Порт констанца. Констанца

Итоги годаПорт Констанца сегодня занимает площадь почти в 4000 га и располагает 140 причалами. Общая причальная длина составляет почти 30 км, а глубины у причальной стенки доходят до 18,5 м. Длина волнорезов — 14 км. Пропускная способность порта Констанца составляет 120 млн т в год.К этому следует добавить, что порт полностью соответствует действующим стандартам Евросоюза. В январе 2007 года Констанца получила статус свободного порта.

Порты Украины, № 05 (77) 2008
Константин Матей
Актуальная тема: Дунай

Итоги года
Порт Констанца сегодня занимает площадь почти в 4000 га и располагает 140 причалами. Общая причальная длина составляет почти 30 км, а глубины у причальной стенки доходят до 18,5 м. Длина волнорезов — 14 км. Пропускная способность порта Констанца составляет 120 млн т в год.
К этому следует добавить, что порт полностью соответствует действующим стандартам Евросоюза. В январе 2007 года Констанца получила статус свободного порта.
В прошлом 2007 году грузооборот морских грузов составил в порту Констанца 47,015 млн т — 81 % общего грузооборота порта. Но Констанца — это еще и речной порт, крупнейший транспортный узел Нижнего Дуная. Речной трафик в порту составил в прошлом году 10,769 млн т — 19 % общего грузооборота порта. Таким образом, общий грузовой трафик Констанцы в 2007 году достиг 57,784 млн т. В 2007 году к причалам порта пришвартовались 5663 морских судна и 7135 речных — 44 % и 56 % общего количества судозаходов соответственно.
В 2007 году на причалах порта было переработано 38,745 млн т навалочных грузов (14,010 млн т наливных и 24,735 млн т сыпучих) и 6,119 млн т генеральных грузов. Особо следует отметить рост контейнерной переработки в порту Констанцы — 1,411 млн TEU было переработано в прошлом году, или 12,643 млн т контейнеризированных грузов — на 36 % больше, чем годом ранее. Контейнерные грузы лидируют в номенклатуре грузов, переработанных портом. На втором месте — железная руда (10,794 млн т). Затем — по убывающей: сырая нефть (8,543 млн т), уголь (4,798 млн т), зерновые (4,259 млн т), нефтепродукты (3,772 млн т) и металлопрокат (3,694 млн т).
Констанца, расположенная на Черном море, играет исключительно важную роль в развитии речного судоходства. По реке порт связан со странами Центральной и Восточной Европы — Австрией, Болгарией, Венгрией, Молдовой, Словенией, Германией, Чехией, Сербией и Хорватией. С Дунаем порт связан каналом, длина которого составляет 64,4 км, а ширина — 90 м. Глубина канала достигает 7 м, а высота под мостами — 17,5 м. В номенклатуре речных грузов выделяются уголь, железная руда, зерновые и продукция металлопроката.

