Сколько тел погибших в авиакатастрофе. Тела на деревьях, дома в керосине

Сегодня произошла трагедия: пассажирский самолет «Саратовских авиалиний» разбился в Подмосковье. Ан-148 выполнял рейс из столицы в Орск. 71 человек находился на борту: 65 пассажиров и 6 членов экипажа. Выживших нет.

Соболезнования родным погибших выразил президент. Владимир Путин в связи с этой трагедией изменил свой график: перенесена рабочая поездка в Сочи. Как сообщили в пресс-службе Кремля, для того, чтобы президент имел возможность напрямую координировать работу специальной комиссии по выяснению причин трагедии. Комиссия создана по поручению главы государства.

Эти кадры сделаны очевидцами спустя считанные минуты после катастрофы. Обломки самолета разбросаны в заснеженном поле, вокруг, по крайней мере на первый взгляд, никаких следов пожара или взрыва. Как будто он просто рухнул на землю с высоты. При этом картина на месте крушения - обломки разбросаны в радиусе целого километра - позволяет сделать предположение, что лайнер разрушился еще в воздухе. А очевидцы рассказывают, что перед падением самолет был как будто охвачен пламенем.

Данные о том, сколько самолет пробыл в воздухе, пока разнятся. Сперва сообщалось, что полет продолжался около семи минут. Позже поступили сведения, что он рухнул всего через две минуты после взлета. Так или иначе, место падения - это окрестности деревни Аргуново в Раменском районе Подмосковья - находится всего в 30 с небольшим километрах от аэропорта «Домодедово».

«После хлопка очень сильного мы ездили искать место обнаружения этого хлопка. Все поле размером - ориентировочно, навскидку даю - это два футбольных поля», - рассказал очевидец.

Из аэропорта «Домодедово» самолет рейса Москва – Орск вылетел в 14 часов 21 минуту. И вскоре исчез с экранов радаров. Интернет-издания публикуют слова авиадиспетчера, якобы того самого, что следил за воздушной обстановкой в районе крушения - самолет взлетел в штатном режиме, затем начал снижение, но на связь больше не выходил и не отвечал на запросы. В Сети появилась даже аудиозапись переговоров, хотя гарантировать ее достоверность пока невозможно.

Наверняка можно сказать одно: ни о каких неисправностях на борту экипаж не сообщал, хотя поломка самолета, наряду с ошибкой пилотирования и неблагоприятными метеоусловиями - это сейчас три основные версии катастрофы.

Как сообщила официальный представитель СК Светлана Петренко, изымается эксплуатационная документация в компании «Саратовские авиалинии», допрашиваются ее сотрудники. Кроме того, следователи приступили к допросам работников аэропорта «Домодедово», готовивших воздушное судно к полету.

Пока о последнем полете разбившегося самолета известно слишком мало, но эксперты уже обратили внимание на его странную траекторию. По данным сервиса «Флайтрадар», после взлета из Домодедово он начался поднялся до отметки в 1800 метров, потом снизился до полутора тысяч, затем снова подъем, а после этого самолет резко идет вниз. Из-за этих противоречивых данных сперва даже появилась версия, что в воздухе Ан-148 мог столкнуться с вертолетом. Но позже эти слухи опровергли.

Специалисты в области авиации сейчас предполагают, что причиной могло стать обледенение лайнера - в том случае, если кусок льда попал в двигатель.

«Бывает, из-за погоды, из-за обледенения может что-то случиться. Плохо обработан самолет или в резкое, сильное обледенение попал. Погода здесь могла сыграть негативную роль только в том случае, если был отказ двигателей и экипаж не видел площадки, не мог подобрать и произвести посадку», - говорит заслуженный пилот России Юрий Сытник.

Разбившийся Ан-148 принадлежал компании «Саратовские авиалинии». В ее парке до этого дня было четыре воздушных судна такого типа. Ближнемагистральный самолет, рассчитанный на перевозку 80 пассажиров. Лайнер, потерпевший крушение, был произведен меньше восьми лет назад. Первое время принадлежал авиакомпании «Россия», летал, в том числе, на зарубежных направлениях. Позже был продан в Саратов. И в авиакомпании уверяют, что ни в исправности самолета, ни в квалификации экипажа там не сомневаются.

