Самые высотные самолеты мира. Короли стратосферы: самые высотные боевые самолеты в мире

С течением времени авиация продвинулась далеко вперед семимильными шагами. Конструируются все новые и новые модели самолетов, обладающих такой высокой скоростью, которая способна в разы превышать скорость звука на невообразимой высоте. Сегодня мы поделимся с вами нашим рейтингом Топ 10 самых быстрых самолетов в мире . Мы расскажем вам о некоторых особенностях этих самолетов, о том, кто трудился над их созданием, когда происходили первые полеты и многое другое. Это будет интересно, так что начнем. Полетели!

10.Су-27

  • Страна: СССР/Россия
  • Разработчик: ОКБ Сухого
  • Тип: Многоцелевой истребитель
  • Год начала производства: 1981
  • Максимальная скорость: 2876,4 км/ч

Открывает десятку быстрейших самолетов мира Су-27 — истребитель с двумя двигателями, построенный в бывшем СССР, в попытке превзойти аналогично передовые американские самолеты. Самолет совершил первый полет в мае 1977 года и официально поступил на вооружение в ВВС СССР в 1985 году. Может развивать максимальную сверхзвуковую скорость маха 2,35 (1550 миль/ч или 2876,4 км/ч).

Су-27 получил репутацию одного из самых способных бойцов своего времени. Эти самолеты и по сей день стоят на вооружении России, Украины и Белоруссии.

  • Страна: США
  • Разработчик: General Dynamics
  • Тип: Истребитель-бомбардировщик, стратегический бомбардировщик
  • Год начала производства: 1967
  • Максимальная скорость: 3060 км/ч

Крупная авиакосмическая компания General Dynamics примерно полвека назад закончила разработку тактического ударного самолета F-111 Aardvark. По расчетам F-111 Aardvark должен вместить в себя два члена экипажа. 1967 год и самолет первым отправился в ВВС США на вооружение. Его использовали в стратегических компаниях по бомбардировкам, в развед операциях, а также при его помощи выполнялась радиоэлектронная борьба. Этот самолет с особой легкостью может развивать скорость 2,5 Маха. А это превышает скорость звука примерно в 2,5 раза.

  • Страна: США
  • Разработчик: McDonnell Douglas, Boeing Defense, Space & Security
  • Тип: Истребитель-перехватчик
  • Год начала производства: 1976
  • Максимальная скорость: 3065 км/ч

В конце 60-х годов компания McDonnell Douglas окончила свой труд над разработкой тактического двухмоторного истребителя. Его непосредственное предназначение – захват и поддержание своего превосходства в периоды проведения воздушных боев. Июль 1972 года успешно прошел первый полет. Несколько лет позже, в 1976 году ВВС США приняли F-15 Eagle на вооружение.

Этот самолет один из числа тех, кому успеха не занимать. Скорость у него внушительная, превышает 2,5 Маха. ВВС США планирует держать этот самолет у себя на службе еще долго, как минимум до 2025 года. Он был экспортирован за рубеж, а именно Израиль, Японию и Саудовскую Аравию, Турцию.

  • Страна: СССР/Россия
  • Разработчик: ОКБ МиГ
  • Тип: Истребитель-перехватчик
  • Год начала производства: 1975-1994
  • Максимальная скорость: 3463,92 км/ч

Конструкторское бюро Микояна закончило производство большого, двухмоторного сверхзвукового самолета, а уже в 1975 году, в сентябре, свершился первый полет самолета. В 1982 году его приняли в ВВС СССР на вооружение.

Скорость МиГ-31 может достигать 2,83 Маха. Уникальной его способностью является то, что он в состоянии развивать сверхзвуковую скорость и летать на ней даже невысоко над землей. Годы идут, а МиГ-31 продолжает верой и правдой служить ВКС России. Эта машина одна из лучших представителей своего класса и по праву находится в рейтинге с самыми лучшими и самыми быстрыми самолетами в мире.

  • Страна: США
  • Разработчик: North American Aviation
  • Тип: Стратегический бомбардировщик, летательный аппарат исследования
  • Год начала производства: 1964-1969
  • Максимальная скорость: 3794,4 км/ч

В конце 50-х компания North American Aviation разработала самолет XB-70, в котором присутствуют шесть двигателей. Целью создателей было сконструировать летательный аппарат, который бы послужил прототипом стратегическому бомбардировщику с запасом ядерных бомб.

В 1965 году XB-70 достиг пика своей скорости, когда совершал свой полет в Калифорнии над базой ВВС США «Эдвардс». Высота над землей достигала 21 300 метров, а скорость при этом была 3,1 Маха.

