Усадьба высокие горы на земляном валу. Усадьба Усачёвых-Найдёновых «Высокие горы


В своей книге «Подмосковные», вышедшей в 1914 году, Ю. Шамурин писал: «Когда искусство эпохи классицизма займет подобающее ему место в общественном мнении, дом Найденовых станет такой же гордостью, таким же художественным украшением Москвы, как Кремль, здание Румянцевского музея, Третьяковская галерея и т. п.». В отношении архитектуры и общего художественного облика дом Найденовых превосходит Останкино и Кузьминки.


По типу домов усадебный дом близок к более популярному Опекунскому совету на Солянке, построенному тем же Жилярди на несколько лет позднее. Та же ионическая колоннада в один второй этаж, поставленная на массивных арках, тот же купол с многочисленными круглыми окнами, та же рустовка нижнего этажа. В зале дома Найденовой по эскизам Жилярди расписаны потолки. Главный дом поставлен вдоль улицы, оформляя вместе с подпорной стеной пандуса значительный отрезок проезда вдоль срытого Земляного Вала. Своим внушительным видом он фиксирует наиболее высокое место прибрежного рельефа.


От проезжей части улицы дом отделял небольшой палисадник, как это было предписано Комиссией для строений. Как всякое классическое здание, оно имеет центрально-осевую композицию и главную точку зрения: дом Усачевых поставлен так, что его поперечная ось совпадает с осью расположенного напротив Грузинского переулка. Поднятый на уровень второго этажа портик замыкает таким образом открывающуюся с переулка перспективу.


Вход в дом, как это было принято с конца 18 в., расположен со двора, не нарушая строгости композиции главного фасада и цельности идущей вдоль него анфилады. Выходящее во двор парадное крыльцо дома, перекрытое великолепным зонтом кузнечной работы, украшено фигурами грифонов и сфинксов. От дома в парк ведет великолепный сход: опускающаяся террасами дорожка, окаймленная мраморными вазами (пандус), законченная широкой каменной плитой со стерегущими львами.


Под парк была использована южная часть усадьбы, спускающаяся к Яузе, а под хозяйственный двор и огороды отведены северная и северо-восточная зоны участка. В парке еще при Усачевых были построены Музыкальный павильон и Чайный домик, строения изящные и изумительные по красоте. До нашего времени не дошли. Зато сохранились две беседки, возведенные в 1835. Парк украшали скульптуры, часть из которых дошла до наших дней. Интересны построенные Д. Жилярди по указу Василия Усачева каретная и конюшня, образующие вместе с главным домом внутренний двор. Усадьбу Усачевых—Найденовой И. Грабарь отнес к «жемчужинам русского искусства».


В парке усадьбы Усачевых-Найденовых — грот, фонтан, беседки-ротонды, привезенные из Парижа скульптуры времен года, «Чайный» (или «Музыкальный») домик, чугунные скамейки, фонарь в стиле «модерн». Сохранились чугунные вазы, львы и грифоны на пандусе, статуи четырех времен года в парке, кованый козырек над парадным крыльцом.

Путеводитель по архитектурным стилям

Усадьба сначала занимала два участка. На одном из них в XVI веке стояла усадьба великого князя Ивана III. В 1831 Хлудовы выкупили у Найденова двор возле Яузы и расширили усадьбу. А в 1880-х годах все владение отошло Найденову. При нем парк усадьбы, заложенный еще садоводом-любителем Усачевым, стал пользоваться популярностью у москвичей.