«На борту был опытный экипаж. Командир воздушного судна - Губанов Валерий Иванович, имеющий более 5 тысяч налето-часов, и на данном типе Валерий Иванович имел 2147 налето-часов», - сообщила руководитель пресс-службы авиакомпании «Саратовские авиалинии» Елена Воронова.

«8 лет - это, конечно, не срок для самолета. Тем более "Антоновская" фирма надежная. Наши нормы летной годности - самые жесткие в мире. Не только к новым серийным самолетам, но к самолетам, которые представляют на испытания», - сказал заслуженный летчик-испытатель СССР Виталий Жильцов.

Между тем власти уже публикуют список погибших в результате катастрофы. На борту самолета был 71 человек – 65 пассажиров и шесть членов экипажа. Шансов выжить не было ни у кого.

Глава Минтранса России Максим Соколов сообщил, что «в соответствии с федеральным законодательством всем родственникам погибших выплачивается страховка в размере более 2 миллионов рублей, также по линии субъекта будут приняты необходимые дополнительные решения в этом направлении».

Для опознания тел при крушении Ан-148 специальным бортом МЧС в Москву из Орска доставят образцы ДНК родственников погибших. Идентификацию тел проведут в Московском бюро экспертизы.

МЧС России открыло горячую линию. Телефон: 8-800-775-17-17.

Работает горячая линия и в Оренбургской области: 8-3532- 308-999.

На месте крушения пассажирского самолета Ан-148 в Подмосковье почти 600 спасателей. Обломки разбросаны на большой площади, поисковая операция будет вестись круглосуточно, уже обнаружен один из черных ящиков.

«Мы сформировали оперативные группы, которые работают у нас и в Орске, на территории Оренбургской области. Оперативная группа работает в Домодедово и там, где необходимо, на территории Московской области. Я попрошу обеспечить поддержку всех родных и близких с учетом жизненных показаний, организовать дежурство медицинских бригад соцработников и всех специалистов, которые нужны по жизненным показаниям», - поручил глава МЧС России Владимир Пучков.

В аэропорту Орска родственникам погибших оказывают всю необходимую помощь. Директор аэропорта Сергей Сухарев сообщил, что в медпункте работают психологи, доктора.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебен по погибшим в этом крушении. Соболезнования российским гражданам в связи с крушение самолета Ан-148 принесли премьер-министр Испании Мариано Рахой, главы МИД Турции, Франции и Бельгии и других стран.

В связи с этой трагедией Первый канал изменяет сетку вещания. Сразу после нашей программы вместо игры клуба «Что? Где? Когда?» - трансляция из олимпийского Пхенчхана

Спустя год после резонансной катастрофы борта Минобороны России независимый технический эксперт Юрий Антипов забил последний гвоздь в крышку «гроба» официальных версий.

Почему вместо целых тел на месте крушения лайнера нашли размазанные человеческие легкие и фрагменты жировой ткани, а наиболее уязвимая часть самолета – крыло – осталась почти невредимой? Ответы на этот и многие другие вопросы по злосчастному Ту-154, летевшим в Сирию с ансамблем имени Александрова на борту, дает эксперт «Кавказ Пост».

Подозрительная спешка
Сходу, когда ещё не были подняты обломки со дна морского, официальные лица от МО заявили, что взрыва на борту не было. Подобную удивительную торопливость Антипов объясняет просто: «Ответственные за отправку этого самолёта сразу поняли истинную причину крушения. И тут же через СМИ её отвергли». Другой вопрос, был это взрыв или теракт? Здесь Антипов убежден: «Анализ фактического материала показал, что развалить самолёт на большое число частей, разметав их на большой территории, и уничтожить пассажиров до молекулярно–фрагментарного состояния мог только мощный взрыв».

В свое время из-за этой достаточно очевидной причины крушения на одно СМИ последовал окрик из МО и команда главреду «заткнуться».