Ведущие операторы Констанцы
Компания CONVEX — главный оператор порта из тех, что занимаются переработкой железной руды и угля. В распоряжении стивидоров находятся 13 причалов, глубины у которых достигают 18,5 м. CONVEX в состоянии осуществлять операции трансшипмента — с морских судов на речные баржи. Пропускная способность терминалов компании составляет 25 млн т в год, а складские мощности позволяют единовременно хранить до 3,5 млн т. В 2007 году CONVEX совместно с компанией «Minmetal» перегрузила 15,568 млн т железной руды и угля. До 2010 года в терминалы компании будет инвестировано 30 млн EUR, что позволит увеличить пропускную способность терминала на 33—40 %. CONVEX сможет перегружать до 60 тыс. т ежедневно, что в годовом исчислении составит порядка 20 млн т.
Переработкой зерна в порту занимаются компании TTS, «North Star Shipping» и «Silo Trans». Мощности имеющегося зернового терминала на сегодняшний день составляют 8 млн т в год. В 2007 году TTS построила новый зерновой терминал стоимостью 22 млн EUR, а «Silo Trans» — терминал, позволяющий переработать до 2,5 млн т зерна в год.
Терминал для перегрузки цемента находится в Constanta South Port. Стивидоры, работающие на терминале, в состоянии перерабатывать до 700 т грузов в час. Причалы терминала могут принимать суда до 45000 DWT. Годовая пропускная способность терминала — 1 млн т.
В порту Констанца имеется мощный терминал для работы с роро грузами. Складские площади терминала — это 2,5 га, на которых можно разместить до 1600 автомобилей. По существующему плану площади будут увеличены до 5 га, и тогда на них можно будет хранить примерно 3700 автомобилей. В настоящее время через терминал проходят до 110 автомобилей в час. Годовая пропускная способность терминала — 234 тыс. автомобилей. Оператор — «Romcargo Maritime».
Прямые линии связывают паромный терминал Констанцы с Марселем, Валенсией, Алжиром, Пиреем, Ильичевском и Дериндже. Операторами терминала являются компании «CFRMarfa», «Umex», «RomTrans».
Мощности пассажирского терминала Констанцы позволяют принимать до 100 тыс. пассажиров в год. Терминал явно недогружен: в 2007 году здесь обслужили только 24 тыс. пассажиров, из которых 14 тыс. — туристы, прибывшие по морю, 10 тыс. — речными судами. Причал пассажирского терминала протянулся на 293 м, а глубины у него достигают 13,5 м, что позволяет принимать суда с осадкой до 11 м.
Но главное, с чем ассоциируется порт Констанца, — это мощнейшая на Черном море контейнерная переработка. На терминалах Констанцы — CSCT (оператор — «DP World Constantsa»), «ARM Terminal», UMEX и SOCEP — в 2007 году переработали 1,411 млн TEU.
Контейнерный терминал Констанцы, управляемый компанией «DP World» и расположенный на причале 2S, занимает площадь в 31 га. После завершения работ по расширению он раскинется на 65 га. Терминал оснащен самым современным оборудованием, в частности, тремя причальными перегружателями класса «постпанамакс» производства «Mitsubishi», двумя перегружателями класса «суперпостпанамакс» производства ZPMC, тремя мобильными кранами. В настоящее время пропускная способность терминала составляет 1,1 млн TEU в год. «DP World Constantza» сейчас работает над реализацией генерального плана развития терминала. Начало было положено в прошлом году. По завершении работ пропускная способность терминала увеличится до 1,7 млн TEU год, что автоматически означает увеличение общей пропускной способности контейнерных терминалов Констанцы до 2 млн TEU. Следует сказать, что для реализации проекта «DP World» использует исключительно собственные ресурсы.

Прочие проекты развития
Среди проектов, направленных на интенсификацию судоходства на портовом участке «река — море», — развитие мощностей терминала по переработке грузов, перевозимых баржами по Дунаю. По окончании реализации проекта пропускная способность терминала составит 10 млн т в год. Причальная длина строящегося терминала — 1200 м, а глубины у причальной стенки — 7 м. Кроме того, планируется сооружение причала для судов портофлота 300 м длиной и с глубинами до 5 м. Общая стоимость реализации проекта составит 24 млн EUR.
В порту Констанца намереваются произвести удлинение Северного волнолома на 1 км — с тем, чтобы улучшить навигационные условия и условия эксплуатации терминалов. Экономическое обоснование проекта было проведено еще в 2002 году компанией «SP IPTANA». В апреле 2007 года проект еще раз подвергся более пристальному рассмотрению, и по нему было принято техническое решение. Оценочная стоимость проведения необходимых работ по реализации проекта — 122 млн EUR.
Серьезных инвестиций потребует и строительство моста через канал Дунай — Черное море. Необходимость сооружения очевидна: мост послужит своего рода байпасом для шоссе Бухарест — Констанца. Финансирование предполагается осуществить за счет средств Европейского банка реконструкции и развития. Стоимость реализации проекта — 31 млн EUR.
В регионе Констанцы планируется дальнейшее развитие системы железных дорог, строительство современного железнодорожного комплекса. На первом этапе, разумеется, речь идет о прокладке железнодорожных путей. Затем транспортникиоператоры подвижных составов должны дать свой прогноз объема грузопотоков до 2020 года. По оценкам специалистов, реализация первой очереди проекта обойдется в 15 млн EUR.
Помимо названного выше проекта «DP World» по развитию контейнерного потенциала порта, следует назвать проект строительства нового контейнерного терминала на причале 3S. Под сооружение комплекса будет отдано примерно 35 га земли. Оценочная стоимость строительства — 67 млн EUR. Кто станет концессионером, покажет время, вернее, международный тендер.
В порту Мидия будет построен плавучий нефтяной терминал, вынесенный на 8,7 км в открытое море. Его пропускная способность составит 14 млн т в год. Танкеры до 160 тыс. DWT смогут стать у терминала под обработку. Оператором терминала является компания «RomPetrol», а стоимость его строительства составит примерно 60 млн EUR.
И, наконец, зерновой терминал стоимостью в 25 млн EUR и производительностью 2600 т в час существенно увеличит зерновые мощности порта. Оператором терминала будет компания «United Shipping Agency». Складские мощности предполагают возможность единовременного хранения до 214 тыс. т зерна (17 силосных башен вместимостью по 12 тыс. т каждая и 2 башни по 5 тыс. т).