Одна из жемчужин московского зодчества XIX века - дом и сад... созданные Жилярди. Это городская усадьба, новый тип другой такой же усадьбы Москвы - Румянцевского музея, это вторая итальянская вилла, каким-то волшебством перенесенная на берега грязной и узкой Яузы. Густо разрослись деревья сада, разбитого по плану того же Жилярди, и за ними прячутся чарующие архитектурные замыслы. Самый дом выходит фасадом на Садовую и не поражает с первого взгляда… Но совершенно исключителен по замыслу пологий спуск из второго этажа дома в сад, обставленный по бокам вазами с цветами и завершающийся двумя львами. Этот боковой фасад дома задуман и обработан как самостоятельное архитектурное сооружение, и по общим формам в нем нетрудно угадать мастера знаменитого Конного двора в подмосковных Кузьминках...
Замечателен на склонах парка и ансамбль из Чайного павильона и двух круглых беседок, дышащих какой-то одухотворенностью, античною радостью бытия. Если про античные статуи говорят нередко, что их мрамор живет, то здесь дышит и поет прозаический кирпич под забеленною штукатуркой; здесь зодчество становится скульптурой, не знающей парадных, фасадных и непарадных частей: павильон и беседки, как статуи, равно красивы со всех сторон, а общую концепцию бокового паркового входа в большой дом можно сравнивать с каким-нибудь барельефом. В орнаментальных декорациях, в узорах решеток - всюду встречаются характерные для Жилярди любимые им лебеди и лиры, в извивах которых повторяются те же линии лебединой шеи. И самое зодчество Жилярди - лебединая песнь стиля империи, последнее его слово, высочайшее достижение.

В советское время в парке устроили санаторий. Его сотрудники бережно относились к усадьбе Усачевых-Найденовых.

Терраса главного входа с лестницей и пандусом, как и раньше, спускается в парк, площадью 8,2 гектара. Сохранились чугунные вазы, львы и грифоны на пандусе, грот, привезенные из Парижа скульптуры времен года, кованый козырек над парадным крыльцом. Почти полностью восстановлены интерьеры главного дома с «перспективной» живописью М. Скотти (по другой версии, Антонио Клаудио). Но в конце XX века сгорел Чайный домик.

Сейчас усадьбу Усачевых-Найденовых занимает центр спортивной травматологии. А когда в кино нужно показать старый городской парк, выбирают именно это место. Парк в фильме «Покровские ворота», «Интердевочка», «Гостья из будущего» - это «Высокие горы». В роли больницы выступает усадьба в «Мастере и Маргарите». А художник Боголюбов запечатлел усадьбу Усачевых-Найденовых на картине «Вид на Москву из Хлудовского сада».

Говорят, что... ...Усачевы были так популярны, что даже Высокояузский мост называли «усачевским» .
...сестра Найденова жила в флигеле в парке, так как она разошлась с мужем и, по мнению Николая Найденова, опозорила семью. В главный дом преступницу не поселили, а приданое пустили в оборот.

Усадьба Высокие горы на фотографиях разных лет:

Прогулка, взывающая к чувствам и ощущениям, нежели к желанию глубоко расследовать исторические детали



Всего 52 фото

Уже бесчисленное количество раз проезжаю по Садовому кольцу в районе Земляного Вала, а мимолетный взгляд постоянно останавливается на этом впечатляющем знаковом главном здании усадьбы Усачевых-Найденовых, что на высоком берегу Яузы. Как будто внутренний некто настойчиво обращает мое внимание на эту красоту и явные пробелы в конкретных исторических сведениях об этой московской усадьбе. Много лет уж живу в Москве, а побывать в этом удивительном городском усадебном парке так и не довелось. И, только понемногу начав исследовать русские московские и подмосковные усадьбы, их историю я, наконец, насладившись фото работами многих авторов снимавших здесь, я решил, что пора!

Об усадьбе Усачевых-Найденовых (усадьба Высокие Горы) выложено огромное количество исторических материалов и проведена масса исследований любителями-энтузиастами. Поэтому я не ставлю перед собой особой задачи еще и еще раз переписывать довольно известные факты. Напротив - мы с Вами просто прогуляемся по одной из самых интересных и удивительным образом сохранившихся городских усадеб Старой Москвы. А в процессе этой прогулки я буду разбавлять визуальный ряд уместными, на мой взгляд, комментариями и информацией, которая может потребоваться по ходу.

Для тех, кто все же захочет после прогулки углубиться в детективные хитросплетения исторических фактов, домыслов и городских легенд касаемо этого места, я приведу в конце своего поста наиболее авторитетные, подробные и интересные источники об этой усадьбе. И если этой публикацией я смогу возбудить в Вас романтические ощущения и желание узнать больше о своем родном городе и народе - задача, поставленная мной, будет исполнена.