Слишком тяжелый борт …без груза
В тот роковой день к вылету в Сирию готовились два борта. Ту-154 максимально разгрузили, отправив вещи во второй самолет. На борту погибшего лайнера остались только музыканты и…пустые грузовые отсеки. Борт в Адлере дозаправляли более 3 часов, не выводя пассажиров из салона, хотя частичная дозаправка топливом по регламенту не превышает 20 минут.

Командир Роман Волков в разговоре с диспетчером попросил разбег от самого начала длинной взлётно-посадочной полосы, мотивировав это тем, что самолёт «тяжёлый». Значит, Волков знал, какой груз ему загружали, рассуждает Юрий Антипов. Не секрет, что обычная загрузка вещами занимает не более часа.

Всего 17 целых тел

Один из главных вопрос резонансной катастрофы: как получилось, что в самолёте, достигшим высоты полёта всего то 200-250 метров, при падении пассажиры превратились в генетический материал?

Согласно данным СМЭ, не все тела пассажиров после катастрофы превратились в генетические остатки. Таинственным образом те, кто сидел в бизнес-классе, остались трупами.
А вот дальше по салону самолёта, говорит Антипов, все тела оказались просто размазаны по обшивке. Жутко читать этот список пронумерованных фрагментов: жировая ткань, голени, тонкая кишка, мочевой пузырь, мягкая ткань… А все дело в том, полагает Юрий Антипов, что «места пассажиров, для опознания которых проводилась генетическая экспертиза, находились над… грузовыми отсеками самолёта».

Неуязвимое крыло
И это при том, что наиболее подверженная разрушению при ударе конструкция крыла самолёта осталась, практически, целой, говорит эксперт. Почему? Потому, что оно испытывало разрушающее воздействие только от удара о воду. Огромная разрушающая сила, возникшая внутри фюзеляжа, просто не коснулось крыла самолёта своим «крылом смерти»…

Тем временем фюзеляж самолёта в нижней части был просто разорван чудовищной силой. Причём линия раскрытия «брюха» самолёта проходила как раз по линии пола, разделяющей объём пассажирского салона и грузовых отсеков.

Антипов говорит: «Очень наглядно было показано, что внутренняя конструкция стенок в грузовом отсеке побурела и обгорела от действия высокой температуры. Очевидными фактами продемонстрировано, что двигатели самолёта, расположенные в задней части самолёта, перед погружением их в воду Чёрного моря засосали, как пылесосы, мелкодисперсные остатки от взрыва на борту».

Занозы – вещь упрямая
На фото видно, что обшивка не просто оторвана, в районе пола салона она также перегнута пополам, а обшивка грузового отсека разорвана (верхняя часть фрагмента конструкции, поднимаемого краном), причём по всему периметру обломка. И снаружи обшивка грузового изменила свой цвет. А ведь была она в чистой морской воде….

Наконец, одна из важнейших деталей Практически во всех биологических остатках находилось большое количество ….ДЕРЕВЯННЫХ ЗАНОЗ. Антипов продолжает цепочку рассуждений: «Откуда бы им взяться…? Ведь эпоха фанерных самолётов уже давно прошла. Мы помним, что на площадке в Адлере, куда свозились все собранные обломки разбившегося лайнера, не было ни одного кресла пассажиров. А ведь их должно было быть более сотни».
И делает сенсационный вывод, что занозы – есть не что иное, как следы «груза, который так долго, осторожно и втихаря загружали в Адлере в деревянных ящиках».

В ночь с 7 на 8 июля 1980 года произошла одна из самых крупных авиакатастроф Советского Союза. На восточной окраине Алма-Аты рухнул пассажирский самолёт Ту-154Б-2, который направлялся в Ростов-на-Дону. В результате погибло 166 человек - 156 пассажиров и 10 членов экипажа. Кроме того, ранения получили девять человек, которые находились на земле.

Ночной июльский рейс из Алма-Аты в Ростов-на-Дону. Жара такая, что хочется всё время нести в руках вентилятор, направленный на себя. Отцы семейства отправили чемоданы в багаж, обнимают жён и держат за руки детей. На борту 30 малышей и школьников рассуждают о том, какие замки будут строить на побережье и как накупаются в море, - рейс после Ростова должен был направиться в Симферополь.