В период с 1964 по 1969 годы построили две модели XB-70, их использовали для испытательных полетов. В 1966 году одна из моделей при столкновении в воздухе потерпела крушение. А вторая модель находится в Дейтоне, она выставлена Национальным Музеем ВВС США на обозрение.

  • Страна: США
  • Разработчик: Bell Aircraft
  • Тип: Экспериментальный летательный аппарат
  • Год начала производства: 1955-1956
  • Максимальная скорость: 3911,904 км/ч

Над созданием этого самолета трудилась целая группа. В эту группу вошли ВВС США, Национальный консультативный комитет и Bell Aircraft Corporation. В 1945 году работа по разработке самолета, имеющего ракетный двигатель, была закончена. Целью создания самолета было: исследование свойств аэродинамики при полете со сверхзвуковой скоростью, диапазон при этом 2 и 3 Маха.

1955 год, ноябрь, X-2 произвел свой первый полет. Через год капитану Милберну удалось достигнуть скорости 3,196 Маха, высота при этом была 19 800 метров. Увы, после достижения пика скорости, самолет вышел из под контроля и рухнул на землю. Безусловно, эта трагедия не осталась незамеченной, и программа X-2 остановила свою работу.

  • Страна: СССР/Россия
  • Разработчик: ОКБ МиГ
  • Тип: Перехватчик, самолет разведки, самолет прорыва
  • Год начала производства: 1969-1985
  • Максимальная скорость: 3916,8 км/ч

Легендарные конструкторы — Селецкий, Гуревич и Матюк трудились над производством этого технического чуда. Его основным предназначением является сбор разведывательных данных и перехват самолетов противника при скорости превышающей сверхзвук. 1964 год, произошел первый полет, а в 70-х годах советские ВВС его активно использовали.

Скорость МиГ-25 невероятна – 3,2 Маха. Поэтому он является одним из самых стремительных самолетов в мире и до сих пор используется для службы в ВКС России и не только. Другие страны, такие как Сирия и Алжир применяют МиГ-25 в своих воздушных силах.

  • Страна: США
  • Разработчик: Lockheed Corporation, Scunk Works
  • Тип: Стратегический разведчик
  • Год начала производства: 1966-1999
  • Максимальная скорость: 4039,2 км/ч

Разведывательные задачи, точнее их проведение – вот главная задача данного самолета. Помимо этого он с легкостью отражает угрозы врага. Максимальная скорость 3,3 Маха, а высота при этом 29 тыс. метров. Стоит заметить, что по некоторым источникам скорость «Черного дрозда» указывается в 3,5 маха, но это не подтвержденные данные. Тем не менее – третья строчка в рейтинге самых быстрых самолетов в мире это почетно.

  • Страна: США
  • Разработчик: Lockheed Corporation
  • Тип: Перехватчик
  • Год начала производства: 1963-1965
  • Максимальная скорость: 4100,4 км/ч

Примерно полвека назад, корпорация Lockheed закончила разработку прототипа самолета. Целью создания такого самолета является перехват летательной техники противника. «Зона 51» стала местом проведения тестирования YF-12. Это место является сверхсекретным полигоном ВВС США. 1963 год, высота 27 600 метров, YF-12 совершает свой первый полет. Его скорость 3,35 Маха. Но со временем ВВС США прекратили программу полетов YF-12. Однако, на YF-12 удалось провести несколько рейсов в области научных исследований для NASA и ВВС. В конце 70-х годов полеты самолета были окончательно завершены.

1.X-15

  • Страна: США
  • Разработчик: North American Aviation
  • Тип: Экспериментальный высокоскоростной исследовательский ракетоплан
  • Год начала производства: 1959-1968
  • Максимальная скорость: 8225,28 км/ч

В скорости этому аппарату нет равных — самый быстрый в мире самолет . Он способен разогнаться до 6,72 Маха, это самая большая скорость для пилотируемого летательного аппарата. В 70-х годах полеты этого ракетоплана закончились, но за время его службы, многие известные личности, такие как Нил Армстронг, смогли принять участие в программе. Высота, на которую поднимались летчики, была свыше 100 километров. Таких летчиков уже смело можно назвать астронавтами.

Можно ли на современном этапе выделить самый быстрый самолет в мире? Ведь их было спроектировано просто огромное количество. Следует выделить пять самолетов, которые способны развить наибольшую скорость.

Какая модель может считаться самой скоростной?

