Перед падением Airbus A321 спутник зафиксировал тепловую вспышку. Катастрофы самолетов семейства Airbus A320

Американский инфракрасный спутник перед падением авиалайнера Airbus A321 зафиксировал тепловую вспышку именно в том месте, где произошло крушение самолёта. /сайт/

По мнению американских разведчиков, вспышка является свидетельством возможного взрыва на борту самолёта. Это мог быть взрыв топливного бака, двигателя или бомбы. В связи с тем, что в момент взрыва спутник не зафиксировал теплового следа от находящейся вблизи возможной ракеты, американцы исключили версию о внешнем воздействии на самолёт. «Версия о том, что самолёт был сбит ракетой, теперь не обсуждается», ― заявили разведчики США.

Позднее представитель Пентагона заявил, что тепловые вспышки могли и не относиться к катастрофе самолёта, а являться отражением боевых действий с исламистами в этом районе.

Наиболее вероятной причиной авиакатастрофы считается пронос на борт самолёта взрывного устройства, говорится в отчёте американского аналитического агентства Stratfor. При этом телеканал CNN заявил, что остатки взрывоопасных веществ на обломках лайнера не обнаружены до сих пор. Ранее директор Национальной разведки США Джеймс Клэппер предположил причастность боевиков террористической организации «Исламское государство» к крушению самолёта.

Однако Stratfor исключила такую версию. «Маловероятно, что джихадисты на Синае сбили самолёт при помощи переносных зенитно-оборонных систем или ПЗРК. Хотя боевикам в этом районе удалось использовать ПЗРК для того, чтобы сбить египетский вертолёт и обстрелять ракетами израильский самолёт, рейс 9268 был вне диапазона оружия», ― считают аналитики.

Расшифровка «чёрных ящиков»

Самые первые результаты расшифровки данных «чёрных ящиков» также показали, что самолёт не подвергался внешнему воздействию. До своего исчезновения с радаров он также не посылал сигналов SOS.

В отчёте отмечается маловероятность отказа работы электрооборудования, поскольку в этом случае пилоты могли бы маневрировать и посадить лайнер.

Airbus A321 авиакомпании «Когалымавиа», следовавший рейсом 9268 из Шарм-эш-Шейха, в центральной части Синайского полуострова в Египте. На борту авиалайнера находились 217 пассажиров и 7 членов экипажа, все они погибли.

Двумя спецрейсами МЧС останки жертв авиакатастрофы и их личные вещи доставлены в аэропорт «Пулково» Санкт-Петербурга. На месте крушения продолжаются поисковые работы.

До настоящего времени картина крушения выглядела слишком противоречиво, что породило массу слухов и неподтвержденных версий, которые моментально распространились в СМИ. Официально на данный момент подтверждено лишь то, что самолет начал разваливаться еще в воздухе. Об этом сообщил глава Росавиации Александр Нерадько. По его словам, обломки самолета разлетелись в радиусе 20 км.

Все остальные данные о катастрофе, появившиеся ранее, на данный момент практически полностью опровергнуты. Статистику таких опровержений «МК» представили специалисты Международного Консультативно-аналитического агентства «Безопасность Полетов»:

Информация о том, что экипаж доложил о проблеме на борту, что запрашивал посадку в Каире или на другом ближайшем аэродроме была опровергнута министром гражданской авиации Египта, который вечером 1 ноября сказал, что российский экипаж сигналов бедствия не подавал и на связь не выходил.

Информация о том, что самолет упал, и на земле лежит две его крупных части - фюзеляж и хвост - опровергнута видеосъемкой.

Информация о том, что хвостовая часть обгорела, также опровергнута фотографиями и видеосъемкой.

Информация о том, что спасатели слышат стоны пассажиров внутри упавшего самолета, опровергнута внешним видом обломков - при таких разрушениях никто выжить не может.

Тем временем, рассказал «МК» гендиректор Международного Консультативно-аналитического агентства «Безопасность Полетов» Сергей Мельниченко, Египет опубликовал информацию, в которой содержится предложение к авиакомпаниям не использовать воздушное пространство над Северным Синаем до выяснения обстоятельств случившегося. Так что волна сообщений от перевозчиков о приостановке полетов в данной зоне - это уже не их собственная инициатива, заявленная ране, якобы, с целью успокоения пассажиров.