На что главный контейнерный хаб черноморского региона потратит 750 млн евро и почему голландцы хотят сделать Констанцу восточными портовыми воротами Европы.

Румынии в наследство от диктатора Чаушеску достался мега-порт, который никогда не выходил даже на 50-процентную загрузку мощностей в свои лучшие годы. Однако, его развитие никогда не останавливается. Сейчас в порту Констанца реализуются проекты на сумму более 750 млн евро. Если учесть что в последнее время помимо Констанцы конкуренцию украинским портам начали составлять также российские и прибалтийские гавани, то в случае реализации всех задуманных румынами проектов ситуация может существенно усугубиться не в нашу пользу.

Констанца может стать главными для Евросоюза «газовыми» воротами с востока - в случае, если будут реализованы планы по постройке альтернативного газопровода в обход России для транспортировки газа из Закавказья (проект трубопровода AGRI между Азербайджаном, Грузией и Румынией). Пока же одна из крупнейших черноморских гаваней заявляет о себе прежде всего как ведущий контейнерный порт в регионе, который в лучшие времена обслуживал до 1,5 млн TEU в год. Констанца также стала узловой точкой для перевалки сухих грузов и налива - 26 и 10 млн тонн в год соответственно, что больше, чем в любом из украинских портов. Через нее в обход украинских дунайских портов пошла часть российский транзитных насыпных грузов, а в прошлом году через Констанцу стал перегружать свое железорудное сырье и собственник Ferrexpo (контролирует Полтавский ГОК) Константин Жеваго.

Проекты развития Геополитическое и экономическое значение Констанцы вскоре может существенно возрасти. Уже несколько лет идет обсуждение проекта газопровода AGRI (Azerbaijan - Georgia - Romania Interconnector), который пройдет по территории трех стран для доставки топлива далее по Черному морю в Румынию через ее морские ворота и страны ЕС. В 2010 году главы государств подписали соответствующий меморандум, а в прошлом году министр иностранных дел Грузии Григол Вашадзе подтвердил, что все стороны соглашения сохраняют к нему активный интерес. К проекту пообещала присоединиться также Венгрия, ожидается, что интерес проявят и другие европейские страны, которые зависят от поставок "Газпрома" и желают создать свой путь к запасам каспийских энергоносителей.

Параллельно Румыния выступает и участником другого проекта альтернативного газопровода - Nabukko, но он постоянно откладывается. В случае, если AGRI будет реализован раньше Nabukko (сроки постройки последнего уже перенесены на 2018 год), порту Констанца нужно быть готовым принять в год около 8 млрд кубометров газа (такова запланированная мощность газопровода). Топливо по трубе будет доставляться до побережья Грузии, далее в сжиженном виде танкерами - до Констанцы, а затем, после трансформировки углеводородов вновь в газовое состояние, они пойдут по территории Румынии и Венгрии в Западную Европу.

Впрочем, подобным планам, в которых политики обычно больше, чем экономики, в самом порту пока не придают большого значения. Все реализуемые сейчас здесь проекты ориентированы больше на увеличение пропускной способности действующих терминалов и улучшения качества инфраструктуры. Развитие порта строится на основании долгосрочной транспортной стратегии Румынии на 2007-2013 годы. Согласно заложенным в ней показателям, общая стоимость всех запланированных на это время проектов составляет более 750 млн евро.

За деньги ЕС реализуются практически все проекты Констанцы, и без этого донорства порт может вообще остановить свое развитие

Одним из наиболее затратных является проект по созданию искусственного острова путем намытия территорий площадью 22,1 га. " Учитывая целый ряд запросов, полученных от румынских и зарубежных компаний, которые имеют намерение инвестировать в развитие речной/морской зоны для развития экономической деятельности, необходимо создавать новые портовые платформы. Искусственный остров, расположенный внутри порта Констанцы, дает для этого большие возможности", - говорится в инвестиционном проспекте проекта. Новая территория порта будет представлять собой платформу на искусственном острове, созданном с использованием грунта, извлеченного при строительстве канала Дунай-Черное море. Расчетная стоимость проекта составляет 300 млн евро.