Девушки, которые отправляются на курорт, размышляют, как будут загорать, а по вечерам бегать на танцы или просто слушать шум прибоя. А может, кто и роман закрутит. С такими мыслями все направляются в аэрофлотовскую "тушку".

Не построят, не закрутят. Лайнер рухнет через 1 минуту 40 секунд после взлёта и разлетится на куски. Жертвами крупнейшей авиакатастрофы в республике станут 166 пассажиров и членов экипажа. В самолёте не выжил никто.

А тем временем на земле

В частных домах на улице Федосеева задрожали стекла, когда капитан воздушного судна Юрий Кулагин пытался избежать столкновения с землёй. Дело в том, что пилоты не раз сталкивались с такой ситуацией: "тушка" просаживается метров на 30, а потом продолжает набор высоты. В этот раз падение продолжилось.

Лайнер рухнул, задев носовой частью ферму. Но движение продолжалось: так, он трижды "подпрыгнул", разваливаясь на ходу. В огромные трещины вылетали части тел пассажиров и экипажа - ремнями безопасности и обломками их буквально разрывало на куски. Их в ближайшие три дня будут находить на деревьях, на крышах домов, на банях и просто на земле.

В какой-то момент 39 тонн топлива разлились по всей улице, заляпав почву, стены домов, крыши и окна.

Мы жили через две улицы и ночью услышали взрыв, подумали: бомба рванула. Выбежали на улицу, а там - зарево, светло как днём, в нос ударил ужасный запах горящего керосина. Утром узнали, что самолёт упал рядом с частным сектором, все погибли, у людей сгорели дома и огороды. Вскоре мы переехали в другой район, подальше от аэропорта, - рассказывал в СМИ местный житель Александр Баев.

Разлетелся в разные стороны и багаж. После того как самолётом снесло фонарные столбы, заполыхало поле. В воздухе повисла смесь запахов керосина, гари и дезинфицирующих веществ.

Поблизости жили многие сотрудники аэропорта, пишет "Очерки истории Алма-Аты". Так, у одного из них, Сергея, обгорели все три стороны дома, дотла сгорел второй этаж и виноградник.

Мужчина переправил семью в безопасное место, а сам отправился на поиски чёрных ящиков. Позже у него в огороде нашли десятки тел.

Выводы комиссии

Как и многие другие советские авиакатастрофы и угоны самолётов, историю не освещали в СМИ. Какие-то подробности стали всплывать гораздо позже. Однако даже список погибших не предали огласке до сих пор.

На месте крушения в составе комиссии, собранной после произошедшего, работал главный авиаконструктор Ту-154 Александр Шенгардт. По его словам, мог иметь место человеческий фактор. Первоначальная медицинская комиссия пришла к выводу, что в крови погибших пилотов был алкоголь. Однако через неделю специалисты из Москвы это утверждение опровергли.

Главная часть корпуса самолета до сих пор не найдена - внутри может находиться множество тел погибших

В Сочи продолжаются поисковые работы после крушения Ту-154. Пошли уже третьи сутки, как спасатели и водолазы выходят в море. С 7 утра все уже на ногах.

Морской порт Хоста. База МЧС по-прежнему в жестком оцеплении. Во вторник было принято решение – полностью оцепить всю прибрежную зону Сочи. Если в понедельник еще можно было пройтись по морской гальке вдоль кромки моря, то сегодня вход на пляж запрещен везде.

У морского причала Хоста с минувшей ночи до сих пор не потухла свеча рядом с фотографией девушки в траурной рамке. Виктория Сатарова. Ей было 20 лет. Всю свою короткую жизнь она посвятила народным танцам. В ансамбле Александрова погибшая прослужила чуть больше трех месяцев. Рядом с ее фотографией кто-то поставил статуэтку балерины. Чуть подальше – отсканированная фотография в прозрачном файле двух молодых людей – парня и девушки в форме...

Спасатели внимательно следят за погодой. Передали, что на море надвигается шторм, так что вещи погибших, останки может вынести на берег в любой момент. Поэтому решено было заблокировать все подъезды к пляжам, – поясняет усиление режима сотрудник береговой службы. – Никого не пускать к воде.

