Индусы на поезде. Путешествия по большой земле

Ругаете РЖД?! Добро пожаловать в общий вагон индийского поезда! Побывать в Индии и не покататься на поезде и, в частности, в общем вагоне - значит пропустить невероятно интересный опыт, как с точки зрения коммуникации и визуальных образов, так и возможность в полной мере загрузить свои обоняние, ощущения, осязание!

Побывав впервые в Индии в 2007м году, я поробовал спальные вагоны "без" и "с" кондиционером (Sleeper AC & non-AC), а в этой поездке наконец-то добрался до General Class ночного поезда. Это невероятно круто! А вокзалы... Вот где вы еще увидите такой вокзал маленького провинциального городка глубокой ночью как не в Индии?!


На самом деле ничего особенного, ведь наверное все ездили в общем вагоне нащих поездов... разница лишь в том, что в Индии вы встретите открытых и доброжелательных попутчиков. Кто-то из самостоятельных путешественников попадает в общий вагон случайно, не озаботився билетом заранее, а в Индии ежедневно на поездах едут десятки тысяч людей и то, что билетов в sleeper классы нет - это обычная практика.

Судя по фильмам и по тому, что я видел, общие вагоны тоже бывают заполнены по разному, бывает и так, что пассажиры свисают из дверей. Так что мне, можно сказать, повезло, по вагону можно было передвигаться относительно спокойно, хотя все места, верхние полки, тамбуры и... туалеты (!) были заняты.

Но все начинается с покупки билетов. Я напишу отдельную статью про поезда в Индии, сегодня покажу фотографии:

Вагон "второго класса", он же "общий класс", пишут на вагонах и так и так. В поезде жарко, вместо окон решетки, под потолком неработающие вентиляторы. Во время проезда через лесополосы в вагон залетают всякие тропические бабочки и стрекозы, которые также быстро и выдуваются ветром.

Прийдя на посадку за 40 минут до отправления, мы с друзьями так и не смогли сесть в один вагон, поэтому ехали в соседних. Как выяснилось позже, нам повезло, что мы вообще сидели.

Тусклый искусственный свет, высокое ИСО, ужасающий баланс белого... но делать серию черно-белой сознательно не стал, все-таки Индия - это, прежде всего, ЦВЕТ!

В тамбуре ребята ужинают. Я с огромным трудом смог отказаться от предложения присесть рядом. Практически каждый попутчик приветлив, пытается заговорить, что-то показать, чем-то угостить... Даже краской меня намазали в вагоне в преддверии праздника Холи. К сожалению, со знанием английского было всего несколько человек в вагоне.

Парень не верхней полке принял лишнего по случаю Холи и все время норовил упасть вниз:

На нижней полке усаживается в среднем 5-6 индусов, хотя полка по размеру такая же, как и в нашем плацкарте (на 3 сидячих места). На полу кто-то ложится спать и так почти в каждом "купэ":

Вокзал - это отдельная история. Здесь ночует огромное количество народа, бывают моменты, что нужно просто переступать через спящие тела, чтобы двигаться вперед:

Офис главного кондуктора:

Что вы увидели на фотографиях?!
Антисанитарию, грязь, почувствовали неприятный запах?!

Скорее всего вы окажитесь правы, я же увидел кусочек настоящей Индии, встретил приятных собеседников и уже даже послал фотографии своим попутчикам. Отбросьте стереотипы и комплексы, попробуйте почувствовать страну с разных сторон.

Продолжение следует...

Дешевые билеты в Индию найдет

Самый дорогой способ передвижения в Индии по железным дорогам это купить билет в вагон класса 1A. Кондиционер, велюровые диваны, занавесочки и прочая атрибутика. Несмотря на дороговизну билетов, купе не закрывается, единственное, что помогает уединиться это занавеситься шторкой от окружающих.