Первую позицию по праву занимает модель Falcon HTV-2. Это самый быстрый самолет в мире. Скорость, которой он достигает в полете, равна 13 000 миль/час. Модель была спроектирована и выпущена в 2010 году. Второй полет на самолете состоялся уже в 2011 году. Назначение данного летательного аппарата достаточно тесно связывается с оперативным реагированием на какие-либо угрозы террористического характера. Используя данную модель, можно осуществить перелет из Сиднея в Лондон всего за 1 час. Правда, еще неизвестно, каким образом это скажется на самочувствии пилота. Но и узнать это не представляется возможным, так как наибольшее число запусков происходило при помощи беспилотного режима.

Максимальная скорость, достигаемая за несколько секунд

Продолжим говорить о рейтинге «Самый быстрый самолет в мире». 11 230 км/ч способна развить модель Х-43А. Данный самолет разрабатывался профессиональными конструкторами NASA. В качестве отличительной особенности выступает тот факт, что он способен развить максимальную скорость всего за 10 секунд. В данной модели стоит двигатель новейшего поколения. Он предоставляет возможность самолету передвигаться без применения кислорода на борту. За счет этого увеличиваются маневренность и легкость. Это еще один самый быстрый самолет в мире. 11 230 км/ч - тому яркое подтверждение.

Мощная и быстрая модель

На третьей позиции располагается одна из самых мощных моделей. Речь идет об Х-15. За небольшой промежуток времени летательный аппарат достигает максимальной скорости, которая равна 4520 милям в час. Этот представитель рейтинга "Самый быстрый самолет в мире" обладает достаточно оригинальным предназначением. Он способствует превращению простых пилотов в астронавтов. Данная модель способна довольно легко взлететь на высоту, превышающую 50 миль. Перед тем как провести полет, астронавты должны пройти специальную подготовку. Этот летательный аппарат можно достаточно активно использовать в целях космических перелетов. В скором времени должен быть спроектирован вариант для космических прогулок. В связи с этим любители острых ощущений могут получить отличную возможность в скором времени побывать на борту данного летательного аппарата.

Модель, которая способна выдержать высокую температуру

На четвертой позиции в рейтинге «Самый быстрый самолет в мире» располагается модель под названием «Черный дрозд». Скорость подобного летательного аппарата достигает отметки в 220 миль/час. Основой для проектирования самолета марки SR-71 выступал сплав из титана, производителем которого является компания Lockheed Corporation. За счет данного сплава самолет способен выдержать нагревание до 2 тысяч градусов по Фаренгейту. Около 40 лет эта модель выполняла достаточно сложные задачи. И только в 1998 году машину списали. К большому сожалению, полет данной модели увидеть уже не получится.

Несколько вариантов одного воздушного судна

На пятой позиции располагается самый быстрый самолет в мире российского производства. Речь идет о МИГ-25. Максимальная скорость, которой может добиться пилот, управляя данной моделью, равна 2 тысячам миль/час. Подобный летательный аппарат можно увидеть в нескольких вариантах. Одна из первых интерпретаций свой вылет совершила в 60-х годах 20 века. Прославилась эта модель тем, что смогла сбить бомбардировщик марки US B-70. Ко второму варианту следует отнести модель, которая поднялась впервые в воздух в 70-х годах. Вне зависимости от того, что подобные летательные аппараты обладали некоторыми сложностями в вопросе маневрирования, им все же получалось уходить от ракет марки 10 Gulf War F-15.

Старые модели, не утратившие своей мощи

Как известно, впервые в военных действиях авиация стала использоваться в 1794 году. Это произошло во время битвы при Флерюсе между Австрией и Францией. Именно в ходе тех далеких событий французами были использованы воздушные средства. Основной их задачей являлась разведка. В настоящее время развитие техники происходит достаточно быстрыми темпами. Поэтому на смену примитивным летательным аппаратам пришли высококлассные самолеты с вертолетами. Какой самый быстрый военный самолет в мире можно выделить? Следует отметить те модели, производством которых занимались достаточно давно.

Истребитель марки F-15 «Орел» вне зависимости от достаточно крупных размеров обладает более высокими маневренными характеристиками. Его разработкой занимались американские авиаконструкторы. Необходим он был для того, чтобы добиться превосходства в воздушном пространстве. Именно для этого и нужен был самый быстрый самолет. Он считается более сильным по сравнению с советскими военными летательными аппаратами. Этого удалось добиться посредством применения специальных материалов при проектировании судна. Среди достоинств истребителя следует выделить большую емкость, которой характеризовались топливные баки. Ко всему прочему, имелись автономные системы питания двигателей, которые оснащались расходными баками, а также системой кольцевания.