Поскольку материала набралось много, а ЖЖ в последнее время сильно ограничил, как я понял, объем выкладываемой информации по количеству фоток, я разделил рассказ об усадьбе на две логичные части. В первой части мы ознакомимся собственно со строениями усадьбы, а во второй - прогуляемся по замечательному и чудом уцелевшему усадебному парку Старой Москвы.

Кроме того, множество существующих фотографий этой усадьбы в основном сняты золотой осенью, летом и зимой, а здесь перед вами - самый канун майских праздников - парковая зелень только начинает пробиваться и открываться солнечному свету, проявляя миру свою изумрудную растительную ткань, символизируя ростки новой жизни и возрождение Старой и Новой Москвы.

Проще всего до усадьбы добраться, выйдя из станции метро Чкаловская прямо к Садовому и повернув налево пройти 2-3 минуты по внешней части Садового кольца понемногу спускаясь к Яузе. Однако я все же решил пройтись от Таганки по внешней стороне Садового кольца, чтобы сполна насладиться видом этого замечательного архитектурного сооружения на высокой горе, что над Яузой.

Кстати - вот один не совсем профильный общей теме снимок с Яузского моста в сторону Котельнической набережной, который тем ни менее, постепенно начинает погружать в исторический контекст древней Москвы. С трепетным вожделением проявляются не знакомые предвкушающие ощущения и впечатления из коллективного бессознательного Великого Города. Я вот так и почувствовал в это мгновение, что иду к цели по какому то чувственному наитию, что Москва вот вот откроет передо мной частицу своих тайн и былых сокровенных переживаний ее жителей…Когда то именно в этом направлении открывался захватывающий вид на Москву с Высоких Гор.
02.

После моста через Яузу поднимаюсь по Земляному валу. И, вот эта усадьба прямо парит передо мной. Действительно «Высокие Горы»! Красота! Несмотря на жесткий контровой свет снимаю главное здание усадьбы. По Садовому льется сплошная лавина автомобилей. Что бы попытаться снять объект с минимумом элементов снующего городского трафика надо еще потренировать свое терпение) Машины пролетают совсем рядом со зданием усадьбы, а когда то перед ним был обширный палисадник, уничтоженный при реконструкции Садового кольца.
03.

Чтобы попасть на внутреннюю сторону Садового к усадьбе, нужно пройти еще немного и далее по подземному переходу. По дороге к нему встречаю группу городских туристов с колоритным экскурсоводом. Немного позже окажется. что все они направляются туда же, куда и я…
04.


05.

На небольшом крыльце усадьбе бросается в глаза табличка с QR-кодом, приглашающая поинтересоваться усадьбой в интернете.
06.

Вот мы и во дворе усадьбы. Здесь все же стоит немного остановиться и рассказать кто, где, когда и откуда…)

Если кратко, то первыми значимыми владельцами усадьбы были успешные купцы-чаеторговца братья Усачевы. В июле 1828 года они выкупили первый земельный участок под усадьбу у купчихи Степаниды Невежиной на высоком берегу Яузы. Впоследствии братья докупали еще землю у соседей для расширения своих владений и строительства своей городской усадьбы как символа своего купеческого успеха. Усачевы строили не купеческий дом, а изначально полноценную уникальную дворянскую усадьбу и для этих целей был приглашен известный и востребованный в то время швейцарский архитектор Доменико Жилярди.
07.

Именно Жилярди совместно с известным в то время русским архитектором Григорьевым восстановил множество городских зданий после сожжения Москвы в 1812 году, таких как Колокольня Ивана Великого в Кремле, Московский Университет на Моховой, Екатерининский институт, Вдовий дом на Кудринской площади, усадьба Гагариных на Поварской 25а, дом Лунина на Никитском бульваре, 12, Конный двор и Музыкальный салон в усадьбе Кузьминки, а также многих других. Так, что купцы Усачевы денег не жалели…

Жилярди с увлечением взялся за новый масштабный проект, тем более его не ограничивали в фантазиях и можно сказать, что Доменико творил здесь от всей души.

На территории усадьбы в настоящее время находится реабилитационный центр спортивной медицины (МНЦПСМ). Когда то я здесь оказался по причине растянутых мышечных связок от занятий спортом, учась в институте. Но, ничего из интерьеров главного здания я уже решительно не помню)
08.