Фотографии со спутника, ставшие доступными в интернете, где показаны районы падения обломков, по мнению Мельниченко, свидетельствуют, что разброс частей самолета на территории в несколько километров действительно дает основание считать, что дезинтеграция А321 началась в воздухе. Возможно, передняя часть самолета, где расположен приемоответчик (транспондер) и его антенна, пролетели несколько большее расстояние, чем первые отделившиеся от самолета детали конструкции - они обнаружены по маршруту ближе, чем та точка, где исчезла метка от приемоответчика.

«То, что передняя часть самолета лежит в перевернутом положении, - говорит Сергей Мельниченко, - объясняется законами аэродинамики и конструкцией воздушного судна. В то время как крылья создают подъемную силу, расположенный на хвосте стабилизатор «отвечает» за продольную устойчивость самолета. Если предположить, что хвостовая часть по какой-то причине отделилась в воздухе, то нос самолета сразу же пойдет вниз, а оставшаяся за крыльями часть вверх. Так что осталось установить причину отделения хвостовой части, и станут понятны основная и сопутствующие причины авиационного происшествия. Хочется надеяться, что они действительно будут найдены».

В связи с этим, главные надежды всех специалистов на установление истинных причин катастрофы, связаны сейчас с расшифровкой «черных ящиков». Однако специалисты агентства «Безопасность Полетов» считают, что «возможно, полученных после расшифровки самописцев данных не хватит, чтобы полностью восстановить картину случившегося. Вспомним, сколько надежд связывалось с расшифровкой «черных ящиков» сбитого малайзийского Боинга, однако она лишь подтвердила то, что самолет упал в результате воздействия извне».

Почему упал самолет авиакомпании Когалымавиа (Metrojet) рейс 7K 9268 Airbus A321-231 r/n EI-ETJ s/n 663? Пока никто не знает ответ, и результаты расследования могут появиться только через несколько месяцев.


Гуглил больше часа. Выкачал с сайта Jetphotos.net все доступные фотографии именно этого самолета. Также нашел в других источниках фотографии до крушения.

Мое внимание привлекло небольшое почернение на конической части хвоста. Вот эти две фотографии похоже сделаны в последний день или за несколько дней до катастрофы (с другого сайта):


Почернение крупным планом:



Почернение крупным планом:


Затем я посмотрел все фотографии этого самолета в обратном порядке до 2012 года. На фотографии от 2 сентября 2015 года почернения нет:


Листал в обратном порядке. Все чистенько. Правда и фотографий мало. Только сентябрь и август 2015. Потом был перекрас. На фотографии от 26 сентября 2014 года другая раскраска и все чисто.


В этой расцветке все чисто. Всего 8 фотографий. Лишь незначительное потемнение есть. Долистал до предыдущей раскраски, последнее фото от 6 октября 2013 года и сразу в глаза бросилась черная коническая часть фюзеляжа:


Крупным планом:


Фотография от 14 сентября 2013 года:


Крупным планом:


Более-менее чистый фюзеляж только на самой первой фотографии от 31 мая 2012 года:


Потом на всех фотках вплоть до 6 октября 2013 года все темнее и темнее. И затем перекрас.

Теперь о характере разброса обломков. Не сильно слежу за новостями. Но видел вот такие фотографии в социальных сетях:

Отдельно валяющаяся коническая часть с почернением сверху:


Задняя часть самолета со сломанным вертикальным стабилизатором, без конической части:





Стало интересно, есть ли почернения на других аналогичных "Аэробусах". Загуглил, посмотрел фотографии - у других авиакомпаний все самолеты беленькие и чистенькие в хвостовой части, в том числе другие аналогичные самолеты у Когалымавиа.

К тому же, именно этот самолет в 2001 году приземлился на пятую точку, слегка ударился хвостом при посадке. Тогда он еще был в собственности у другой авиакомпании. После того происшествия самолет починили. Но негативные последствия могли быть...

