Как одеваются в саудовской аравии. Как живут женщины в Саудовской Аравии? Такое восприятие Саудовской Аравии присуще многим иностранцам

Королевство Саудовская Аравия - крупнейшее государство на Аравийском полуострове. Наверняка вам известно, что в этой стране действует ряд очень строгих законов, включающих даже смертную казнь, а с женщинами здесь и вовсе никто не считается. По данным на 2009 год, страна занимает 130-е место из 134 стран по ущемлению женских прав. Несмотря на многочисленные ограничения и правила женщины Саудовской Аравии не перестают бороться за своё место в этой жизни и делают всё возможное, чтобы их считали такими же полноправными членами общества, как и мужчин.

Вождение автомобиля

Традиции: В XXI веке королевство остается единственным местом на планете, где существует запрет на вождение транспортного средства лицами женского пола. Жительницы страны, находясь за границей, не упускают возможности сесть за руль. Но даже наличие международного водительского удостоверения в их собственной стране не дает им права на получение водительской лицензии.

Изменения: Летом 2017 года была опубликована книга одной из самых ярких активисток Саудовской Аравии Маналь Аль-Шариф «Отважиться на вождение: Молодая саудовская женщина, бросившая вызов королевству мужчин». Публикации предшествовал прошлогодний девятидневный арест Маналь за вождение. Она не просто села за руль автомобиля, но и засняла это на видео, а позже добавила ролик на YouTube, положив начало грандиозной акции неповиновения среди других соотечественниц, которые последовали ее примеру. Как говорит сама Маналь: «Борьба заключается не в том, чтобы водить машину. Речь идет о том, чтобы стать водителем собственной судьбы».

Участие в открытых спортивных мероприятиях

Традиции: В женских школах и университетах спорту уделяется мало внимания, а посещать открытые спортивные соревнования прекрасной половине саудовского общества и вовсе запрещено.

Изменения: Только в 2012 году Сара Аттар и Видждан Шахарджани стали первыми представительницами женской команды Саудовского королевства на Олимпиаде в Лондоне. Они выступили в таких видах спорта, как легкая атлетика и дзюдо. И хотя спортивные результаты девушек оказались не впечатляющими, их имена уже вошли в историю.

Согласие опекуна

Традиции: Кажется дикостью, но женщина в Саудовской Аравии не может самостоятельно выйти замуж или подать на развод, получить образование, работу и путешествовать. Даже чтобы снять жилье, открыть банковский счет или сделать операцию по медицинским показаниям, согласно нормам страны, необходимо сначала получить разрешение махрама - мужчины-опекуна.

Изменения: Азиза Аль-Юсуф - еще одна известная фигура среди саудовских женщин - борцов за свои права. В прошлом году она приняла активное участие в движении по отмене опеки со стороны мужчин. Кампания быстро набирала обороты в интернете, а более 14 000 соотечественниц Азизы подписали петицию с требованием отмены правил опекунства.

Руководство страны пошло на уступки. Указом короля Сальмана бен Абдель-Азиза Аль-Сауда от 17 апреля нынешнего, 2017 года решено, что система опеки наконец-то будет пересмотрена. Согласно королевскому распоряжению, госорганы в трехмесячный срок должны издать новые законы по упразднению опеки и предоставить максимально упрощенный список процедур, при которых согласие со стороны мужчины все же потребуется. Насколько масштабными и глубокими будут изменения, пока еще судить рано.

Правила половой сегрегации

Традиции: Чтобы оценить суровость законов в Саудовской Аравии, достаточно знать, что женщина может быть наказана просто за разговор с представителем мужского пола, который не является ее близким родственником.

Общественные места и учреждения поделены в стране на мужские и женские зоны. Отдельно проводится обучение в образовательных заведениях, четкое отмежевание наблюдается в ресторанах, кафе, магазинах и офисах. Даже такие международные компании, как McDonald’s, Pizza Hut, Starbucks, предоставляют в стране отдельные зоны для мужчин и женщин.

Изменения: Развитие социальных сетей дало возможность обходить существующие запреты и выбирать круг хотя бы виртуального общения самостоятельно, проявляя при этом определенную осторожность. А открытие в 2009 году первого совместного университета для обучения парней и девушек вселяет надежду на либерализацию существующего порядка в общении между полами.