Стоимость билета в First Class AC сравнима с авиабилетом и при всех равных явно проигрывает самолету в скорости. Считаю, что покупать билеты в First Class AC имеет смысл в самых безвыходных ситуациях.

Вагоны First Class AC есть далеко не во всех поездах, они не популярны у местного населения из-за своей дороговизны.

AC 2-tier sleeper (Code:2A)

Вагоны этого типа аналог нашего плацкарта, за исключением того, что полки отгорожены от прохода ширмой. Иногда встречается некое убранство и украшательство в виде индивидуальных бра и скатертей на столах, в остальном типичный плацкарт.

Стоимость значительно дешевле, чем вагоны First Class AC.

First class (Code:FC)

Если ваша поездка длится несколько часов, то этот класс вагонов будет отлично подходить для таких коротких поездок. В купе продаются сидячие места, шесть человек в основном купе + два человека в боковинах.

AC 3 Tier (Code:3A)

Самый популярный тип вагона у иностранных туристов и местный мидл класс индусов. Все кто ездил в отечественном плацкарте сразу увидят сходство.

Из удобств, наличие кондиционера, есть возможность приобрести постель, приносят еду с привычными для европейца приборами. Про кондиционер, сложно сказать нужен ли он если ваше путешествие происходит в зимнее время и стоит ли за него переплачивать приобретая билет в вагон AC 3 Tier.

Основное население таких вагонов это средний класс Индии и туристы, если повезет, то поездка может быть весьма интересной.

AC chair Car (Code:CC)

Вагоны этого классы в основном есть в дневных поездах в качестве премиум-класса, сидячий салон с самолетными креслами. AC chair Car схож с First class (Code:FC) более комфортен но места для багажа тут не так много.

Sleeper Class (Code:SL)

Вот мы и приблизились к самым индийским вагонам во всех смыслах этого слова. Идеален для перемещения в жаркое время года, зимой может быть достаточно холодно из-за отсутствия оконного остекления. Sleeper Class (Code:SL) еще называют Second Class Sleeper, что одно и то же.

В купе три спальных полки, а стоимость билета сопоставима со стоимостью автобуса, но поездка будет более комфортной. В слиппере не бывает скучно, а через зарешеченные окна можно видеть и чувствовать настоящую Индию.

В слиппере можно выйти в тамбур, самостоятельно открыть дверь прямо во время хода поезда и увлекательно провести часы в поездке. Население слиппера, будет с интересом общаться, фотографировать Вас своими простенькими телефонами и Вы можете их фотографировать, они будут только рады.

Основным минусом таких поездок является потеря вещей. Покидая купе, попросите соседей приглядеть за вашим скарбом. В слиппере нет проводников, в вагон на станциях может зайти любой желающий. Во время всей поездки по вагонам разносят напитки (чай и кофе, воду), еду (рис, бириани, кари и пр.), пирожки (самосы и пр.). Еда готовится в этом же поезде в специальном вагоне-кухне.

Second Sitting (Code:2S)

Это общий вагон и этом все сказано, в отличие от нашего общего вагона в Индии все намного интереснее.

Стоимость проезда тут доступна для большинства населения Индии, населенность таких вагонов максимальная, а билеты в них продают без указания мест, без регистрации пассажира, без указания поезда. Срок действия билетов зависит от расстояния путешествия. С таким билетом можно садиться в любой поезд, идущий в нужном направлении, и пересаживаться с одного поезда на другой сколь угодно раз.

Second Sitting вагон не имеет спальных мест, при крайней мере в общий вагон можно садиться без билета, и его у вас никто не проверит.

В общем вагоне очень внимательно следите за своими вещами. Как правила в общих вагонах ездят самые бедные жители Индии, английски тут не понимают.