Еще один дорогостоящий проект - строительство новых специализированных терминалов на причалах III и причале IV в южной части порта. Южная зона отличается от северной наличием больших глубин, что позволяет принимать крупные суда. В целом глубины у причалов порта сейчас варьируются между 7 и 19 м. Протяженность причальной линии Южной зоны составляет 30 км, здесь работает 25 причалов с такими грузами, как руда, уголь, фосфаты, сырая нефть, нефтепродукты, зерно, химикаты, контейнерные грузы, имеются также склады. Северная часть состоит из 12 бассейнов, глубина которых варьируется от 7 до 13.50 м; количество причалов 82, протяженность причального фронта - 15.50 км. В развитие южной зоны, согласно стратегии, будет вложено 185 млн евро.

Несмотря на то, что Констанца является одним из самых глубоководных черноморских портов (большая глубина - только у причалов турецкого порта Эрдемир, до 20 м), в планах администрации также увеличение глубин гавани. На доведение глубин порта до проектных, проведение углубления каналов в Северной зоне с 7 до 9 м, а также дноуглубительные и землечерпательные работы в местах стоянки судов, смежной акватории и подводящем канале запланировано потратить в общей сложности 50 млн евро.

Еще один проект призван решить назревшую проблему подъездных путей - по мере роста грузопотоков в порту увеличивается нагрузка на мост через канал Дунай - Черное море, в связи с чем 85 млн евро будут потрачены на строительство второго моста (так называемый Автодорожный проект 0 + 540 км). Это позволит соединить южную часть порта с шоссе Бухарест — Констанца, а также с северной частью собственно порта. Помимо этого, запланировано удлинение на 1,05 км северного мола порта, что, согласно расчетной стоимости проекта, обойдется в 121 млн евро.

Вопросы собственности Все названные проекты реализуются преимущественно за счет грантовых средств от Евросоюза. Пока Констанца - государственный порт. Администрация морских портов Констанцы является прибыльной компанией. Ее доходы в 2012 году составили 269,7 млн леев (83,4 млн долл.), а прибыль - 22,6 млн леев (7 млн долл.)

До недавнего времени, а именно октября прошлого года, Национальная компания администрации морских портов Констанцы, Constanta S.A. (CNAPM), которая управляет портом и его более мелкими сателлитами Мидией и Мангалией, находилась под контролем государства в лице Министерства транспорта. Оно владеет 60% акций этого предприятия. Еще по 20% акций находятся во владении городского совета Констанцы и инвестиционного фонда Propritatea Fund.

В Румынии неоднократно поднималась волна политических дискуссий на тему того, в чьей собственности должно находиться предприятие - городских властей Констанцы или государства. В октябре 2012 администрация города в лице мэра Раду Мазаре объявила, что уже фактически решен вопрос о передаче 60% государственных акций порта городу. "Это политическая воля, она уже согласована на уровне парламентской коалиции и премьер-министра", - сообщил тогда Мазаре. Ранее, в 2008 году, вопреки сопротивлениям общественности, город получил 20% акций порта благодаря решению президента страны Траяна Бэсеску. Злые языки утверждали, что президент имел в этом личный бизнес-интерес. Похожие обвинения звучат и сейчас. Экс-министр транспорта Румынии Александр Назаре заявил, что мэр города желает сделать из порта "дойную корову". "Это стратегический актив, который должен оставаться под контролем у государства. Согласно некоторым отчетам, у Констанцы есть потенциал стать вторым по величине портом Европы", - заявил бывший министр. По его словам, за время каденции мэра активы порта были захвачены различными группами интересов и перешли в частное управление.

Кроме того, оппоненты идеи перехода порта под контроль города утверждают, что это может повлиять на получение предприятием средств помощи со стороны ЕС. За эти деньги реализуются сегодня практически все проекты Констанцы, и без этого донорства порт может вообще остановить свое развитие. Евросоюз имеет ряд механизмов выделения подобной помощи, часть средств идет по линии министерств, часть - на развитие отдельных регионов. По данным компании, объем освоенных инвестиций в 2011 году составил 15,3 млн. евро, из которых 38,07% собственных средств, 61,43% - европейские фонды и 0,5% бюджетных ассигнований. Также на 2012 год были запланированы инвестиции 709,6 млн леев (219 млн долл.), из которых 669,6 млн леев (207 млн долл.) должны были поступить из фондов ЕС.