Стал искать описания конструкции самолетов. В данном коническом окончании располагается вспомогательная силовая установка (ВСУ), или по-английски Auxiliary power unit (APU). Она необходима для запуска основных двигателей и для обеспечения энергией на стоянках. В конце конуса сопло. Т.е. там и электрика есть и топливо.

Представляет из себя небольшой газотурбинный двигатель, запускаемый от электрического или гидравлического аккумулятора. Генерирует переменный ток, необходимый для запуска больших двигателей (топливные насосы, искра для топлива), создает давление в гидравлической системе, обеспечивает работу пневматической системы. Чтобы запустить основные двигатели необходима пневматическая раскрутка турбины.

Во время полета не используется. Но в случае отказа одного из двигателей может использоваться для дополнительного обеспечения энергией различных систем самолета.

Вот так выглядит ВСУ Боинга 737:


Из следующих видеороликов видно, что отдельно разбросаны коническая часть с ВСУ, хвост, и отдельно место падения основной части самолета, с отпечатком крыльев.

Видео с высоты места крушения самолета "Когалымавиа" 7K9268 Airbus A321, Синай, Египет 31.10.2015


Место крушения Airbus A321 показали с воздуха


Схема похожего самолета A320-200:


Скорее всего по какой-то причине сначала оторвало коническую часть, затем горизонтальный стабилизатор. На горизонтальном стабилизаторе располагаются рули высоты. Возможно поэтому самолет стал резко снижаться, а потом вновь пытаться набрать высоту.


На фотографиях с упавшим хвостом видны дыры в местах крепления горизонтального стабилизатора. Произошла взрывная разгерметизация салона, деформированный ранее хвост оторвало. Самолет мгновенно стал неуправляемым. Вся электрика отрубилась. Что-то подобное я уже видел в одной из серий "За секунду до катастрофы". Этим же можно объяснить, что связь с самолетом оборвалась внезапно.

Также на фотографиях с упавшим хвостом отсутствует руль управления на вертикальном стабилизаторе.

К отрыву конической части с ВСУ мог привести перегрев корпуса самолета в этом месте. А почернение - лишь следствие перегрева. К тому же самолет постоянно перекрашивался.

P.S. Фотографии APU на A321:



Неудачный запуск APU на A321:

A320 aircraft APU doors operation


P.P.S. Также есть интересные результаты поиска по запросу "black soot on apu".

Ровно год назад, 31 октября 2015 года, произошла самая массовая в России по числу жертв авиакатастрофа. Тогда на севере Синайского полуострова самолет A321 российской авиакомпании «Когалымавиа». На борту находились 217 пассажиров, в том числе 24 ребенка, и семь членов экипажа. Все они погибли. Российские власти признали произошедшее терактом, однако международное расследование еще не завершено.

31 октября самолет А321 российской авиакомпании «Когалымавиа» выполнял чартерный рейс из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург. Лайнер вылетел в 5:50 утра и через 23 минуты пропал с радаров. В тот же день поисковые группы египетского правительства обнаружили обломки разрушенного самолета около города Нехель на севере Синайского полуострова. Все находившиеся на борту 224 человека погибли, среди них 219 россиян, четверо граждан Украины и один уроженец Белоруссии.

Причины крушения А321

Международнодное расследование, которым руководят авиационные власти Египта, еще не окончено. В нем принимают участие представители России, Франции, Германии, Ирландии и США.

Первыми о том, что на борту A321 мог произойти теракт, вскоре после авиакатастрофы стали сообщать западные СМИ со ссылкой на свои источники в спецслужбах и официальных лиц. Из этих публикаций следовало, что власти США и Великобритании считали версию о теракте наиболее вероятной. Однако в Москве долгое время публично дистанцировалась от нее, называя версию теракта преждевременной и призывая дождаться официальных результатов следствия. И лишь 6 ноября было принято решение приостановить авиасообщение с Египтом до выяснения причин крушения А321 и эвакуировать находящихся там россиян.