Ветер на море усиливается с каждым часом. Спасательных катеров заметно прибавилось по сравнению с предыдущими днями. В небе замечен военный вертолет.

После даже небольшого волнения на море сегодня с утра обнаружили пять фрагментов Ту-154. Многие люди ошибочно думают, что штиль на руку поисковикам, - говорит мой собеседник. - Напротив, все ждут шторма, который облегчит работу ребят. Дело в том, что шторм поднимет со дна и принесет к берегу то, что по каким-то причинам не видно, невозможно достать. В понедельник мы ждали шторма, как манну небесную. Не случилось. Надеемся на сегодня.

- А если шторм разнесет по морю останки?

Исключено. Шторм может прибить все только к берегу.

За прошедшие сутки, как говорили, обнаружено всего 12 тел. Это говорит о том, что остальные тела могут и не достать?

Сегодня-завтра – час Х, когда море либо отдаст погибших, либо заберет себе. Именно поэтому, сегодня увеличили количество катеров на море, прислали подкрепление. Видите, сегодня все море в катерах.

- Я слышала, что водолазам тоже прислали подкрепление...

Изначально водолазов было человек тридцать. Сейчас их количество увеличилось втрое. Парням непросто приходится. Температура воды - не больше 5-6 градусов, никакие костюмы не спасают от холода. Сегодня на катера загрузили спецоборудование, при помощи которого ребята смогут спуститься на глубину до 300 метров. Это уже тяжелые работы. Я третий день наблюдаю за их трудом. Вот представьте себе, ушли они в море, через час-другой вернулись, замерзшие, продрогшие до костей. Быстро переоделись, просушились, отогрелись и снова обратно. Всем, кто находится на суше, никогда не понять тех, кто в море.

- Сейчас поисковые работы ведутся на небольшой глубине?

Пока все детали самолета находили на глубине 60-70 метров. Это не критичная глубина для Черного моря, там еще все видно. Вот когда полностью «просканируют» дно на этой глубине, пойдут искать дальше. Главная задача – найти основной корпус самолета, где, возможно заблокировано большинство погибших.

- Местонахождение основной части самолета так и не обнаружили?

Пока не обнаружили. Видимо, как раз основная часть лайнера лежит на большой глубине, и ее не видно. Спасатели возлагают большие надежды на сегодняшний вторник.

- Но ведь эта основная часть корпуса могла не сохраниться и тоже развалиться?

Говорят, что вряд ли. Поэтому и думают, что большинство тел предположительно могут быть «закованы» там.

- Во вторник спасатели обнаружили черный ящик - вы подтверждаете эту информацию?

Видите, вертолет летит? Воздушную технику посылают как раз за такими вещами.

- Что входит в работу береговых служб?

Не пропустить ни одного человека на пляж. Поймите нас правильно, в связи с этой ситуацией активизировались бомжи. Такие люди приходят сюда ранним утром внимательно смотрят, не принесло ли море что-нибудь. Когда я дежурил в первый день, на берег к моим ногам вынесло человеческие останки, зарядку от мобильного телефона, косметичку, ботинки и спортивную сумку. Кто-то из коллег видел украшения. Мы не должны допустить того, чтобы посторонние подобрали даже мелочь с разбившегося борта. Работа спасателей – сразу все завернуть в черные мешки и отправить на базу МЧС, оттуда уже вещи идут на экспертизу. В первые дни было найдено больше всего вещей. Потом уже по мелочи.

- Сколько приблизительно времени потребуется на поисковые работы?

Неделю дали на то, чтобы достать со дна все, что возможно. Должны уложиться. В противном случае, поиски продолжатся.

- То есть и на Новый год спасатели будут работать?

Если понадобится, конечно, будут. Этот вопрос уже обсуждался. Причем по распоряжению главы города салют в Сочи решено было отменить. Ведь обычно здесь новогодний салют устраивали прямо над морем. Сейчас такие фейерверки будут выглядеть кощунственно.

- К вам поступает информация практически из первых уст. Какие версии случившегося выдвигают сами спасатели?