Поскольку усадьба является памятником федерального значения, внешний фасад главного здания и его сторона, что рядом со входом на территорию усадьбы, тщательно отреставрированы. Однако мы увидим, что еще не все сделано для того, чтобы здание главного дома выглядело блестяще целиком.
09.

Впечатляют знакомые скульптурные изображения стерегущих львов скульптора Замараева на замковых камнях окон здания. Это определенно популярный образ для «тогдашней» классической ампирной Москвы.
10.

Вход на территорию совершенно свободный. Повсюду суетились рабочие бригады, наводя весенний порядок в усадьбе после долгой зимы.
11.


12.

Усадьба строилась Жилярди с 1829 по 1831 гг. Несмотря на то, что Усачевы всячески старались построить именно дворянскую усадьбу, пытаясь выйти из рамок своих купеческих комплексов, все же, внутри двора ощущается усачевская рачительность и практичность. Ансамбль большого двора состоит из внушительного Каретного сарая и больших протяженных Конюшен напротив главного здания усадьбы.

А вот та самая экскурсионная группа, что я встретил на Садовом.
13.


14.

Вход в главное здание устроен со двора. Так было принято с конца XVIII века, чтобы не нарушать строгости композиции главных городских фасадов города. Внутренний же фасад самого главного здания усадьбы определенно не впечатляет. Очевидно, он еще и неоднократно перестраивался впоследствии и во многом утерял свой первоначальный архитектурный образ. Однако восхитительное художественное чугунное литье изящного парадного крыльца с кованым козырьком и стильные воздушные чугунные фонарные столбы сразу же заставляют забыть обо всем на свете.
15.

Особый шарм придают парадному входу эти чугунные стерегущие львы и крылатые грифоны, отлитые как и все скульптурные изображения усадьбы в парижских мастерских (по некоторым сведениям Джованни Витали) и привезенные в Москву по спецзаказу.
16.


17.


18.

Фигуры львов обычно использовали для символической охраны жилища и эти царственные животные очевидно должны были создавать соответствующий величавый и достойный контекст у гостей хозяев усадьбы. Фигуры львов хорошо сохранились, даже выражение их покорных морд создают какую то особую спокойную и умиротворенную атмосферу вокруг.
19.


20.


21.

Особенно впечатляют крылатые грифоны - мифические существа, стилизованные под сфинксов. Грифоны, по свидетельству Геродота, действительно, когда то существовали в пустынях Персии, где охраняли золото и строили из него свои гнезда. Из за связи грифонов с золотом они и стали, в частности, символом ростовщичества. Очевидно, поэтому купцы и использовали фигуры этих древних мифических существ для охраны и процветания своего купеческого и во многом ростовщического дела.
22.


23.

В середине XIX века владение перешло к Хлудовым, а на рубеже XIX-XX вв. - к Найденовым.
24.

Пройдемся немного по внутреннему двору усадьбы. В просторном сквере установлены многочисленные зеленые деревянные скамьи, здесь удобно отдохнуть и поразмышлять в тени свежей шелестящей на ветру зелени.
25.

Каретный сарай находится сразу же слева после главного входа, если миновать приоткрытые и уже изношенные временем чугунные ворота. У самых ворот построена приличная просторная сторожка в виде миниатюрного одно этажного особнячка.
26.

Это как раз и есть Каретный сарай. Во многом он смотрится гораздо выигрышней и впечатляюще, чем даже фасад главного здания усадьбы со двора.
27.


28.


29.


30.


31.

В правой части внутреннего двора - внушительная каменная ограда с чугунными литыми решетками за которой располагается усадебный парк. Однако мы туда не пойдем, а продолжим пока осмотр замечательных строений усадьбы.
32.


33.


34.


35.

Это Конюшенный двор. Конюшни очень большие. Скорее это даже не конюшни, а одно-двухэтажный ампирный дворец с мезонином.
36.


37.

Справа от конюшен и смежно к ним по границе с парком вглубь усадебной территории идут хозяйственные корпуса и складские здания.
38.

Еще одно здание в глубине усадебной территории. Ничего особенного из себя оно не представляет, потому, как отделано крашеными алюминиевыми панелями, что резко диссонирует с общей усадебной атмосферой.
39.