Официально терактом ФСБ произошедшее над Синаем только спустя две с половиной недели после катастрофы, 17 ноября. По версии ведомства, в полете сработало самодельное взрывное устройство. Владимир Путин на заседании Совета Безопасности найти организаторов крушения «в любой точке планеты» и уничтожить их.

Впрочем, власти Египта даже после этих заявлений продолжали настаивать на том, что наиболее вероятной причиной катастрофы стала техническая неполадка. И лишь в феврале 2016 года президент страны Абдель Фатах аль-Сиси признал, что на борту А321 произошел теракт.

В сентябре газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники сообщила , что международная техническая комиссия установила точное место взрыва в самолете. По данным издания, эксперты определили, что террористы заминировали отсек негабаритного багажа в хвостовой части самолета, спрятав взрывное устройство между детских колясок и плетеной мебелью, которую везли туристы.

Россия и ЦРУ считают, что взрыв на борту организовала «Вилаят Синай» (до 2014 года — «Ансар Бейт аль-Макдис»), ячейка запрещенной в России террористической организации «Исламское государство» (ИГИЛ). Эта группировка взяла на себя ответственность за крушение А321: 18 ноября 2015 года пропагандистский журнал «Исламского государства» «Дабик» опубликовал фотографию самодельного взрывного устройства, изготовленного из банки газировки Schweppes. Как утверждалось в статье, именно это устройство было приведено в действие на борту A321. В августе 2016 года египетские военные об убийстве лидера «Вилаят Синай» Абу Дуаа аль-Ансари, подозреваемого в организации теракта.

Скандальное дело

Родственники погибших в катастрофе неоднократно жаловались на ход расследования и процесс выплаты компенсаций. В декабре адвокат Игорь Трунов от имени 35 родственников в Басманный суд жалобу на бездействие главы Следственного комитета Александра Бастрыкина. По мнению юриста, она выразилась в том,что СК проигнорировал два обращения родственников. В одном из них они просили сообщить номер уголовного дела, признать их потерпевшими и ознакомить с материалами расследования. Другая жалоба касалась «Ингосстраха». В обращении утверждалось, что компания обманным путем получает с родственников погибших заявления, ограничивающие их право на обращение в суд с целью получения компенсации. В самом «Ингосстрахе» эти обвинения категорически отвергли. А иск к Бастрыкину был отклонен.

Последствия

После крушения самолета «Когалымавиа» Россия приостановила авиасообщение с Египтом, а туроператорам запретили работать на этом направлении. Весь год они ждали возобновления сообщения со страной, которая многие годы была одним из основных курортных направлений для россиян. По последним данным , это может произойти не раньше декабря-января.

Для возобновления полетов египетской стороне необходимо выполнить ряд требований по обеспечению безопасности аэропортов (полный их список официально не обнародовали). В течение года Россия неоднократно направляла в Египет своих специалистов для проверок в аэропортах Каира, Шарм-эш-Шейха и Хургады, но каждый раз нарушения. По словам источников газеты «Аль-Ватан», которых цитирует ТАСС, «ряд российских структур отказывается обсуждать вопрос о возобновлении авиасообщения с Египтом до появления результатов официального расследования».

С закрытием авиасообщения Египет понес значительные убытки. От обвала туризма — одной из ключевых для страны отраслей (более 11% ВВП до ноября 2015 года) — бюджет Египта, по оценке Reuters недополучил более трех миллиардов долларов.

Крушение российского аэробуса и последующее прекращение полетов в Арабскую республику привело к проблемам и для самой «Когалымавиа» и связанного с ней туроператора Brisco, который был заказчиком рейса 9268. С весны 2015 года тянется дело о признании перевозчика банкротом, следующее заседание состоится 10 ноября. В марте Росавиация ограничила сертификат эксплуатанта «Когалымавиа» и лишила ее допусков на 13 международных направлений.

Организатор рейса туроператор Brisco 2 августа приостановил работу до тех пор, пока не погасит задолженности перед клиентами и агентствами. Как сообщалось на сайте Brisco, после закрытия полетов в Египет и Турцию компания понесла «колоссальные финансово-экономические потери».