Возможно, есть реальная угроза сокращения поступлений в случае смены донорской программы. Однако в Евросоюзе, похоже, имеются и свои соображения насчет румынских морских ворот. В прошлом году в СМИ активно обсуждалась возможность покупки порта инвесторами голландского Роттердама, который якобы готов был заплатить за порт 1 млрд евро. По утверждению отдельных румынских чиновников, Нидерланды пытаются склонить Румынию к продаже Констанцы путем блокирования ее вхождения в Шенгенскую зону. Интерес голландцев к черноморской гавани, которая находится в совершенно иной «весовой категории» (Роттердам переваливает более 400 млн тонн грузов в год, то есть в 10 раз больше Констанцы) многие объясняли желанием Роттердама предотвратить возможное усиление конкуренции.

Констанца и Украина - вопросы конкуренции В отечественной портовой среде в ходу немало мифов о румынском порте Констанца, считает глава исследовательского центра BlackSeaTrans Константин Ильницкий. О нем зачастую говорят не только как о самом крупном и быстрорастущем в регионе, но и как серьезном конкуренте для украинских гаваней в борьбе за транзит. Это верно лишь отчасти, считает эксперт. Крупнейшим портом на Черном море по большинству показателей является все-таки российский Новороссийск. Если в 2011 году объем перевалки в Констанце (вместе с Мидией и Мангалией) составил 49,5 млн тонн, то Новороссийск перевалил за этот же год 116 млн тонн грузов.

Констанцу однозначно можно назвать лидером по запасу мощностей, которые реализуются менее чем наполовину - проектная мощность порта составляет 120 млн тонн. Хотя в Новороссийске, по данным BlackSeaTrans, она все-таки выше - 152 млн тонн. "А вот по числу причалов - 140 единиц - и длине причального фронта - почти 30 км - у Констанцы действительно нет на Черном море конкурентов. Для сравнения, у Новороссийска 88 причалов, а общая длина причального фронта 15 км", - отмечает господин Ильницкий.

Также к этому стоит добавить, что порт обладает сверхдлинным двойным волнорезом длиной 14 км, имеет территорию в 1313 га и акваторию в 2613 га. Опять же, для сравнения: акватория порта Одессы составляет 220 га, Ильичёвска - 480 га, порта Южный - около 600 га. Протяженность причальной линии в Одессе - лишь 9 км, в Ильичёвске - 5 км, в Южном - 2,3 км. Уступают наши порты Констанце также и по глубинам: румынский порт может обрабатывать суда осадкой до 19 м, что позволяет швартоваться у причалов гавани. танкерам дедвейтом 165 тыс. т, сухогрузам дедвейтом 220 тыс. т и контейнеровозам дедвейтом 79 тыс. т (Post Panamax). Глубины украинских портов заметно проигрывают: в Одессе - не более 13-ти, в Ильичёвске - 14-ти и в Южном - 15-ти метров.

Констанцу принято считать значимым контейнерным хабом региона. Здесь работает крупнейший на Черном море контейнерный оператор - компания DP World Constantza. В 2011 году она перевалила 649 022 TEU. Однако если взять суммарно порты Румынии и Украины, то здесь мы обходим соседей: совокупный контейнерный оборот Констанцы в 2011 году составил 662796 TEU TEU, наши же контейнерные порты, по данным компании «ТИС», сумели принять почти 800 тыс TEU. При этом оператор контейнерного терминала Одесского порта, компания "ГПК-Украина" заняла второе место по объемам на Черном море (317 844 TEU). Как объясняет Константин Ильницкий, конкуренция с этим портом за транзит, в том числе контейнерный (а за другие виды грузов мы фактически с Констанцой никогда и не конкурировали) уже не так актуальна для Украины, как еще несколько лет назад. Это связано с активным ростом Новороссийска и других российских портов, а также активным развитием портовых мощностей в Прибалтике.

Подписывайтесь на канал ЦТС в Telegram , читайте нас в

Порт Констанца

Во время обеденного перерыва Василий Васильевич Колоденко, замполит подводной лодки «Форель», должен был рассказать о последнем боевом походе.