Очевидно, эти строения, когда то являлись известными всей Москве богатыми оранжереями. Один из братьев Усачевых - Петр Николаевич был увлеченным садоводом и с наслаждением спроектировал этот регулярный террасный парк с просторными оранжереями и зверинцем. Москвичу с удовольствием туда ходили.

В своей книге «Подмосковные», вышедшей в 1914 году, Ю. Шамурин писал: «Когда искусство эпохи классицизма займет подобающее ему место в общественном мнении, дом Найденовых станет такой же гордостью, таким же художественным украшением Москвы, как Кремль, здание Румянцевского музея, Третьяковская галерея и т. п.». В отношении архитектуры и общего художественного облика дом Найденовых превосходит Останкино и Кузьминки.

По типу домов усадебный дом близок к более популярному Опекунскому совету на Солянке, построенному тем же Жилярди на несколько лет позднее. Та же ионическая колоннада в один второй этаж, поставленная на массивных арках, тот же купол с многочисленными круглыми окнами, та же рустовка нижнего этажа. В зале дома Найденовой по эскизам Жилярди расписаны потолки. Главный дом поставлен вдоль улицы, оформляя вместе с подпорной стеной пандуса значительный отрезок проезда вдоль срытого Земляного Вала. Своим внушительным видом он фиксирует наиболее высокое место прибрежного рельефа.

От проезжей части улицы дом отделял небольшой палисадник, как это было предписано Комиссией для строений. Как всякое классическое здание, оно имеет центрально-осевую композицию и главную точку зрения: дом Усачевых поставлен так, что его поперечная ось совпадает с осью расположенного напротив Грузинского переулка. Поднятый на уровень второго этажа портик замыкает таким образом открывающуюся с переулка перспективу.

Вход в дом, как это было принято с конца 18 в., расположен со двора, не нарушая строгости композиции главного фасада и цельности идущей вдоль него анфилады. Выходящее во двор парадное крыльцо дома, перекрытое великолепным зонтом кузнечной работы, украшено фигурами грифонов и сфинксов. От дома в парк ведет великолепный сход: опускающаяся террасами дорожка, окаймленная мраморными вазами (пандус), законченная широкой каменной плитой со стерегущими львами.

Под парк была использована южная часть усадьбы, спускающаяся к Яузе, а под хозяйственный двор и огороды отведены северная и северо-восточная зоны участка. В парке еще при Усачевых были построены Музыкальный павильон и Чайный домик, строения изящные и изумительные по красоте. До нашего времени не дошли. Зато сохранились две беседки, возведенные в 1835. Парк украшали скульптуры, часть из которых дошла до наших дней. Интересны построенные Д. Жилярди по указу Василия Усачева каретная и конюшня, образующие вместе с главным домом внутренний двор. Усадьбу Усачевых-Найденовой И. Грабарь отнес к «жемчужинам русского искусства».

В парке усадьбы Усачевых-Найденовых - грот, фонтан, беседки-ротонды, привезенные из Парижа скульптуры времен года, «Чайный» (или «Музыкальный») домик, чугунные скамейки, фонарь в стиле «модерн». Сохранились чугунные вазы, львы и грифоны на пандусе, статуи четырех времен года в парке, кованый козырек над парадным крыльцом.