Еще один самый быстрый самолет - бомбардировщик модели F-111 Aardvark. Сконструирован он был в Америке. Для него характерно наличие изменяемой геометрии крыла. Среди достоинств также следует выделить способность обнаружения вражеских объектов с последующим нанесением удара по ним вне зависимости от погодных условий и времени суток. Кроме того, с помощью данного бомбардировщика можно прорывать противовоздушную оборону вне зависимости от ее плотности. Данный летательный аппарат достаточно активно применялся во время войны во Вьетнаме.

Спроектированный советскими специалистами аппарат Су-24 «Фенсер» также может выступать как самый быстрый самолет в мире. Фото, которые имеются в достаточно большом количестве, демонстрируют его некоторую схожесть с американской моделью F-111. Советский бомбардировщик способен атаковать наземные объекты на сравнительно небольших высотах. По сравнению с американским аналогом он характеризуется наибольшей скоростью, высокой мощностью, малыми размерами, а также возможностью взлетать с недостаточно хорошо оборудованных аэродромов.

Истребитель и перехватчик американского производства

Реактивный истребитель 4-го поколения РЭО F-14 «Томкат» был спроектирован в Америке еще в 1970 году. Он характеризуется изменяемой геометрией крыла, значительной емкостью топливного бака. Кроме того, в нем используется система управления вооружением. Именно за счет нее данный истребитель получил возможность отражения ракетных ударов по корабельным группировкам.

Следующая модель - РЭО «Супер Томкат» F-14D. Это последняя модель реактивного самолета-перехватчика. О его разработке задумались в то время, когда возникла необходимость обнаружения и уничтожения вражеских летательных аппаратов в ночное время суток. Ко всему прочему, на самолете данной модели можно было совершать вылеты вне зависимости от погодных условий.

Заключение

Какой самый быстрый самолет в мире? Надеемся, что ответ на данный вопрос можно найти в этом обзоре. В статье была сделана попытка рассмотреть наиболее быстрые модели, производством которых занимались раньше и занимаются до настоящего времени.

Профессия летчика обзавелась романтическим ореолом еще на заре авиастроения — каждый человек, взлетавший в небо, казался героем. За прошедшие десятилетия мало что изменилось — многие до сих пор считают возможность летать чудом. Сами летчики, впрочем, общаются с самолетами на «ты», выжимая максимум из летающих машин. Мы вспомнили семь самых интересных авиационных рекордов в истории.

Рекорд скорости самолета

Рекорд в 3529,56 км/час был зафиксирован на километровом тренировочном маршруте ВВС США, когда капитан Элдон У. Джоэлц и майор Джордж Т. Морган пилотировали самолет Lockheed SR-71A на высоте 26 километров. В 1990 году этот рубеж мог быть побит — подполковники ВВС США Джозеф Вид и Эдвард Ялдинг достигли отметки в 3609 км/час, но рекорд не был засчитан — пилоты не пролетели через специальные измерительные пункты.

Рекорд высоты (для самолетов с реактивными двигателями)

Этот рекорд поставил советский летчик Александр Федотов. Пилотируя МиГ-25, Федотов взял рекорд «горкой» — разогнал самолет до 3000 км/ч, после чего начал резко набирать высоту и, достигнув отметки в 37 650 метров, направил самолет вниз. Эта высота была взята без весовой нагрузки самолета, но нагруженная машина проявила себя немногим хуже — она добралась до 37 080 метров.

Максимальное количество сбитых в одном бою самолетов (среди советских летчиков)

6 июля 1943 года, во время патрулирования воздушного пространства в составе группы истребителей Ла-5 старший лейтенант Александр Горовец столкнулся с большой группой (от 20 до 50) немецких бомбардировщиков. Товарищи Александра схлестнулись с «Мессершмиттами» в то время, как он в одиночку взялся за бомбардировщики. В бою Александр сбил девять бомбардировщиков (один — тараном), что является лучшим результатом среди советских летчиков. Но сам пилот не выжил — немецкие истребители подбили его во время возвращения на аэродром. Катапультироваться Горовец не успел.

Рекорд по установлению рекордов

Самолет Ан-225 «Мрия» был создан для нужд советской космической программы и предназначался для транспортировки крупногабаритных грузов (например, космических кораблей). «Мрия» установила 240 мировых рекордов, и в их число входят: максимальный вес коммерческого груза (247 тонн), максимальная грузоподъемность (253,8 тонн) и самый тяжелый моногруз (187,6 тонн — столько весил генератор со специальной рамой для ереванской электростанции). Самый интересный рекорд был поставлен 27 сентября 2012 года — тогда «Мрия» подняла на высоту 10 500 метров галерею из 500 картин авторства 120 художников, став площадкой для самой высокой выставки мира.