! На 365 дней, мульти!
Для граждан РФ и Украины полная стоимость со всеми сборами = 8200 руб .
Для граждан Казахстана, Азербайджана, Армении, Грузии, Молдавии, Таджикистана, Узбекистана, Латвии, Литвы, Эстонии = 6900 руб

Поезда в Индии имеют одну неизменную особенность — они всегда опаздывают. Это надо учитывать. Особенно, если вам предстоит стыковка с самолетом — закладывайте на нее дополнительно несколько часов.
Еще неплохо учесть такие моменты. Индийцы очень любят на всю мощь включать кондиционеры и вентиляторы, всегда и везде — в вагонах поездов, автобусах, отелях. Эта тяга к холоду порой переходит все разумные пределы — они сидят замотанные в шарфы, кашляют, чихают, но мощность не убавят. Им так нравится 🙂 Поэтому наши люди часто берут с собой в поезд скотч — обычный широкий скотч, чтоб залепить кондиционер, особенно, если вам достался билет на верхнюю полку. И шерстяную шапочку не забудьте, даже если вы едете на юг Индии, но при этом на маршруте вас ожидают кондиционированные вагоны. А если планируется переезд в слипер-вагоне (SL), то и спальник не помешает, т.к. там либо не будет стекол (и ночью реальный холодильник), либо будут на полную мощь работать вентиляторы. А днем можно выходить на станциях погреться 🙂

Читайте также:

Справочная информация про классы вагонов и другие особенности индийской железной дороги

Про старую английскую узкоколейку на севере Индии

Двери вагонов во время движения на ключ не запирают, и можно стоять в тамбуре перед открытой дверью хоть всю дорогу.

Как мы за поездом бегали

На ж/д станции в Хоспете всё очень просто: все пассажирские поезда прибывают на первый путь, на других стоят товарные. Вдоль всего перрона – электронные табло, на которых загорается номер поезда с номером вагона. Наши кресла для ожидания – здесь же, на платформе. И сто раз объявляют, какой поезд прибывает. Проще некуда, прозевать свой поезд невозможно.
Наш — № 7603, из Калькутты. Вагон SL № 10. Слушаем, какие поезда объявляют, на табло смотрим. Нашего нет, опаздывает. Ждем дальше. Опаздывает уже часа на два. Вот подъехал какой-то экспресс, но вовсе не из Калькутты, и – самое главное – номер совсем другой. Опять не наш. Ждем дальше. Надо всё-таки спросить, когда же наш-то будет. А надо сказать, что там нет, как у нас, проводников в каждом вагоне. Вот стоит какой-то дядечка представительный, и ему непонятливые пассажиры свои билеты тычут, а он рукой машет — показывает, где их вагон. Подходим к нему со своим билетом (у нас один билет на 2 персоны). Он посмотрел и куда-то назад рукой махнул, туда, откуда поезда приходят.
— Что, наш поезд будет следующий?
— This train. Это ваш поезд, 10-ый вагон в конце поезда.
Еще раз ему билет показываем. Номер-то другой!
— This train.

Ничего не понимая, побежали к хвосту поезда, куда он рукой махнул. Один вагон пробежали, другой, третий… Надюха кричит: «Там нашего не может быть! Это общие, а дальше багажные». И вдруг он тронулся.
— Надюшка, прыгай!
— Это не наш вагон!
— Да прыгай быстрей! Какая разница!
Она запрыгнула, я за ней, рукой за внутренний поручень схватилась, он скорость набирает, чуть руку не вывихнула. Слава Богу, запрыгнули хоть куда-то, успели! Оказался общий вагон для леди. Состоит всего из двух купе с тамбуром. Одни женщины и два пацаненка, смотрят на нас, улыбаются, видели, как мы на ходу запрыгивали. Мы стоим с рюкзаками, как дурочки, не знаем – что дальше делать. А надо сказать, что здесь между вагонами нет сообщения, по поезду до своего вагона не доберешься. Дернула я на всякий случай дверь какую-то, оказалось – туалет. Всё, больше дверей нет. Ну, значит, поедем здесь до ближайшей станции.
Женщины такие приятные, в ярких красивых сари, со множеством ярких браслетов, улыбаются нам, подвинулись, место освободили. Я даже обрадовалась, что нас сюда занесло. Фоткать всех принялась. Они, как всегда, смеются радостно, когда результат на экранчике видят. Индианки средних лет – это чудо, такие всегда доброжелательные, улыбчивые, в своих разноцветных сари. Рот сам собой расплывается, когда с ними общаешься.
Поулыбались друг другу, пофотографировались: серьги, браслеты, мехенди — узоры на руках.