Закончив дела, я сошел с «малютки» и направился к кипарисовой аллее, где назначен был сбор всех свободных от вахт матросов, старшин и офицеров кораблей дивизиона. На пирсе я встретил старых знакомых - Метелева и Селиванова, которые с группой своих товарищей тоже шли на беседу. Мы пошли вместе.

На беседу немного опоздали. Подводники дивизиона, расположившись на полянке в тени высоких кипарисов, уже с интересом слушали Колоденко.

Лодка шла к мысу Шабла. В боевой рубке у перископа стоял командир корабля капитан-лейтенант Дмитрий Суров. Приближались к границе минных полей, которые лодке предстояло преодолеть.

На глубину! - скомандовал Суров. - Малый ход!

Перед минным полем «Форель», убрав перископ, пошла на нужную глубину.

Вскоре она коснулась первого минрепа и стала осторожно преодолевать минное поле.

Наконец опасный пояс был пройден, и лодка всплыла на перископную глубину.

На море был почти полный штиль. Контуры Констанцы отчетливо вырисовывались на горизонте. Отдельные дома трудно было различить, город был затянут пеленой дыма, вырывавшегося из многочисленных труб нефтеперегонных заводов.

В гавани никого не видно, - с досадой проговорил командир.

В радиограмме сказано, что транспорт должен выйти в море с наступлением темноты, - напомнил Колоденко.

До наступления темноты «Форель» маневрировала под водой у входного фарватера порта Констанца. Затем всплыла и, подойдя почти вплотную к молу, ограждавшему гавань, легла в дрейф.

На мостике остались командир корабля и сигнальщик Шувалов.

Это мол порта. До него не менее двухсот метров. По нему ходит фашистский часовой, видишь? - шепотом пояснил Суров обстановку матросу-сигнальщику.

Вижу. Вот черт, подползти бы к нему и...

Это не наше дело. Пусть себе гуляет.

Нас ведь чуть-чуть видно, примерно как плавающую бочку. А мало ли бочек плавает сейчас в море?

Ваша правда, товарищ командир, - согласился сигнальщик и вдруг изменившимся голосом прошептал:

С моря катер... по курсовому сто двадцать...

В центральном! - шепотом приказал командир. - Артиллерийская тревога! Сигналов не подавать! Голосом!

Артиллеристы молниеносно изготовили свои орудия к бою. - Собираемся драться? - глядя на командира, испросил Шувалов.

Если он не полезет сам, не будем, - ответил командир, не сводя глаз с вражеского судна.

А погружение?

Здесь мелко, все равно от катера-охотника не уйдешь.

Проскочив мимо «Форели», катер поднял такую волну, что лодка закачалась на ней, как щепка.

Появление катера было единственным происшествием за ночь. Утром нужно было уходить под воду, а транспорт все не появлялся...

Чего мы ждем, товарищ командир? - не терпелось Шувалову. - Может, в порту и нет никого. Разве туда нельзя войти? Все равно никто не видит.

Вот это и называется зазнайство. Слепых врагов не бывает.

Идет, выходит из гавани!.. - после минутной паузы доложил Шувалов.

«Форель» пошла в атаку. В то же время из гавани выскочили катера-охотники. Они обследовали близлежащий район, но лодку, прижавшуюся почти вплотную к молу, не заметили. Показался транспорт. Катера-охотники стали занимать места вокруг него, но не успели закончить маневр, как раздался взрыв, а за ним другой... Две огненные шапки осветили Констанцу. Транспорт, накренившись на левый борт, медленно погружался.

Катера-охотники бросились преследовать «Форель» и долго бомбили подводную лодку... Но безуспешно.

Ранним мглистым утром «Форель» благополучно вернулась в базу.

После выступления замполита подводники попросили Шувалова рассказать о том, как ему удалось выполнить задание. Шувалов долго мялся, краснел, а когда, наконец, решился раскрыть рот, раздался сигнал воздушной тревоги.

Я побежал к «малютке», заметив по пути, что одна из бомб разорвалась в гавани у самого борта «малютки». Тонны воды обрушились на верхнюю палубу. Несколько человек было смыто за борт, а матроса Фомагина волной выбросило на берег.

Встреченные ураганным огнем зенитной артиллерии, самолеты врага улетели.

В тот же день мы вышли на боевую позицию и направились в район порта Констанца, где отличилась «Форель».

Действия нашего Военно-Морского Флота на южном фланге гигантского советско-германского фронта к тому времени приобрели особую важность.