Одна из фигуранток списка Forbes, гендиректор саудовской финансовой компании Olayan и известная активистка в деле борьбы женщин за свои права Лубна Олаян первой заговорила об отмене половой сегрегации, аргументируя это потребностями в построении развитой экономики в стране. Хотя доля занятого женского населения составляет 17%, каждая вторая работающая женщина имеет высшее образование. Для сравнения: среди мужчин дипломом о высшем образовании могут похвастаться лишь 16%. Женщины используют любую возможность для получения образования, будь то дистанционное обучение или учеба за рубежом, которая стала возможна с 2008 года при согласии опекуна.

А в мае 2017 года дочь американского президента Иванка Трамп, широко известная благодаря активной позиции в вопросах занятости женского населения, провела встречу с саудовскими женщинами-лидерами, отметив позже в своем инстаграме: «Необходимость расширения возможностей и вовлечения женщин не знает границ и культур. Будь то в Соединенных Штатах или Саудовской Аравии, мы должны признать, что расширение прав и возможностей женщин является ключевым фактором процесса экономических преобразований».

Замуж по собственному желанию

Традиции: 2005 год хоть и принес в королевство отмену принудительных браков, однако договор между отцом и будущим супругом невесты все так же является обязательным. В таких обстоятельствах, когда женщина вообще не принимает участия в переговорах о собственной судьбе, ни о каком самостоятельном выборе супруга и речи быть не может.

Изменения: С мертвой точки вопрос немного сдвинулся в 2016 году. Женщина теперь получает копию брачного договора и возможность защищать свои права, в том числе и при разводе. Хочется верить, что на этом изменения не остановятся и в ближайшем будущем каждая женщина Саудовской Аравии сможет выбирать себе спутника жизни, руководствуясь лишь собственным желанием и зовом сердца.

Право на досрочное освобождение из тюрьмы

Традиции: В Саудовской Аравии существует давняя традиция, по которой заключенного могут выпустить досрочно, если он выучит наизусть Коран или же получит помилование от короля в дни религиозных или государственных праздников. Однако ни на свою память, ни на милость короля саудийкам, отбывающим наказание в тюрьме, рассчитывать не приходится. Женщина может быть освобождена только с разрешения мужчины-опекуна, который часто настаивает на продлении срока.

Изменения: Единственное оружие женщин в этом случае - добиваться огласки и привлечения внимания мировой общественности к своему делу. Иногда этот механизм срабатывает и случается долгожданное освобождение. «Я думаю, что это наша задача - бороться за наши гражданские права. Власти движутся в этом направлении и проводят много реформ, но нам самим необходимо развиваться как гражданскому обществу, развивать некоммерческие организации», - уверена принцесса Амира ат-Тавиль, влиятельная саудийка, вице-президент благотворительного фонда Alwaleed Philanthropies, неоднократно публично выступавшая в зарубежных СМИ за расширение прав соотечественниц.

Дресс-код

Традиции: Согласно закону, представительница прекрасного пола может появляться в общественном месте, прикрывая все части тела за исключением овала лица, кистей и стоп. В 2011 году было предписано скрывать и глаза от посторонних мужчин.

Изменения: Женщины не были бы женщинами, если бы не стремились утвердиться в своем праве одеваться согласно собственному вкусу и веяниям времени. Вслед за местными иконами стиля саудийки все чаще решаются выйти за рамки черной абайи (традиционного длинного платья), экспериментируя с цветами, фасонами и украшениями в своем гардеробе. Принцесса Дина Абдулазиз Аль-Сауд, благодаря своему тонкому вкусу и умелому сочетанию восточного колорита и западных новшеств в своем стиле, известна далеко за пределами родины. Дина, в июле прошлого года возглавившая Vogue Arabia, стала вдохновляющим примером для многомиллионной женской аудитории королевства, а Кристиан Лубутен даже назвал одну из пар туфель в ее честь.

Опека над своими детьми

Традиции: Семейный кодекс - еще один пункт, где женская половина населения Аравии ущемлена в своих правах. Законодательная база Саудовского королевства предполагает, что дети, достигшие семилетнего возраста, полностью находятся во власти отца. Во время развода о совместной опеке над детьми нечего и думать, если отец изъявит желание, чтобы дети остались с ним.

Изменения: Благодаря усилиям женщин, получивших в 2011 году право войти в законодательный совет, с 2013 года насилие в семье стало рассматриваться как уголовное преступление. В том же году женщинам официально разрешили работать юристами по семейным делам. Такие, хоть и минимальные, изменения в сторону увеличения женских прав дают надежду, что правовое положение жены и матери в стране станет более защищенным. И тот факт, что число разводов по женской инициативе возросло за последнее время, свидетельствует о большей уверенности женщин в своих силах и готовности к трудностям, связанным с бракоразводным процессом и жизнью без мужа.