Они предпочитают дождаться официального расследования. Насколько я слышал, следователи сами в тупике. Возможно, расшифровка бортового самописца принесет важную информацию. А то, что сейчас находятся – ерунда. Парни, которые по ночам дежурят в море, утверждают, что разглядеть в деталях, как падал самолет, нереально было с берега. Все-таки расстояние приличное. А ночи в Сочи сами знаете какие темные. Даже звезд нет.


- Водолазы что-то комментируют, рассказывают о своей работе?

Водолазы практически ни с кем не общаются. Выходят к вечеру из моря, мрачнее тучи. Считают дурной приметой вести пустые разговоры.


- На причале появились фотографии погибших. Наверное, их родственники оставили?

Близкие погибших приходят сюда. Только стараются не обращать на себя внимания. Кто-то приезжал на один день, прощался с родными таким образом. Некоторые решили остаться до окончания поисковых работ. Так и говорили: «Дома невозможно ждать». А вон, видите, девушка стоит, - кивает в сторону. - Она сюда с понедельника ходит. Почти каждый час поднимается на причал, постоит минут пять, посмотрит на море и уходит.

Молодая девушка вся в черном. На голове – плотный капюшон полностью закрывает лицо. В руках теребит платок. Подносит к лицу. Вздрагивает. Красные от слез глаза. Смотрит вдаль. Что-то шепчет. Будто просит небо и море вернуть ей того, кого они отняли.

Читайте предыдущие репортажи нашего спецкора из Сочи:

Ирина БОБРОВА, Сочи

В аэропорту Сочи о крушении Ту-154 Минобороны уже мало что напоминает. Он работает в обычном режиме. Прилетают и улетают пассажиры. Их провожают и встречают. Вроде, всё, как всегда. Но это обманчивое впечатление. Спокойствие в город еще вернется не скоро, даже несмотря на приближающийся Новый год…

За сутки до Нового года

В Черном море у берегов в районе Адлера по-прежнему скопление судов. И хотя прошла информация о том, что поисковая операция приостановлена, все спасательные суда до сих пор в квадрате поиска и, похоже, ни одно из них пока не собирается уходить. Если поиски и останавливаются, то скорее из-за непогоды.

В нескольких местах Сочи, на берегу моря, возникли импровизированные мемориалы с живыми цветами. Сочинцы продолжают нести цветы и сегодня. До Нового года всего сутки, но праздничным настроением здесь и не пахнет.
— Это огромная трагедия для всей страны, для жителей города, — говорит сотрудница страховой компании, сочинка Ирина Волкова . — Многие мои подруги приходили в эти дни почтить память погибших на берег моря. Посмотрела по телевидению пресс-конференцию членов комиссию по первым результатам расследованию причин катастрофы. Говорили, что есть несколько версий и одна из них, — попадание птиц в двигатель. Теперь с содроганием наблюдаю за чайками, которые кружат над морем. Да и слышала, что многие перелетные птицы летят на Юг через Адлер…

Напомню, самолет Ту-154 Министерства обороны РФ разбился утром 25 декабря после вылета из аэропорта Сочи. На борту находились 92 человека: военные, артисты ансамбля имени Александрова, девять российских журналистов, а также Елизавета Глинка, замечательная Доктор Лиза. Все они летели в Сирию, чтобы поздравить с наступающим Новым годом военнослужащих ВКС России на авиабазе Хмеймим.

Уже известно, что весь полет длился всего 70 секунд, максимальная высота составляла около 250 метров, — об этом накануне сообщил начальник службы безопасности полетов авиации Вооруженных сил РФ Сергей Байнетов .