Мне очень понравилось с ними ехать, я бы и дальше здесь ехала, но билет куплен в слипер-вагон с расчетом, что можно будет полежать. Значит, на следующей станции побежим свой вагон искать. Устроили совещание: показали этим добрым женщинам свой билет и спросили, где может наш 10 SL находиться. Посовещались они и решили, что в хвосте поезда его быть не может, надо к голове бежать. Надюшка обрадовалась: «Да, мы не туда ломанулись. Дядечка на перроне нам неправильно сказал». Ну уж больно дядечка представительный был, и больно уж он уверенно рукой махал. Может, наш вагон какой-нибудь прицепной? Ведь и поезд не из Калькутты. А номер поезда вообще не наш…
Ну ладно, побежим к голове. Мне вообще все равно было, где ехать, я бы все вагоны посмотрела с удовольствием, все-таки первое знакомство с индийским поездом. А с этими женщинами вообще классно.
— Сколько минут стоит поезд на следующей станции?
— Три минуты.
Ого! Придется бежать очень быстро.
За 3 минуты успели мы добежать до 5-го SL-вагона. Запрыгивали опять на ходу, и было уже ясно, что 10-го в голове нет.
Следующая станция была крупная – город Хубли, стоянка 15 минут. Ну уж за 15 минут мы успели дойти до своего 10 SL. Он оказался все-таки в хвосте поезда, как нам и говорил тот представительный дядечка в Хоспете. Места наши оказались заняты, на них ехали две девушки-студентки из Хайдерабада. Ехали на каникулы в Гоа на море. Произошла разборка с билетами. С верхней полки женщина тоже заволновалась, когда мы стали ставить свои рюкзаки: «Это место занято, здесь едет мой муж». Пришлось показывать наш билет этой женщине, потом мужу, потом контролеру.
В общем, билетов оказалось продано больше, чем реальных мест. Так что полежать всё равно не удалось, зато удалось побегать с рюкзаками за поездом, позапрыгивать на ходу и посидеть в разных вагонах. 🙂 Но мне даже весело было от этой истории. Особенно в самом первом – дешевом женском вагоне. В слипер-вагоне – немного другие женщины. Они не носят ярких сари из дешевых искусственных тканей, не надевают по 20 блестящих браслетов на каждую руку, их украшения более стильные, они носят пенджаби, а девочки – их дочки — одеты в шортики и футболочки. Рядом с ними едут их мужья. Но улыбки у них такие же радостные и белозубые.

Много позже все-таки выяснилось, почему у поезда был не тот номер и не та станция отправления. Оказывается, в Индии бывают такие загадочные поезда – с двумя номерами. Вернее, это два разных поезда, которые отправляются с двух разных станций А и В, каждый под своим номером, и на какой-то мифической станции С они соединяются в один. Один из номеров (в данном случае – наш) отбрасывается. Так что долго мы могли бы сидеть и ждать несуществующий поезд № 7603 из Калькутты 🙂

Про дженерал-класс индийского поезда

Из Гвалиора надо было добраться нам до Датии. Дорога недлинная, так что нам было все равно, в каком вагоне ехать – сидячем, лежачем или еще каком. Пришли на жд-вокзале в кассу.
-Билетов нет.
-Что, совсем нет?
-Нет билетов. Есть только дженерал-класс. Будете брать?
-Конечно будем, какая разница!
Не знали мы еще, наивные, что такое дженерал-класс 🙂
Купили билетики и в ожидании поезда расположились на каких-то больших мягких тюках, наваленных на перроне аккурат напротив вооруженных людей в форме.

Если вы боитесь прозевать свой поезд, или не знаете, к какой платформе он будет подан, или если вам просто хочется попрактиковать свой английский, или если у вас повышенный уровень тревожности, или еще какие заморочки, то самый верный способ – это подойти со своим билетом либо к такому человеку в форме, либо завалиться с широкой улыбкой в кабинет какого-нибудь вокзального работника, где вам терпеливо всё растолкуют – на сколько опаздывает ваш поезд, когда ожидается, на какой путь прибывает, и где остановится ваш вагон.

Так мы и сделали – обратились со своими билетиками к этим вооруженным людям в форме.
-Ждите здесь, — сказали они, и мы радостно расслабились на этих тюках.

…Время шло, поезда приходили-уходили, вооруженные люди занимались своими делами и, казалось, забыли про нас. Мы снова к ним подошли.
— Не беспокойтесь, мэм, ваш поезд опаздывает. Мы вам скажем.

Долго мы сидели на этих тюках…
Но вот наконец они замахали нам руками, мы вскочили, схватили свои вещи, и,
сопровождаемые человеком в форме, добрались до места, где должен остановиться наш вагон дженерал-класса.
Там было подозрительно много народа и множество всяких тюков-сумок-корзин… Мы заподозрили неладное.
Но в глубине души все же теплилась надежда, что, может, эти люди — не все в наш вагон… может, они как-то рассосутся… может, им нужен какой-то другой поезд… в конце концов, может, они сюда просто погулять пришли…

И вот он появился. И все эти люди (все!) задвигались, зашевелились, подхватили свои тюки-сумки-корзины и устремились к нашему вагону дженерал-класса. Сначала мы тоже к нему ломанулись. Но когда он подъехал поближе… с ужасом увидели, что он и так полный!!
-Я не полезу туда с вещами! – кричит моя подруга.
-Я и без вещей туда не полезу! – кричу я.
Мы растерялись – что же делать? Следующий поезд не скоро…
И вдруг в этой толпе появился знакомый до боли человек в форме. Он посмотрел на нас, все понял, жестом вытащил нас из толпы, жестом велел идти за ним. Мы, офигевшие, послушно двинулись за ним со своими вещами вдоль поезда. Он довел нас до вагона SL, завел в вагон. А народа здесь тоже было не мало, свободных мест не было, люди сидели даже на полу в проходах. В ближайшем купе он жестом попросил сидевших на полке людей подвинуться, и мы каким-то чудесным образом уместились – сидя! – в этом купе, втиснули свои вещи между чьими-то баулами, и не успели поблагодарить своего спасителя, как он исчез, и поезд тронулся…

Страну самых высоких гор, махараджей и париев, йогов, мегаполисов и джунглей, слонов и тигров, в общем, перечислять можно долго…

Самолет

Самый оптимальный и единственный для туриста, имеющего целью отдых в Индии, а не посещение всех стран на пути.

Прямые, регулярные, и, естественно, самые дорогие рейсы выполняют компании:

  • «Аэрофлот » - – Дели, ежедневно, время в пути 6 часов 5 минут,
  • «Трансаэро » - Москва – Дели и Москва – , по 2 раза в неделю (последний с января по март),
  • «Air India », летающая в Дели 4 раза в неделю.

Надо иметь в виду, что периодически, и зимой, и летом, и весной, и осенью «Аэрофлот» выдает акции, в время которых можно купить авиабилеты в Индию за 299 долларов (обычно средняя цена около 560 долларов), но, как обычно, к бочке меда должна прилагаться ложка дегтя: акция длится только 5 дней, билеты невозвратные и пробыть в Индии можно не больше месяца.