Колдовство, магия

Традиции: Ислам - официальная и единственная разрешенная религия в государстве. Более того, в «стране двух святынь», помимо органа, осуществляющего надсмотр за соблюдением норм шариата, существует также специальный отдел полиции по отлову «ведьм». Запрещена любая деятельность по предсказанию будущего, гадание и заговоры, колдовство и магия. И как бы смешно ни звучали в современном мире эти обвинения, наказания за них предусмотрены вполне реальные - от тюремного срока до казни. С 2009 года более 500 человек были задержаны по этим статьям. Двух саудиек осудили лишь за то, что у них были найдены талисманы.

Изменения: пока нет.

Жизнь не стоит на месте, и активистки Саудовской Аравии всеми способами приближают тот день, когда смогут обладать всеми правами и свободами, которые даны каждому человеку от рождения - независимо от пола и страны проживания.

Сейчас мы поговорим про жизнь женщины в Саудовской Аравии. Вы сейчас представили себе сразу угнетенных несчастных женщин Востока? Конечно, судя по отчетам правозащитников живется им не сладко. По данным на 2009 год, страна занимает 130-е место из 134 стран по ущемлению женских прав. На самом деле все не так страшно и многим женщинам такая жизнь нравится. Положение женщины в Сауди можно сравнить с положением ребенка в европейском обществе. Да, ты не можешь голосовать, сложно одному путешествовать, женщина не имеет права учиться/работать/уезжать за границу, если ей разрешения не даст муж/родственник, но во многих вопросах жизнь проще. Давайте посмотрим, можно ли с ними жить с такими ограничениями. Например, женщинам нельзя водить машину. Кстати, Сауди единственная в мире страна, где это ограничение действует. Нельзя по многим причинам, в первую очередь по религиозным - не бабское это дело, руль крутить. Профессор Камаль Субхи утверждает, что если женщинам в стране позволить водить автомобили, через десять лет там не останется девственниц. Другой влиятельный шейх Салех Лохайдан заявил, что если женщина будет водить машину, то она может родить ребёнка с врождёнными дефектами.
Много лет женщины борются за право водить, но пока безрезультатно. Хотя формально запрета на вождение нет, но женщине невозможно получить тут водительские права. Многие женщины водят машину без прав, особенно в сельской местности. Официально никакого наказания за вождение для женщин нет. Максимум, что может сделать полицейский, это позвонить родителям или вернуть нарушительницу домой к мужу. С другой стороны, если мужчины не разрешают женщинам водить, они должны обеспечить ей водителя или такси. На это уходит зачастую много денег и уже сами мужчины в целях экономии требуют от короля разрешить уже женщинам садиться за руль. С таксистами тоже происходит много забавных историй. Например, таксист фактически "чужой мужчина", с которым женщина не должна общаться. А как ехать? Доходит до идиотизма. В 2010 году советник королевского двора и министерства юстиции издал фетву, согласно которой женщина обязана вскармливать грудным молоком водителя, работающего на неё, чтобы он стал для женщины махрамом (родственником). Таким образом водитель сможет без нарушений законов общаться с женщиной. Король же улыбается и говорит, что он за равные права, но общество еще не готово: "Я твёрдо верю в женские права. Моя мать женщина. Моя сестра женщина. Моя дочь женщина. Моя жена женщина. Я верю, что настанет день, когда женщины начнут водить машину. На деле, если вы посмотрите на загородные территории, вы найдёте женщину за рулём. Я считаю, что это будет возможно в своё время и верю, что терпение это добродетель." Но есть и хорошие новости. В этом году, например, саудовским женщинам было разрешено кататься на велосипедах, но только в парках.
Женщины в Саудовской Аравии редко работают. Многие профессии для них закрыты, например, те, где она может или должна общаться с незнакомыми мужчинами. Но постепенно ситуация улучшается. В этом году в Саудовской Аравии женщинам разрешили работать адвокатами. Одно время тут хотели построить отдельный женский район, где смогут свободно работать женщины. Из-за ограничений по досугу, а в Саудовской Аравии нет ни театров, ни кино, единственное развлечение для женщины это магазин. Женщины часто не могут получить полноценное образование, так как рано выходят замуж. Они ничего не знают, они толком не учились, их интересуют только шмотки. Приводит это к тому, что сами саудовские мужчины предпочитают общество иностранок, с ними хоть можно о чем-то поговорить. Самые неприятные ограничения в одежде. Женщины обязаны носить чёрные абайи, или как тут шутят - дождевики.