История
В 1828 году братья Усачёвы – Василий Николаевич и Петр Николаевич, купцы, успешно занимающиеся продажей чая, купили у вдовы Степаниды Невежиной участок на высоком берегу Яузы и занялись его обустройством.
Надо сказать, что в 1820-1830-х годах границу Москвы расширили, земляной вал снесли, а ров засыпали. Поскольку на месте образовалась очень широкая полоса земли, для дороги и тротуара оставили 25 метров, а остальное отдали местным землевладельцам с обязательным условием – сделать палисадник, посадить деревья и поставить хорошую ограду. Территория будущей усадьбы Усачёвых-Найдёновых располагался как раз возле земляного вала и вошёл в границы Москвы, так что его хозяева получили приличный кусок земли под палисадник.
Поскольку территория уже вошла в черту Москвы, несмотря на свой вид, усадьба считается городской.
Для обустройства усадьбы пригласили известного архитектора Доменико Жилярди. По его проекту главный дом, каретный сарай и конюшни образовывали внутренний двор. Парадных вход в главным дом находился во дворе. С южный стороны от дома в парк спускается закруглённый пандус, украшенный вазами и львами. Интересно, что приём заимствован из архитектуры Царского села, и в Москве использован только в этом месте.
За конюшней находились хозяйственные здания и огороды. В парке, существовавшем ещё до строительства усадьбы установили несколько павильонов, в том числе музыкальный и Чайный домик. Возле дома построили грот. На краю холма, предположительно, по проекту ученика Жилярди А.Г. Григорьева установили две восьми-колонные беседки-ротонды.
Пётр Николаевич очень любил заниматься садоводством. Благодаря ему на территории парка появились оранжереи, пользующиеся популярностью среди москвичей.
При Усачёвых усадьба стала не менее роскошной, чем владения дворян. Её даже хотела купить Великая Княгиня Елена Павловна, но не сложилось.
В усадьбе часто устраивались приёмы, а сами Усачёвы были так популярны в обществе, что мост через Яузу недалеко от усадьбы длительно время назывался «усачёвским».
После смерти Петра Николаевича в 1848 году за усадьбой перестали следить и она постепенно пришла в упадок. В 1854 году её купил текстильный фабрикант и благотворитель Герасим Иванович Хлудов. Он занялся усадьбой, преобразил парк на английский манер, модный в те времена. В парке появились птичий двор, зверинец, а так же редкие виды растений, а оранжереях гости могли увидеть южные растения. В саду и главном доме провели водопровод, подключили калориферное отопление.
Герасим Иванович занимался коллекционированием картин и при нём в усадьбе появляется картинная галерея.
При нём дом часто посещали важные люди, чья деятельность связана с финансами.
После смерти Хлудова в 1885 году, его имение делят между собой четыре дочери, уже имеющие свои семьи. Позже Александра Герасимовна Найдёнова выкупает у сестёр усадьбу. Продолжая дело отца-благотворителя, Александра Герасимовна в 1888 году недалеко от усадьбы открывает дом призрения с храмом преподобного Герасима. Там была богадельня на 80 человек и дом бесплатных квартир на 150 вдов с сиротами.
По одним данным Найдёновы не живут в усадьбе, по другим, вместе с ними там поселяется и брат мужа Александры Герасимовны – Николай Александрович Найдёнов, предприниматель, 39 лет избиравшийся гласным городской думы, и увлекавшийся архитектурой старой Москвы.
Возможно, Найдёновы там жили только время от времени или приезжали на время приёмов. А приходили к ним в гости, как и купеческая элита, так и профессора.
Александра Герасимовна поддерживала усадьбу в отличном состоянии до самой революции. После чего в усадьбе разместился туберкулёзный санаторий «Высокие холмы». Название, по все видимости, произошло от месторасположения санатория.
В 1950-х годах по проекту реставрации И. Рубен и Г. Солодкой служебным постройкам и части декора был возвращён изначальных архитектурный облик. Немногим позже почти полностью отреставрированный Чайный домик сгорел, а концертный павильон просто полностью исчез с территории парка.
До нашего времени дожили главный дом, каретный сарай, конюшни, некоторые хозяйственные постройки, пандус, грот, две беседки-ротонды.
Парк иногда использовали для съёмок фильмов, например, встречается он в фильме «Покровские ворота».
После санатория на территории усадьбы располагался городской врачебно-физкультурный диспансер. С 1999 года на территории находится Московский научно-практический центр спортивной медицины.