Стыковочными рейсами можно добраться с помощью Air Arabia, Etihad Airways, flydubai, Qatar Airways, Turkish Airlines. Для туриста выгоднее такой вариант, поскольку он бюджетнее, к тому же, при желании можно добраться не только до Дели или Гоа, но и во многие другие города.

Дешевле всего билеты стоят у Туркменских и Узбекских авиалиний, однако, надо обращать внимание на длительность стыковки, она может быть довольно долгой. Авиабилеты Катарских и Пакистанских авиалиний стоят дороже, возможно, благодаря прекрасным отзывам туристов об этих компаниях.

Для изучения большего количества вариантов можно принять во внимание авиакомпании «Air Astana», выполняющую 4 рейса в неделю из Алматы в Дели, и «Uzbekistan Airways», выполняющую 3 рейса в неделю из Ташкента в Дели.

Помимо регулярных рейсов, стоит обратить внимание и на «чартеры», обычно с туроператорами туристам можно добраться в сезон, с октября по апрель, билеты наверняка обойдутся дешевле, а если авиабилет будет «горящий», то цена вообще может достичь 200 долларов.

Ну, и конечно, нужно помнить про ограничения «чартеров»: и прилет, и вылет с одного и того же аэропорта, невозвратность билета, ограничение времени пребывания в Индии и строго фиксированная дата вылета.

Билеты в Индию можно подобрать с помощью этого ПОИСКОВИКА . Вбиваете нужный город, город вылета, и смотрите нужные рейсы на нужные даты.

В Нью-Дели туристы обычно прибывают во второй терминал международного аэропорта Индиры Ганди (Delhi – Indira Gandhi International Airport (IGI)), находящегося в 19 км от центра Нью-Дели, первый терминал обслуживает внутренние авиалинии.

В самом аэропорту к услугам туристов почта, отделение банка, обменник, кафе, ресторан, дьютифри, аптека, информбюро, ренткар стойка заказа такси.

Из аэропорта в город можно добраться либо электричкой, уходящей с третьего терминала, либо на автобусах курсирующих с 6:00 до 22:00 с интервалом в 20 минут, либо на такси, которое обойдется в 500 рупий. Ну и, конечно, добраться до всех достопримечательностей будет удобнее на арендованной машине. Арендовать ее можно будет заранее на этом .

Международный аэропорт Мумбаи (Chhatarpati Shivaji International Airport) находится в 28 километрах от города, инфраструктура такая же, как и в Нью-Дели.
На заметку туристу:

Обычно на международных рейсах принято подтверждать свой вылет за 72 часа, а регистрация начинается за 3-4 часа. В противном случае есть возможность остаться без места в самолете.

Поезд

Прямого железнодорожного пути из России в Индию не существует. Стоит упомянуть об этом сообщении только из ближайших стран.

Поездом «Maitree Express», в течение 10 часов есть возможность добраться из Дакки (Бангладеш) в , и поездом «Samjhauta Express», идущем 2 раза в неделю из Лахора (Пакистан) в Дели. Российскому туристу все это довольно неудобно, но особо упрямые могут выстроить свой маршрут до этих стран.

Автобус

Теоретически автобусом тоже можно добраться, но практически – это задача для туристов - экстремалов, в этом случае цель – похвастаться тем, что турист преодолел несколько тысяч километров до Индии на автобусе через такие страны, как Иран и Пакистан. Но возможно, найдутся и такие, был же в свое время Афанасий Никитин, а в наше время Антон Кротов, добравшийся до полуострова автостопом…

В то же время, будучи в Индии, вполне реально добраться на автобусах в соседние страны, например, в Непал Бангладеш или Пакистан.

Вариант с поездкой по морю рассматривать, наверно, еще менее интересно, чем передвижение по суше, поскольку прямых «пароходных» рейсов между и Индией не существует, т.е., добраться придется опять же на «попутках».