Крайне не рекомендуется ходить с непокрытой головой. Релишиодная полиция обязательно сделает вам замечание. Многие женщины закрывают полностью и лицо, оставляя только глаза. Это не обязательно, но многие делают это добровольно. Так принято. Кто хочет, может спокойно ходить вот так:
Саудовские мужчины тоже почти 100% ходят все в белых длинных рубашках и ничего. Вообще, как мне кажется, это довольно удобно, не надо думать, что надеть. Накинул халат и все. Кстати, раньше вообще происходили дикие вещи. В 2002 году в одной из женских школ в Мекке случился пожар, в результате которого погибло 15 учениц. Причем, сгорели девушки лишь потому, что их загоняли обратно в огонь, когда они пытались спастись. Девочки были одеты неподобающим образом. Однако стражи религиозной полиции в Мекке были начеку. Свидетели пожара рассказывали тогда, что полицейские даже били школьниц, так как те не хотели возвращаться обратно за приличной одеждой. Прошло 8 лет и в 2010 году добрый король Абдалла милостиво разрешил пожарным спасать из огня «неодетых» согласно исламским правилам женщин. Вся Саудовская Аравия разделена на две части - мужскую и женскую. Женскую часть деликатно называют "семейная". В любом ресторане есть секция для мужчин и есть секция для семей.
Часто в ресторан даже разные входы для мужчин и женщин. Секция для мужчин маленькая, там как правило всего несколько столов, отдельные кассы. С другой стороны вход в семейную секцию, которая, как правило, большая. В ресторанах эти столики закрыты шторками – там женщины могут открывать лицо, чтобы есть. Во многих магазинах FAMILY ONLY подразумевает вход только женщинам, потому что туда могут входить "чужие" женщины, которых не может видеть мужчина.
Во многие парки пускают только женщин или семьи, в супермаркетах большинство касс не обслуживают одиноких мужчин. В некоторых магазинах есть целые этажи, куда мужчин не пускают. В гостиницах тоже часто делают отдельные женские этажи, куда мужчинам вход закрыт.
Иногда школьники двух полов учатся в разное время, чтобы не пересекаться. Понятно, что в общественном транспорте, тоже жесткое разделение. Даже в самолете, если мужчине выдали место рядом с незнакомой женщиной, то пересадят мужчину, а не женщину. Получается парадоксальная вещь, для мужчины в социальной жизни ограничений больше, чем для женщины. Вообще одинокому мужчине в Саудовской Аравии приходится не сладко - половина мест для него закрыта. Холостому мужчине почти невозможно снять дом. Когда мой знакомый жил в Рияде, его риэлтор ходил по соседям и спрашивал, не против ли они, что рядом будет жить холостяк. Все были против. Он 4 месяца искал квартиру и нашёл – с задней стороны какой-то убогой виллы. Отдельный вход, чуть ли не под забором нужно было проползать, чтобы в дом зайти. Раньше женщинам было почти невозможно без сопровождения путешествовать и передвигаться. Сегодня они свободно ходят без сопровождения мужчин. Недавно женщинам даже разрешили без сопровождения выезжать за границу. Но разрешение мужа нужно. Вас, наверное, интересует, как же тут молодые люди знакомятся, если все так строго разделено? Либо по-старинке, через родственников, через сестёр, либо по телефону. В Сауди сейчас очень популярно приложение, называется «Who Is There?». Это приложение ищет людей в радиусе нескольких километров и они списываются, отправляют друг другу фотки без палева и знакомятся. К сожалению, в начале было не все так просто. В 2007 году отец убил молодую девушку, когда узнал, что она общалась с молодым человеком по Facebook. Случай получил широкий резонанс и огласку в СМИ. Консерваторы призвали правительство запретить Facebook, потому что, по их словам, сеть подстрекает к похоти и вызывает социальную рознь, поощряя половое смешение.
Сильнейшим позором для женщины является арест религиозной полиции в результате контакта с мужчиной-немахрамом (не родственником). Так в 2009 году двух молодых девушек после ареста в результате общения с мужчинами, публично расстреляли братья в присутствии отца. В том же году 23-летняя незамужняя женщина была приговорена к одному году тюремного заключения и 100 ударам плетью за «прелюбодеяние», поскольку стала жертвой изнасилования и безуспешно пыталась сделать аборт. Порка была отложена на время после родов. Но таких случаев происходит все меньше. Какой позор! Изображение голой женщины на улице:

Однако многие ещё скептически смотрят на возможность в ближайшем будущем отменить запрет на вождение, так как большинство консерваторов, чьё влияние в стране велико, твёрдо убеждены, что разрешение на вождение машины может стать рычагом к переходу к западному образу жизни и уничтожению традиционных ценностей.