Настоящее
Давайте прогуляемся по современной усадьбе Усачёвых-Найдёновых.
Расположена она совсем недалеко от метро «Чкаловская» и «Курская»-кольцевая. В первом случае нужно выбрать выход с переходом на кольцевую, во втором с переходом на Люблинскую линию. Недалеко от выхода будет широкая улица Земляной вал. Подходим к ней и смотрим на дома с другой стороны. Теперь надо повернуть налево и идти вдоль улицы прямо, не сворачивая. На пути попадётся один подземный переход, воспользуемся им, чтобы пересечь Верхнюю Сыромятническую улицу, что идёт перпендикулярно Земляному валу. Если позже на другой стороне вы увидите между двух домом интересную ограду в виде арок, а за ней лестнице – значит путь выбран верно, и скоро слева от вас появятся ворота в усадьбу.
Ворота в усадьбу находится выше тротуара, а перед ними находятся пандус и лестница. На одной колонне висит зелёный крест, а на другой таблички. Они сообщают нам, что этот объект охраняется государством и что здесь находится центр спортивной медицины. Поднимаемся наверх и видим ещё одну табличку – часы приёма больных, посетителей и запрет на спиртное.
Входим через старинные ворота на территорию. Справа располагается главный дом, он же здание администрации, слева спортивная аптека.
Сразу бросается в глаза, что окна главного здания украшены барельефами в виде львиных голов. Вход в дом находится за углом. Над входом большой козырёк, украшенный ажурным орнаментом, по бокам крыльца сидят львы и грифоны. Возле последних стоят зелёные скамейки.
Напротив входа располагается небольшой сквер с ёлочками, скамейкой, дорожками в три стороны. Слева от него – здание поликлиники, бывший каретный сарай. На нём тоже найти барельефы, псевдо-колонны.
Напротив главного дома находится бывшая конюшня, ныне травматологическое отделение, выполненное, как и остальные здания в одном стиле – таком простом, но в тоже время красивом. На первом этаже конюшни где-то посередине окон между ними находятся кольца, а чуть выше кое-где штырьки. Интересно, для чего они служат?
От травматологического отделения поворачиваем налево и идёт к хозяйственным постройкам. Там видно много деревянных домиков, современный съезд на территорию. Сразу на бывшей конюшней поворачиваем направо и идём к парку. Аллея, которую мы выбрали выводит к восточной беседке ротонде. За домом на газоне справа видим статую – мужчина с виноградом, а у его ног ребёнок.
По дороге беседке на дереве висит предупреждение о падающих ветках. Да и по виду деревья здесь древние, скрипучие, того гляди на тебя что-нибудь свалится.
Подходим к беседке, она сама и восемь колонн украшены повторяющимся рисунком. Сразу за беседкой начинается склон холма. Осмотревшись, идём ко второй по дорожке. Когда проходим половину, видим слева ступеньки – спуск низ.
Вторая беседка почти копия первой. Почти потому что кое-где более разрушенная. От неё поворачиваем направо – к зданиям центра. По пути нам встречаются три статуи и оболочка дерева, скреплённая железными полосками. Сначала склонившая голову девушка, потом дерево, а за ним справа юноша, слева женщина без правой руки.
Идём до конца дорожки и почти у самых ворот поворачиваем налево. Дорога приводит нас к гроту и пандусу. Часть грота облагорожена, там часто можно видеть как люди отдыхают и перекуривают.
Бортики пандуса украшены вазами, а у самого спуска на них сидят такие же львы как и на входе. Часть краски от стены главного дома и пандуса здесь отвалилась, так что видны кирпичи. Можно подняться туда и пройтись до самого здания.
Дальше идём по дорожке, перпендикулярно пандусу и плавно спускаемся вниз с холма. Над нами оказывается одна из беседок. Дальше наш путь лежит по прямой аллее вдоль холма.
Из интересного, что встретилось мне, это стул возле тополя (вроде бы), к которому идёт тропинка, а потом дальше идёт дорожка из одиночных следов. А дальше на заборе неожиданно начинается колючая проволока и убегает до самого конца с этой стороны.
Аллея постепенно заворачивает и поднимается на холм, выводя нас к административным корпусам, один из которых сейчас реконструируется. Идём мимо них дальше и доходим до старого фонтанчика. Пройдём от него до скульптур и повернём к выходу. Поднимемся по небольшой лесенке и окажемся во внутреннем дворе усадьбы. Повернувшись к воротам, увидим дула двух пушек, будто застрявших в фундаменте.
На этом наша прогулка по усадьбе заканчивается. Напоследок, можно уже за территорией пройтись немного в сторону Яузы и посмотреть на фасад дома со стороны дороги.

Спасибо за внимание!

Ещё фотографии: