башню, стены которой были сложены из скрепленных раствором с примесью свинца мраморных глыб.

Основание маяка имело мощный фундамент в форме квадрата из гранита или известняка с длиной стороны около 180 – 190 м. На этой площадке располагался дворец или крепость с четырьмя башнями по углам. Этот самый нижний ярус маяка напоминал массивный параллелепипед. Вдоль его стен внутри проходил наклонный въезд, по которому наверх могла взобраться запряженная лошадью повозка.

Второй ярус был возведен в форме восьмиугольной башни, а третий ярус Александрийского маяка напоминал цилиндр, увенчанный опиравшимся на колонны куполом. На вершине купола гордо смотрела на мир огромная статуя бога Посейдона – повелителя морей. Огонь горел на площадке под ним. Сохранились свидетельства, что с кораблей можно было увидеть свет этого маяка на расстоянии шестидесяти, а то и ста км.

Внутри двух верхних этажей проходила шахта с подъемным механизмом, позволяющим доставлять на самый верх топливо для костра.

Винтовая лестница вела вдоль стен к вершине маяка вела, по ней обслуживающий персонал и посетители поднимались на площадку, где пылал сигнальный огонь. Там было установлено массивное вогнутое зеркало, по всей вероятности, изготовленное из отполированного металла. Оно должно было отражать и усиливать свет костра. Согласно источникам, яркий отраженный свет в ночное время указывал кораблям путь к гавани, а днем вместо него вверх поднимался видимый издалека огромный дымовой столб.

Александрийский маяк сразу же по окончании строительства был признан одним из семи чудес света, став предметом восхищения всего античного мира. Его силуэт изображали на сосудах, чеканили на монетах, отливали и вырезали в виде сувенирных статуэток для греческих и римских путешественников. Маяк сделался символом Александрии. В восторженных тонах описывали маяк Страбон и Плиний Старший.

Почти 1000 лет указывал судам дорогу Александрийский маяк. Землетрясения понемногу разрушали его. В 1183 году он всё ещё высился на острове, в этот год Александрию посетил путешественник ибн Джабар. Грандиозное сооружение настолько потрясло его, что он воскликнул: «Ни одно описание не сможет передать всю его красоту, не хватит глаз, чтобы окинуть его взором, а чтобы поведать о величии этого зрелища, не хватает слов!». Александрийская бухта к XII веку настолько заполнилась илом, что корабли больше не могли ею пользоваться. Маяк пришёл в упадок. В XIV веке он был полностью уничтожен землетрясением. Мамлюкский султан Кайт-бей в 1480 году построил на фундаменте маяка крепость, которая получила имя своего создателя. Крепость эта стоит и поныне.

об Александрийском маяке

  • Маяк возвели в городе Александрия, основанном Александром Македонским. Великий полководец заложил в различных концах своей необъятной империи как минимум 17 городов с аналогичным названием. Бесследно исчезли почти все эти города. И только Египетская Александрия процветала в течение многих столетий и благоденствует по сей день.
  • Маяк создал архитектор Сострат из Книдии. Птолемей II, унаследовавший престол после своего отца Птолемея Сотера, желал, чтобы было выбито на камнях только его царственное имя, и чтобы его именно почитали как создателя Александрийского маяка. Сострат, гордый своим творением, нашел способ увековечить своё имя. Он выбил такую надпись на каменной стене: "Сострат, сын Дексифона, книдиец, посвятил богам-спасителям за здравие мореплавателей!", затем покрыл эту надпись слоем штукатурки, а сверху написал имя Птолемея. Прошли века, и штукатурка осыпалась, открыв миру имя истинного строителя маяка.
  • Александрийский маяк – седьмое чудо света – на самом деле является восьмым чудом. Вторым чудом света до его постройки считались стены Вавилона. Когда маяк был возведён, современники настолько были поражены этим выдающимся сооружением, что стены Вавилона попросту вычеркнули из списка Семи чудес света и внесли в него маяк как самое последнее, новейшее чудо.
  • По всему свету разлетелась весть о Чуде, и маяк стали называть по имени острова Фаросским или просто – Фаросом. Позднее слово "фарос", как обозначение маяка, закрепилось во многих языках (французском, испанском, румынском).
  • А в русском языке от него произошло слово «фара».