В начале 2012 года правительство начало рассматривать предложение о создании общенациональной автобусной системы только для женщин. Активисты разделились во мнениях, одни поддержали идею, утверждая, что это снизит частоту сексуальных домогательств таксистов и транспортные расходы. Другие критикуют, утверждая, что это бегство от реального вопроса, касающегося признания права женщин на вождение. В июле 2011 года женщина из Джидды была приговорена к десяти ударам плетью за вождение машины. Это вызвало общественный резонанс, так как до этого женщина была обязана подписать обязательство, что никогда не сядет за руль. Наказание поркой стали применять после проведения акций в поддержку женских прав в июне. Король Абдалла пообещал защитить права женщин и отменил приговор.

Женщины также не могут выехать за границу без разрешения мужчины-опекуна, этот запрет распространяется на жён, взрослых незамужних дочерей и сыновей саудовцев, не достигших 21 года, даже если они являются гражданами других стран.

В сентябре 2013 года группа из 16 женщин-активисток устроили автопробег, за что должны были заплатили штраф в размере 80$, а их опекунов обязали прятать ключи от женщин.

Правовые вопросы

Политическая жизнь

Нура аль Фаиз, заместитель министра по женскому образованию, первая саудитка, занимающая государственную должность такого уровня.

Принцесса Лолва аль-Фейсал описывает свои взгляды как умеренно-консервативные, выступая за реформы, которые однако будут соответствовать нормам ислама, утверждая следующее:

« Ислам видит мужчин и женщин равными, но разными. Ультра-консерваторы и ультра-либералы на деле добиваются разрушения истинного исламского образа, но мы сохраняем его. Хотя сейчас всё ещё имеется проблема интерпретации закона в судах, однако саудовские женщины в некоторых моментах имеют больше прав, чем на Западе: их собственность неприкосновенна, а мужчины обязаны заботится о них, а западная нескромность ведёт к дурному воспитанию детей »

Тем не менее Лолва поддерживает избирательное право женщин на муниципальных выборах. Во время интервью с принцессой Томас Фридман спросил её, чтобы она сделала, если бы стала королевой на день, она ответила: «Первым делом я бы позволила женщинам сесть за руль».

В 2013 году саудовское правительство впервые организовало для девочек спортивные занятия в частных школах. В конце 2015 года женщины впервые получили право голосовать и принимать участие в муниципальных выборах. Среди кандидатов были зарегистрированы 5938 мужчин и 978 женщин. Пост депутата в провинции Мекки получила Салма бинт Хизаб аль-Отейби. Несмотря на это во время баллотирования женщины-кандидаты обязаны были выступать за перегородкой или их представлял мужчина. Помимо этого более 130 тысяч женщин приняли участие в голосовании, что хотя и незначительно по сравнению с 1,35 миллионами голосующих мужчин мало, но уже считается внушительной цифрой для первого голосования женщин.

Новые формы общения

На фоне сильной гендерной сегрегации свою популярность стали набирать альтернативные виды общения, с помощью технологии и связи. Например огромной популярностью пользуется анонимная переписка женщин и мужчин через технологию bluetooth, и саудиты были первооткрывателями такого вида общения.

Саудовские женщины, зачастую не имея какой-либо возможности высказывать своё мнение, используют для этого социальные сети , одна из таких женщин утверждает следующее:

« В Саудовской Аравии мы живём больше в виртуальном мире, чем в настоящем. Я знаю многих людей, которые заводят романы по перепискам на Facebook, но в реальности никак не могут встретиться. Многие женщины также используют Facebook, чтобы выражать свои политические и человеческие права, так как в реальной жизни просто не могут или боятся »

Некоторые консервативные священнослужители призывают к блокировке Facebook, утверждая, что она способствует гендерному смешению и является «дверью в похоть». В 2010 году социальная сеть была временно заблокировала по причине того, что не «соответствовала моральным ценностям жителей этой страны».

Критика

Западные критики часто ставят параллель между положением саудовских женщин и апартеидом, который существовал в ЮАР и распространялся на чёрное население. В качестве доказательства они приводят ограничения женщинам на поездки, учёбу, выбор профессии, доступ к судам и политические высказывания.

Представители газеты The New York Times пишут, что саудовские женщины лишены сейчас тех же прав, что и когда-то чёрные/цветные во время апартеида в ЮАР . Некоторые критики напрямую заявляют, что гендерная политика Саудовской Аравии является преступлением против человечности и нуждается во вмешательстве со стороны международного сообщества. Они также критикуют правительство США, которое ведёт информационную войну против их врагов - талибов, а политического союзника - Саудовскую Аравию зачастую проходит стороной, хотя их гендерная политика во многом похожа на талибскую. Мария Калдор утверждает, что дискриминационная политика в Саудовской Аравии и талибов фактически одна и та же. Напротив, политический обозреватель Даниэль Пайпс, видит, что несмотря на гендерную сегрегацию, женщины имеют возможность посещать школу или работу.

Критике также подвергаются западные компании, которые сотрудничают с Саудовской Аравией и на территории их страны соблюдают гендерную сегрегацию. Так, например, компании Starbucks и Pizza Hut в своих ресторанах строили отдельные помещения для женщин, и в мужских зонах обслуживание гораздо лучше и быстрее.

В 2001 году редактор Washington Post Колберт Кинг отметил, что, как и в Саудовской Аравии, в ЮАР правительство в период апартеида рассматривало международную критику как вмешательство её суверенитета и во внутренние дела. И тогда американским корпорациям, работающим в ЮАР , приходилось подчиняться местным законам. А политику западных компаний в Саудовской Аравии Колберт сравнивает с «расистскими» Принципами Салливана, существовавшими среди западных компаний в ЮАР, но в данном случае объектом притеснения становятся женщины, а не чёрные. Журналист Энн Эпплбаум утверждает, что гендерный апартеид в Саудовской Аравии не интересует американских феминистов. Так как если при гражданском движении за права чёрных в ЮАР им оказывали крупную поддержку американские лидеры гражданского права, такие, как например Джесси Джексон, то американские феминисты мало заинтересованы в сотрудничестве с саудовскими активистами. Одна из причин заключается в том, что анти-апартеидные акции практически невозможно проводить в условиях жёсткой гендерной сегрегации, особенно иностранным женщинам.

Культурный релятивизм Саудовской Аравии является корнем фактического бездействия феминисток, таких, как например Азар Маджеди, Памелы Бом и Марьям Намази. Они утверждают, что политический ислам в стране плотно связан с женоненавистничеством, а желание западных либералов относиться терпимо к исламу зачастую их ослепляет, и они игнорируют проблему, связанную с дискриминацией и насилием против женщин. Маджеди и Намази сами родом из Ирана, где также в течение 40 лет проводится дискриминационная политика против женщин, одна из них говорит следующее:

« Грубо говоря, из-за места моего рождения я обладаю меньшими правами, чем та же женщина, которая родилась в Швеции, Англии или Франции »

Памела Бон говорит, феминистическая апатия поддерживается тоскливым культурным релятивизмом, который пронизывает многих женщин: «Мы ничем не лучше, чем они; Мы не должны навязывать свои мнения им; Мы должны смотреть только на собственные недостатки», а культурный релятивизм исходит из страха, так как критика ислама может зачастую приравниваться к расизму в западном понимании.

Энн Элизабет Майер, американский специалист в области исламского права, считает, что гендерный апартеид, закреплён в самой конституции Саудовской Аравии:

9) «Уважать ценности саудовского общества, его традиции и обряды», воспитание молодого поколения «на основе исламской веры, предписываемой ею преданности и повиновении Всевышнему Аллаху, Его Пророку и представителям власти».

10) «Укреплять арабскую семью, сохранять исламские семейные ценности, создавать необходимые условия для повышения благосостояния и развития способностей членов арабских семей».

Майер утверждает, что статьи 9 и 10 являются рычагом для лишения саудовских женщин любой возможности участвовать в публичном праве или правительстве, а именно при соблюдении ценностей до-современного исламского права в целях поддержания традиционной патриархальной семьи, и держать женщин подчинёнными, таким образом это и является главным корнем гендерного апартеида.

Теги: женщина, саудовские инвесторы, Саудовский принц, животные,

В Саудовской Аравии мы оказались практически случайно. Муж работал в международной компании, и на банкете после одной конференции к нему подошел один из региональных руководителей и поинтересовался, не хочет ли мой супруг поработать в другой стране. Например, в Саудовской Аравии. Настроение у мужа было хорошее, и он сказал, что побывать в Саудии - его давняя мечта.

На следующее утро эта идея уже не казалась столь заманчивой, но отказываться было поздно.