Рекордная скорость посадки гражданского самолета

Во время выполнения регулярного рейса Калининград-Одесса экипаж самолета Ту-134 был предупрежден о погодных условиях и получил рекомендации по снижению скорости. Пилоты самолета игнорировали предупреждения приборов и отключили сигнализацию, которая реагировала на высокую скорость. На посадку самолет зашел со скоростью 440 км/час (рекомендуемая — 330 км/час), а коснулся полосы на 415 км/час, не выпустив закрылки. Самолет пронесся через всю посадочную полосу, остановившись в полутора метрах от схода на грунт. К счастью, обошлось без жертв. Так, при жестком нарушении инструкций и дисциплины был установлен мировой рекорд. Какиими были дальнейшие приключения веселого экипажа самолета, история умалчивает.

Рекорд скорости гражданского самолета

Август 2010

Самолет Gulfstream G650 достиг максимальной скорости в 1219 км/час в небе над Джорджией. Для этого пилоты Том Хоум и Гарри Фримен пустили самолет в пике под углом в 16-18 градусов. Этот самолет является транспортом бизнес-класса и перевозит всего восемь пассажиров. Gulfstream G650 отлично справляется с дальними дистанциями — самолет преодолевает без посадки более 11000 километров на скорости 906 км/час.

Самый большой пожарный самолет

Evergreen 747 Supertanker был переделан из Boeing 747-100. Этот самолет способен поднять на борт 77 600 литров средств для тушения, что делает его самым большим пожарным самолетом. Сейчас самолет базируется в США, но при необходимости отправляется туда, где нужна помощь. Так, впервые самолет проявил себя в Куэнке (Испания). В 2010 году Evergreen тушил пожар в Израиле на горе Кармель, а в 2011-м был применен при сложном пожаре в Аризоне.

Любой человек, который хотя бы раз в жизни пользовался услугами гражданской авиации, несомненно, слышал объявление пилота о полётных данных, среди которых звучало понятие «высота полёта», и задавался вопросом, а на какой высоте летают самолёты?

Понятие минимальной, максимальной и идеальной высоты полёта воздушного судна

Для всех пассажирских авиалайнеров есть понятие «идеальной высоты» полёта, при которой сопротивление встречных воздушных масс минимально, подъёмная сила крыльев оптимальна, а расход топлива минимален. Все перечисленные факторы обеспечивают неотъемлемо важную составляющую всех коммерческих авиаперевозок – скорость и цена.

Данная идеальная высота выбирается командиром воздушного судна и диспетчерами в специально оборудованных пунктах на земле в диапазоне от 9 000 до 12 000 м, образуя рабочий коридор полётов толщиной 3 км. Предел нижнего коридора полёта определяется физико-химическими свойствами воздуха, который, начиная с высоты в 9 000 м, становится достаточно разреженным для того, чтобы всё ещё обеспечивать воздушному судну подъёмную силу путём разницы давления над и под крылом, создаваемую особой его формой, и в то же время исключить повышенную силу трения воздуха о фюзеляж, что позволяет воздушному судну развить максимальную скорость при минимальном расходе топлива.

Если провести измерение атмосферного давления на высоте 9 000 м, барометр покажет всего 240 мм ртутного столба, а на высоте 12 000 м – уже 140 мм, и тот, и другой показатели в 3-4 раза ниже, чем нормальное атмосферное давление у поверхности земли (760 мм ртутного столба), но авиаконструкторы закладывают данные параметры с коэффициентами запаса в конструкции и режим нормальной работы камер сгорания реактивных двигателей.

Все испытательные стенды на заводах также настроены под данный показатель и, на основе практических наблюдений, многолетних трудов учёных и практического опыта при испытании воздушных судов, было установлено, что именно показатель атмосферного давления в 200 мм или 20 см ртутного столба является идеальным для пассажирских и грузовых авиаперелётов.

Такая высота полёта самолёта абсолютно неприемлема для жизнедеятельности человека, поэтому, салон воздушного судна тщательно герметизируется перед полётом, о чём свидетельствуют датчики в кабине пилотов, а внутри судна специальное компрессорное оборудование искусственно поддерживает уровень кислорода и нормальное давление на борту даже на высоте 10 000 метров. На случай аварии или внезапной разгерметизации салона, каждому человеку мгновенно предоставляются кислородные маски с автоматической подачей дыхательной смеси.