Советское Верховное Главнокомандование готовилось к разгрому крымской группировки немецко-фашистских войск. Для этого на плацдармах северной и восточной части полуострова. были сосредоточены мощные военные группировки. Основная часть сил 4-го Украинского фронта занижала оборону на Перекопском перешейке и южнее Сиваша. Отдельная Приморская армия сосредоточивалась для нанесения удара по врагу с керченского плацдарма. Но Черноморский флот, на который была возложена поддержка сухопутного фронта, готовился к десантным действиям и обеспечивал свои морские перевозки, а также выполнял задачи по нарушению морских коммуникаций противника между портами Румынии, Болгарии и Крыма.

В связи с успешным наступлением наших армий обстановка для фашистов на Черном море сложилась весьма неблагоприятная. Войска противника, находившиеся в Крыму, оказались полностью изолированными с суши, и их снабжение могло осуществляться только морем. Но для того чтобы более или менее нормально снабжать их морским путем, не только не хватало транспортов, надо было преодолевать мощное противодействие нашего Черноморского флота. С этой целью немецко-фашистское командование усилило свой боевой и транспортный флот, стянув на Черное море большое количество транспортов, захваченных в оккупированных странах, и плавучих средств с Дуная. Были также специально построены новые транспортные суда типа «КT» водоизмещением 1300 тонн каждый. Наконец была поднята, отремонтирована и введена в строй часть потопленных нами вражеских судов.

Учитывая исключительно большое значение Крымского полуострова, гитлеровцы перебрасывали в Крым войска и боевую технику с западных фронтов. Прибывавшие в Крым с войсками и боевой техникой суда увозили отсюда на запад заводское оборудование, тыловые учреждения, раненых и больных солдат и офицеров.

Движение конвоев на морских коммуникациях врага между портами Крыма, Румынии и Болгарии становилось все более интенсивным. Противник усилил охранение транспортов, используя для этой цели эскадренные миноносцы, сторожевые корабли, быстроходные тральщики, катера-охотники, катера-тральщики и даже быстроходные баржи. Однако все эти меры не гарантировали врага от дерзких и сокрушительных ударов советских кораблей. Наши подводные лодки и морская авиация наносили фашистам колоссальные потери. Каждый второй транспорт противника, выходивший в море, отправлялся на дно, каждый третий корабль охранения уничтожался. Но противник не считался ни с какими потерями.

Занимая боевую позицию у оккупированного немцами побережья, экипаж «малютки» хорошо понимал значение боевых действий нашего корабля в эти решающие дни изгнания оккупантов из родного Крыма и делал все зависящее от него, чтобы найти конвой врага и нанести ему очередной удар, отправить, как шутили моряки, в «Дельфинград» очередную партию гитлеровских солдат и офицеров.

На рассвете «малютка» приступила к поиску. Мы намеревались обстоятельно обследовать хорошо укрытую за мысом бухточку.

Знойное летнее солнце клонилось к западу, когда мы, убедившись в том, что в бухте нет вражеских кораблей, развернулись и собрались было уходить.

Товарищ командир, слева по корме два катера! - доложил вдруг гидроакустик Иван Бордок.

Оставляя за собой пенистые буруны, из бухты вырвались два катера-охотника за подводными лодками и взяли курс прямо на нас.

И на этот раз подвели ровная поверхность моря и отличная видимость. Возможно, нас обнаружили с береговых наблюдательных постов.

«Малютка» ушла на глубину и начала маневрировать. Район этот нельзя было покидать: фашисты держали в бухте противолодочные средства, следовательно, здесь могли пройти корабли врага.

Катера, очевидно, удерживали с нами гидроакустический контакт и потому прямо с ходу вышли в атаку.

Первая серия глубинных бомб легла по правому борту, за ней последовали другие. Они - в который уже раз! - причинили повреждения нашей лодке. Пришлось ложиться на грунт.

Но лишь только мы легли на грунт, катера потеряли нас, и нам сравнительно быстро удалось устранить повреждения.

Но вскоре акустик доложил:

Справа по корме шумы винтов больших кораблей! Прослушиваются нечетко! Расстояние более сорока кабельтовых.

Приготовиться к всплытию! - раздалась команда.

Ошибиться Иван Бордок не мог: шумы винтов доносились со стороны бухты. Видимо, фашисты выводили из нее корабли, рассчитывая под покровом ночи провести их через опасную зону.