Перед поездкой я стала шерстить интернет в поисках информации об этой стране. Пять лет назад найти что-то, кроме «страшилок», было почти невозможно. И не только в интернете: уже приехав в страну, я познакомилась с одним товарищем из Шотландии - он на тот момент уже лет восемь находился в Эр-Рияде и в моих глазах был мегаспециалистом по вопросам жизни в Саудии. Он стал рассказывать мне о том, как тут опасно, что без мужа мне вообще нельзя никуда ходить. Я ему поверила, но вскоре поняла, что все эти ужасы существуют только в воображении нашего знакомого. Все оказалось значительно проще. Да, конечно, есть своя специфика, но ничего страшного или особенно сложного нас не ждало.

Такое восприятие Саудовской Аравии присуще многим иностранцам.

Они приезжают сюда в ожидании ужасов, потом живут в закрытых поселках и ездят по маршруту «дом-работа».

В итоге у них даже нет возможности выяснить, правда ли все то, что они вычитали, или нет: они нигде не бывают, страну не видят и с местными не общаются.

Единственное, что для меня оказалось действительно неожиданным, это то, что со мной не везде будут разговаривать. Я привыкла все свои проблемы решать сама, а тут мне пришлось постоянно привлекать мужа и просить у него помощи в самых простых бытовых вопросах.

Было забавно, что продавцы в магазине не отвечают на мой вопрос, если рядом находится муж. Они будут разговаривать только с ним, даже если вопрос задавала я. Это вызвано тем, что у них не принято говорить с посторонней женщиной и смотреть на нее. Если же я прихожу одна, то со мной общаются, не глядя мне в глаза. Пристально посмотреть на женщину - это проявление крайнего неуважения. Это примерно то же самое, как если бы на московской улице вас схватят за попу, да еще и радостно об этом всем сообщат.

Если случается авария, но машины получают незначительные повреждения, то водители могут даже не остановиться, не говоря уже о том, чтобы вызывать полицию.

Из развлечений здесь только шопинг и рестораны. Магазинов очень много, и все они просто огромные. Выбор товаров гигантский. Несколько раз в год скидки, и довольно большие. Огромное количество товаров можно купить дешевле на 70–90%. Хотя, конечно, есть свои особенности. Многие магазины завозят старые коллекции, которые в Европе уже никто не покупает.

Ресторанов тоже очень много, на самый разный вкус. Но почти все они, даже самые дорогие, не дотягивают до роскошных европейских. У местных очень распространено заказывать еду на дом. Каждый ресторан или даже самая маленькая забегаловка предлагают услуги доставки.

В ресторанах предусмотрены отдельные зоны для семейных и женщин и для одиноких мужчин.

К русским относятся совершенно нормально. Честно говоря, за все годы, прожитые в самых разных странах, мы не сталкивались с открытой неприязнью. Только один раз на каком-то барбекю в Эр-Рияде к моему мужу подошли сирийцы и стали объяснять, что он виноват в гибели их соотечественников.

Нам повезло с людьми, с которыми мы тут познакомились. Например, один коллега мужа оказался совершенно прекрасным человеком. Он с огромным удовольствием погружал нас в саудовскую действительность, помогал адаптироваться, показывал интересные места, знакомил с местной культурой. Среди наших знакомых оказались люди из самых разных стран, и это дало возможность постоянно узнавать что-то новое. Я нисколько не пожалела, что когда-то мы приняли решение поехать в Саудию. Да, мы не останемся здесь на много лет, несмотря на все финансовые блага, но увезем отсюда только приятные воспоминания.

Ксения Иванова

10 октября 2018, 22:52

ТАЛИДА ТАМЕР

Первая модель Саудовской Аравии. Ей всего 17 лет, она родилась в портовом городке Джидда в итало-арабской семье и является гражданкой Саудовской Аравии. Мама девушки итальянка, была профессиональной моделью. Сейчас Талида учится в Милане, но жить собирается в Саудовской Аравии.

В этом году девушка открыла показ Antonio Grimaldi в белом брючном костюме.

А за несколько дней до показа Талида появилась на обложке июльского номера Haper’s Bazaar Aribia. И это была ее первая фотосессия для журнала.

Быть моделью для девушки из Саудовской Аравии довольно смелый шаг, потому что за это ее могут осудить.

Но в Саудовской Аравии явно веет «свежий ветер». Принцесса Хайфа бин Абдалла аль-Саид снялась для Vogue Arabia за рулем автомобиля - фотосессия приурочена к отмене запрета на вождение для женщин.

ПРИНЦЕССА АМИРА АЛЬ-ТАВИЛ

Амира познакомилась с принцем, когда выполняла журналистское задание для школьной газеты, тогда ей было 18 лет. До замужества девушка закончила университет Нью-Хейвена в США и получила ученую степень в области делового администрирования.