Идеальная или эффективная высота полёта, которую набирает воздушное судно зависит также от особенности конструкции и его технических характеристик. Так, самолёты для ближних (до 3 000 км) или средних (до 7 000 м) дистанций редко могут набрать высоту свыше 11 000 м, когда дальнемагистральные авиалайнеры легко могут преодолеть предел и в 12 000 м, но ограничены законами о безопасных воздушных перевозках и действиями диспетчерских служб на земле.

Но практически ни один пассажирский авиалайнер в реальности не поднимается выше 12 000 м или 30 000 футов, кроме экстренных случаев, так как воздух на этой высоте сильно теряет плотность, что заставляет самолёт «сваливаться» в воздушные ямы в случае наличия восходящих или нисходящих потоков, а реактивные двигатели не могут достаточно эффективно использовать силу потерявших плотность воздушных масс для обеспечения оптимальной скорости судна, что приводит к неоправданно повышенному расходу горючего и снижению предельной дальности полёта. Таким образом, максимальная высота полёта самолёта с пассажирами не превышает 12 000 м.

При полёте ниже 9 000 м, наоборот, сопротивление воздуха значительно и, несмотря на эффективную работу двигателей, самолёт не имеет возможности развить предельную крейсерскую скорость из-за сильного встречного потока ветра, что также приводит к чрезмерному расходу топлива.

Итак, на вопрос: «А на какой же высоте летают пассажирские самолёты» ответ один – на разной, но в пределах коридора от 9 км до 12 км, в среднем, 10 км.

Дополнительная информация! Современные авиационные технологии имеют в своём распоряжении уникальные самолёты, способные преодолевать воздушные эшелоны и в 20, 30, 40, 50 и даже 100 км, вплоть до входа на околоземную орбиту. Так, мировой рекорд высоты на самолёте составил 112 000 м в 2004 году на судне с ракетным двигателем Space Ship One.

Но данные высоты преодолеваются исключительно в научных, испытательных или военных целях, когда нужно либо провести забор проб воздуха, либо осуществить тренировочный полёт для астронавтов, либо скрыть военный самолёт с экранов радаров гражданских лиц в условиях строгой секретности, а все пассажиры, члены экипажа и пилоты долгое время готовятся к сильным перегрузкам, как положительным, так и отрицательным на специальных тренажёрах, что не совместимо с коммерческими пассажирскими перевозками.

Факторы безопасности, влияющие на оптимальную высоту полёта

Оптимальный высотный коридор полёта пассажирского воздушного судна выбирается по разным критериям, но средняя высота равна 10 000 м. Данное расстояние от земли определено также из соображений безопасности полётов, а именно:

  • На идеальной высоте полёта происходит естественное охлаждение двигателей – на эшелоне свыше 10 000 м температура воздуха за бортом опускается ниже – 50 градусов Цельсия, что защищает движущие механизмы самолёта, работающего на высокооктановом авиационном топливе от перегрева, что исключает опасность возгорания и предотвращает катастрофу
  • На высоте свыше 8 000 м, как правило, заканчиваются все влияния земной поверхности на атмосферу, следовательно, и зоны формирования облачности, туманов, туч и грозовых фронтов, что делает полёт безопасным в любую непогоду, откуда следует, что уже при наборе высоты до 9 000 м, судно поднимается выше облаков и не зависит от погодных явлений.
  • Полное отсутствие птиц, насекомых и других представителей земной фауны гарантирует абсолютную чистоту и идеальный химический состав воздушных масс и исключает попадание посторонних предметов в двигатели, работающие на реактивном действии воздуха, что может привести к их возгоранию и аварии в воздухе.
  • Самый главный фактор – чем выше высота полёта, тем больше времени у пилотов судна для принятия спасительных решений в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, что нередко спасает жизни сотен пассажиров и членов экипажа. Поэтому, среди сотрудников авиации бытует мнение, что самые опасные этапы полёта – это взлёт или посадка, когда при малейшей неточности в совокупности с опасными воздействиями атмосферы у пилотов нет ни единого права на ошибку. А в горизонтальном полёте, после наборы крейсерской высоты, практически любая ситуация, вплоть до выхода из строя всех двигателей, решаема.

Таким образом, выбор минимального высотного коридора для совершения горизонтального перелёта воздушным судном абсолютно обоснован требованиями по безопасности коммерческих авиаперевозок, когда авиакомпания несёт полную ответственность за жизнь и состояние здоровья своих клиентов, а также, материальные издержки перед балансодержателем воздушного судна.