Обломки самолета были обнаружены всего в полутора километрах от берега моря. В зоне катастрофы работали более 3,6 тыс. человек. Со дна моря подняли два бортовых самописца. Специалисты занимаются расшифровкой информации… Были сообщения, что нашелся и третий черный ящик, но специалисты утверждают, что их всего два.
Первые результаты расшифровки уже оглашены, однако, вряд ли можно сказать, что в причины трагедии внесена полная ясность . Вместо пятнадцати версий стало семь. Кроме попадания птиц в двигатель лайнера комиссия рассматривает еще несколько: человеческий фактор, сдвиг ветра и отказ техники. До выяснения точной картины катастрофы полеты самолетов Ту-154 Министерства обороны приостановлены. Косвенно, это свидетельствует о том, что техническая неисправность самолета в качестве причины катастрофы тоже рассматривается, несмотря на все заверения о том, что лайнер был в безупречном состоянии…

На дне морском

В районе крушения самолета в течение всех этих дней были задействованы 45 морских судов, а также катера Южного регионального поисково-спасательного отряда и Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России. На всех судах были водолазы-спасатели и оборудование, для проведения подводных поисковых работ. За 24 часа в сутки водолазы МЧС России совершают более 30 спусков под воду. На дне были обнаружены и подняты на поверхность множество обломков самолета и фрагментов фюзеляжа. Находили документы и личные вещи трагически погибших пассажиров Ту-154. Всего совершено более 140 погружений, обнаружены тысячи фрагментов самолета.

При этом из воды поднято только 20 тел погибших. Похоронили одного. Водолазы, которые ведут работу говорят, что от погибших в основном остались мелкие фрагменты, которые разбросаны на большой площади. На фрагментах практически отсутствует одежда, встречаются личные вещи пассажиров, документы, банковские карточки. Все останки поднимают на специальное судно. На обломки и фрагменты водолазов наводят специальные подводные аппараты, которые сканируют дно. Работа психологически и физически очень тяжелая, ибо много рваного металла и фрагментов тел…

Понятно, что о своих погружениях водолазы стараются ничего не говорить, и только на условиях анонимности признаются, что картина на дне моря не для слабонервных… Погибшие практические ничего не успели почувствовать. Все произошло очень быстро. По данным МЧС, сейчас на сушу подняты останки практически всех пассажиров. Вот почему решено завершить активную фазу поисков. Самую долгую процедуру сейчас займет генетическая экспертиза. Уже взят биологический материал у родственников.

Что касается обломков погибшего самолета, то их выкладка будет производиться на закрытой территории адлерского аэропорта.

Спустя 44 года

В эти трагические дни сочинцы не раз вспоминали о предыдущих авиакатастрофах в районе Сочи. Схожая трагедия случилась 1 октября 1972-го года у берегов Адлера. Сходство даже в том, что авиакатастрофа тоже произошла в выходной день. Тогда было установлено, что в 19:21 Ил-18 вылетел из аэропорта Адлер по магнитному курсу 240°, а в 19:22 экипаж доложил диспетчеру о выполнении взлёта. В ответ диспетчер передал условия выхода из зоны аэропорта — правым разворотом с набором высоты до 3000 метров на Лазаревское. Экипаж подтвердил получение указаний, после чего на связь больше не выходил. На высоте 150—250 метров пилоты начали выполнять правый разворот, когда самолёт неожиданно перешёл в крутой левый поворот с резким снижением, а затем врезался в воду и полностью разрушился…
Самолёт затонул на глубине 500—1000 метров, где дно имеет сложный рельеф с крутизной склонов до 45 градусов. Дно в этом месте покрывал толстый слой ила, который мог поглотить обломки Ил-18. Была организована крупная поисковая операция с участием Черноморского флота, однако несмотря на все усилия, основные обломки самолёта и бортовые самописцы так и не были найдены…
В тот год мой отец работал на пляже поселка Кудепста недалеко от Адлера и рассказывал, что после штормов море еще долгое время выбрасывало на берег личные вещи пассажиров. Сколько будет море напоминать о последней трагедии, пока неизвестно.

Похоже, вообще 25 декабря — для авиации трагический день. В 2012 году в этот день разбился самолет Ан-72 Пограничной службы Республики Казахстан и по какому-то мифическому стечению обстоятельств в этот день 2016-го президент России встречался со своим казахстанским коллегой Нурсултаном Назарбаевым .
Трагедию самолета Ту-154 Министерства обороны тяжело переживают все сочинцы. В городе вообще не чувствуется приближения праздника. Администрация даже отменила массовые гуляния на главной площади в Новогоднюю ночь.
Черное море, черное горе.