Она отказалась от абайи и предпочла носить современную одежду.

Кроме того, Амира имеет международные водительские права и сама водит автомобиль.

В 2008 году Амира выходит замуж за Аль-Валид ибо Талал Аль Сауд. Ее супруг член королевской семьи, племянник нынешнего короля Салмана, предприниматель и международный инвестор.

Выйдя замуж, она стала третьей, но на тот момент единственной женой принца. Муж был старше принцессы на 28 лет

В 2013 году брак распался. Возможно, из-за отсутствия детей. Говорят, Амира не может родить по медицинским показателям.

Ее бывший супруг достаточно интересная личность. Во-первых, его бабушка армянка. Ее семья бежала из Османской империи во время геноцида армян. В 12 лет была представлена королю Абдул-Азизу, в 15 родила первого сына, который скончался.Во-вторых, он никогда не имел одновременно несколько жён. В-третьих, он единственный из принцев, арестованных в ноябре 2017 года, не имевших никакого отношения к государственной службе. Он всегда занимался только бизнесом. За время ареста, во время которого принц не раз объявлял голодовку, его состояние уменьшилось на 1 миллиард $. Видимо, это цена свободы.

Вернемся к принцессе. 9 сентября этого года Амира аль Тавил вышла замуж за 39-летнего бизнесмена с миллиардным состоянием Халифа ибо Бутти аль-Мухайри. Жених из ОАЭ. Роскошная церемония прошла во дворце Во-ле-Виконт во Франции.

Гости свадьбы

Еще один инцидент связывают с именем принцессы и этой свадьбой. В эти дни в Париже ограбили анонимную саудовскую принцессу. Из номера отеля Ritz вынесли драгоценностей на общую сумму 800 тысяч евро.

ДИНА АБДУЛАЗИС

Я уже писала о ней в посте «Забавы богатых арабов», поэтому только фотографии

ФАТИМА КУЛСУМ ЗОХАР

Эта девушка жена бывшего Короля Саудовской Аравии Абдалла, который скончался в январе 2015 года в возрасте 90 лет. Он был большим любителем женщин, имел около 30 жён. Но был истинным мусульманином, поэтому больше 4-х жён одновременно во дворце не держал.

О Королеве Фатиме известно очень мало. Она родилась в очень простой семье, училась в международном колледже Дубая, получила профессию юриста. Никто не знает, как девушка из простой семьи привлекла внимание Короля. Фатима единственная из жён Короля, которая жила в его покоях. Мы бы никогда не увидели ее лицо, если бы она неожиданно не завела страничку в Фейсбуке, которую ведёт на английском языке.

АДИЛА БИНТ АБДАЛАХ

Любимая дочь бывшего Короля Саудовской Аравии. Она известна своей приверженностью к реформам, хочет изменить положение женщины в арабском обществе. Принцесса выступает против чёрного покрывала и абайи, которую девочки носят с 13 лет. Помимо реформ Адила привлекает внимание общественности к проблемам людей с особыми потребностями.

РИМ БИНТ АЛЬ-ВАЛИБ ИБН ТАЛАЛ

Принцесса родилась в 1982 году в Саудовской Аравии. Много лет жила в США, где ее отец был послом, училась в университете Джорджа Вашингтона, получила диплом бакалавра искусств по музейным исследованиям. Когда вернулась на родину, стала гендиректором в Al Hama LLC - корпорация, которая управляет несколькими модными брендами на Ближнем Востоке.

Ее имя стало известно мировой общественности, когда ее арестовали в ноябре 2017 года. Ее отцом является принц Аль-Валид ибн Талал,о котором я писала выше. Это первая первая принцесса, которая была арестована в Саудовской Аравии.

До этого принцесс арестовывали только за пределами страны. Например, в 2013 году принцессу Мешаэль Алайбан, супругу принца Абдулрахмана бин-Насера аль-Сауда, арестовали в Калифорнии за то, что она держала в рабстве домработницу-африканку.

В 2001 году в г. Орландо во Флориде арестовали Бинах аль-Саид, она издевалась над горничной.

В 1995 году другая принцесса прилюдно избила слугу.

Часто положение женщин в Королевстве Саудовская Аравия сравнивают с положением жителей КНДР, но молодые и смелые пытаются изменить положение. У молодого преемника Короля, о котором я писала в прошлом посте, только одна жена. Конечно, принц ещё молод и может быть у него будет ещё много-много жён, но он пытается что-то изменить в положении женщин своей страны. Почему-то мне кажется, или я просто фантазирую, что единственная жена что-то нашептывает по ночам в ушко будущего Короля.