Человеческий фактор при выборе оптимальной высоты полёта

В пределах установленного воздушного коридора от 9 000 м до 12 000 м пилоты и диспетчеры самостоятельно устанавливают идеальную высоту полёта воздушного судна по следующим критериям:

  • Правила направления полёта. На протяжении многих лет развития гражданской авиации в мире среди участников процесса авиаперевозок сложились внегласные правила по выбору оптимальный высоты полёта. Так, принято, что любой авиаперелёт, осуществляющийся в сторону востока, северо-востока и западо-востока, проходит на нечётной высоте 9000 м и 11000 м, а в сторону запада, северо-запада и юго-запада – на чётной 10 000 м и 12 000 м. Это позволяет диспетчерам комфортно расставлять траектории движения самолётов, выполнять поиск нужных судов и наблюдать за радарами при нахождении лайнеров зоне действия юрисдикции той или иной диспетчерской вышки, а в случае необходимости, обеспечить подъём или снижение самолёта на незначительные величины.
  • В случае высокого расположения грозового фронта или приближения смешанных потоков восходящего и нисходящего воздуха (зоны турбулентности), самолёт может перемещаться в пределах воздушного коридора для облёта препятствия только с подтверждения диспетчера во избежание возможного пересечения траектории движения с другими воздушными судами. Командир воздушного судна, видя показатели изменения состава воздуха на приборах, расположенных в кабине, делает запрос на ближайшую диспетчерскую вышку, и, дождавшись разрешения, совершает необходимый маневр. Как правило, опытные лётчики анализируют погодные условия на всей траектории полётов ещё до вылета и заранее оповещают диспетчеров о возможном изменении высоты своего судна.

При опасности пересечения траекторий движения двух воздушных судов, летящих в разном направлении, диспетчер самостоятельно отдаёт команду пилоту как можно скорее изменить крейсерскую высоту. Данная работа требует большой ответственности и внимательности от сотрудников, так как даже малое отклонение от высотного курса может привести к непредсказуемым последствиям.

Диспетчер также всегда видит на радаре малейшие колебания погодных условий на пути следования каждого рейса, и, если экипаж не догадывается о грядущей непогоде, может всегда предупредить о необходимости смены высоты полёта заранее, что позволит пилотам сделать это без резких манёвров.

Обратите внимание! Со стремительным развитием гражданской авиации в мире в последние годы, в среднем в небе одновременно находится до 5000 воздушных судов, двигающихся в разных направлениях, что не исключает возможности пересечения траекторий полётов, поэтому, точность высотного позиционирования авиалайнера для безопасности уточняется вплоть до 10 метров.

Также, в небе часты случаи, когда один самолёт во время полёта попадает в зону турбулентности и экипажу приходится принимать решение о смене эшелона на месте, диспетчер, будучи осведомлённым о проблеме в данной зоне, имеет возможность скорректировать траектории движения других воздушных судов, летящих в том же направлении.

Рекорды высоты, достигаемые пассажирскими самолётами

Мало какое из воздушных судов способно занять высший гражданский эшелон в 12 000 м. Так, например, Аэробус А310 способен набрать максимальную высоту всего в 11 000 м, а что касается Боинга 737-400, то его технические характеристики позволяют достичь 12 000 м. Выше этой отметки, как правило, пассажирские самолёты не поднимаются.

Однако, истории известны случаи, когда практически одновременно в СССР и Франции были выпущены и сданы в эксплуатацию знамениты пассажирские сверхзвуковые авиалайнеры Ту144 различных модификаций и Concorde, развивавшие максимальную скорость на сверхзвуке до 2500 км/ч, и занимавшие воздушный эшелон полётов до 18 000 м, но способны были подняться до 20 000 м с длиной преодолеваемой дистанции свыше 7000 км. Перевозки пассажиров начали осуществляться с 70-х годов прошлого столетия и позволили почти вдвое сократить время в пути до точки прибытия по сравнению с обычными воздушными судами.

Но, ввиду многочисленных инцидентов, повлекших смерти многих людей, а также, повышенные расходы на топливо и сложность в техническом обслуживании быстро выгорающих воздушно-реактивных двигателей, снижающих ресурс эксплуатации воздушного судна, техника была признана ненадёжной, в результате чего, была снята с эксплуатации в начале 2000-х гг. Таким образом, Ту 144 прекратил осуществлять коммерческие перелёты по России и за рубеж ещё во времена перестройки, а Concorde совершил свой последний полёт в 2004 году.

На основании приведённых данных можно сделать вывод, что гражданская авиация нашла для себя оптимальный эшелон высоты для коммерческих перевозок, и, несмотря на то, что полёты возможны и на гораздо больших вертикальных пределах, стремление к ним не имеет никакого смысла. Именно рабочий диапазон высот с 9 до 12 км обеспечивает минимальное сопротивление воздуха, максимальную скорость и оптимальный расход горючего, что влияет как на время в пути до пункта назначения, так и на себестоимость полётов, что отражается на цене билетов для пассажиров.

1. МиГ-25 3.2М

Советский одноместный сверхзвуковой высотный перехватчик, спроектированный конструкторским бюро Микояна - Гуревича.
Легендарный самолет, на котором установлено несколько мировых рекордов, в том числе и рекорд скорости, однако как водилось в СССР о многом умалчивали. По словам генерального конструктора Р.А.Белякова, превышение МиГом скорости М=3 снижало ресурс планера, но не приводило к повреждению самолета или двигателя. со слов знакомых летчиков, самолет неоднократно преодолевал порог в 3,5М, однако официально такой рекорд зафиксирован не был.
Самолет Миг-25 6 сентября 1976 года был угнан лётчиком ВВС СССР Виктором Беленко в Японию. Самолет вернули, но перед этим его разобрали до винтика. Новые самолеты были доработаны и получили индекс МиГ-25ПД, все стоявшие на вооружении, модернизировали и наградили индексом МиГ-25ПДС.
Беленко в аэропорту Хакодате стрелял из пистолета не давая приблизиться “япошкам” к МиГу, требовал зачехлить самолет, однако комиссия расследовавшая инцидент, пришла к выводу, что перелет был умышленным, хотя и без явных изменнических целей.

2. Локхид SR-71 3.2М

стратегический сверхзвуковой разведчик ВВС США. Неофициально был назван «Blackbird». Самолет прославился своей ненадежностью, за 34 года потеряно 12 самолетов из 32 существующих.
Главным маневром самолета при уходе от ракет был набор высоты и разгон. В 1976 году SR-71 “Blackbird” установил абсолютный рекорд скорости среди пилотируемых самолётов с прямоточными двигателями - 3529,56 км/ч

3. МиГ-31 2.82М

двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего действия. Первый советский боевой самолёт четвёртого поколения. МиГ-31 предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на малых, предельно малых, средних и больших высотах, днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при применении противником активных и пассивных радиолокационных помех, а также тепловых ловушек. Группа из четырёх самолётов МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяжённостью по фронту 800-900 км.
Максимальная допустимая скорость на высоте: 3000 км/ч (2,82 М)

4. Макдоннел-Дуглас F-15 «Игл» 2,5М

американский всепогодный тактический истребитель четвёртого поколения. Предназначен для завоевания превосходства в воздухе. Принят на вооружение в 1976 году.
Максимальная скорость на большой высоте: 2650 км/ч (2,5+ Маха)

5. Дженерал Дайнэмикс F-111 2,5М

двухместный тактический бомбардировщик дальнего радиуса действия, самолет тактической поддержки с изменяющейся геометрией крыла.
Максимальная скорость: на высоте: 2655 км/ч (2,5 Маха)

6. Су-24 2,4М

советский фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей. Со слов знакомых летчиков, самолет оборудован системой автопилота, способного управлять самолетом на сверхмалых высотах, удерживая, например, 120 метров над землей, однако не многие летчики могли выдержать морально работу автопилота, самолет на высокой скорости приближался к подъему земной поверхности, скалы и т.д. и точно на расстоянии 120 метров делал маневр набора высоты.

7. Грумман F-14 «Томкэт» 2,37М

Реактивный перехватчик, истребитель-бомбардировщик четвёртого поколения, с изменяющейся геометрией крыла. Разработан в 1970-х для замены«Фантомов».

8. Су-27 2.35М

Советский многоцелевой высокоманевренный всепогодный истребитель, разработанный в ОКБ Сухого и предназначенный для завоевания господства в воздухе.
Благодаря управлением вектором тяги самолет способен творить чудеса, “Кобру” и “Чакру Фролова”. Такие фигуры высшего пилотажа показывают возможность удерживать самолёт от сваливания на углах атаки, превышающих критический.

9. МиГ-23 2.35М

Советский многоцелевой истребитель с крылом изменяемой стреловидности. Истребители МиГ-23 участвовали во многих вооруженных конфликтах 1980-х годов
Максимальная допустимая скорость, км/ч 2,35М

10. Грумман F-14D «Томкэт» 2.34М

Модификация F-14D отличалась от предыдущих более мощным радаром Hughes AN/APG-71, система позволяет сопровождать 24 цели и совершать захват и запуск ракет по 6 из них одновременно, на различных высотах и дальностях, усовершенствованной авионикой и переоборудованной кабиной. Всего было построено 37 самолётов этого типа, ещё 104 переделали из ранее выпущенных F-14A они имели обозначение F-14D