Зашипел воздух высокого давления, заработала главная осушительная система, тоннами выбрасывая за борт воду, попавшую в лодку через пробоину.

Всех охватил боевой порыв. Но когда до поверхности оставалось всего несколько метров, по корпусу лодки что-то сильно забарабанило, электромоторы вдруг получили большую дополнительную нагрузку, и их пришлось остановить. Лодка, имея отрицательную плавучесть, пошла на погружение, и скоро мы снова оказались на грунте.

Не иначе как на винты что-то намоталось! - предположил механик. Это же подумал и я.

Приготовить двух водолазов, - приказал я.

Глубина, товарищ командир, большая, - словно возражая, заметил механик, поглядывая то на меня, то на глубиномер.

Ничего не поделаешь. Терлецкого и Фомагина - в центральный!

Пожалуй, не успеют...

Успеют! - успокоил я его. - Для выхода конвоя из бухты и для построения в походный порядок тоже потребуется время. За час все сделают...

Главный старшина Леонид Терлецкий и матрос Иван Фомагин владели водолазным делом лучше других. Поэтому на них и пал выбор.

Ваша задача выйти из лодки и осмотреть винты. Если на них что-либо попало, нужно быстро их освободить. Дорога каждая минута. Ясно?

Так точно! - дружно ответили моряки.

Бордок уже отчетливо прослушивал шумы кораблей врага. Конвой вышел из бухты. По всему зализу носились катера-охотники. Два раза они проскакивали чуть ли не над самой «малюткой».

Время шло, а Терлецкий и Фомин не подавали никаких сигналов. Корабли фашистов уже выходили из залива. Еще пятнадцать-двадцать минут, и враг будет упущен. Но надо было терпеливо ждать.

Наконец водолазы вернулись. Винты свободны.

Средний вперед! Всплывать! Торпедная атака!

«Малютка» всплыла невдалеке от единственного большого транспорта в конвое.

Через несколько секунд бухта осветилась ярким пламенем. Пораженный нашими торпедами транспорт переломился и стал тонуть.

Фашисты немедленно начали преследование. Однако теперь, когда дело было сделано, мы могли отходить в любом направлении.

Всю ночь они безуспешно гонялись за нашей «малюткой». А в восемь часов утра последние глубинные бомбы разорвались позади нас.

Оставаясь на большой глубине, лодка взяла курс к родным берегам. Вечером мы всплыли.

Черноморцы на севере

Вся деятельность Северного флота была подчинена одной великой цели - разгрому гитлеровской военной машины.

На заводах и верфях, в мастерских и учреждениях, на кораблях и вспомогательных судах - всюду люди работали не покладая рук, не щадя своих сил.

Много и настойчиво трудились и подводники. Мы были уверены, что хорошо подготовленная к боевым действиям подводная лодка является, как и в прошлом, грозным оружием не только в борьбе с торговым судоходством, но и с военными кораблями врага.

Изо дня в день, в течение долгих месяцев, упорно и настойчиво мы тренировались в маневрировании кораблем, в применении оружия, в использовании механизмов. Кроме того, мы, бывшие черноморцы, должны были пройти специальный курс обучения для действий в северных водах и сдать соответствующий экзамен.

Ну, черноморцы, - объявил нам после экзаменов Трипольский, - вы превзошли мои ожидания... Теперь я вижу, что вы приехали не в трусиках со своего курортного моря и готовы воевать и в наших северных условиях.

Подводники повеселели.

Курс на базу! - скомандовал после небольшой паузы Трипольский, вытирая потное лицо. - Хватит вас мучить. В базе примите запасы, отдохнете немного и... айда воевать!

Личному составу лодки было дано два дня отдыха.

На Северном флоте в те дни начались бои за Печенгу. По всему было видно, что война близится к концу, и те, кто не бывал в боевых походах, стремились во что бы то ни стало попасть на уходящие в море подводные лодки. Ко мне обращались многие с просьбой взять их в очередной поход, но таких настойчивых, как матрос-экспедитор Виктор Паша, я не видел. Он был первым, от кого я узнал, что мне и моему экипажу вручается советская подводная лодка современной конструкции взамен устаревшей английской, и я не мог отказать ему в его просьбе.

Во второй половине Великой Отечественной войны мои земляки, трудящиеся Сванетии, собрали средства на постройку подводной лодки и, когда корабль вступил в строй, обратились к Верховному Главнокомандованию с просьбой поручить командовать им мне.

Свою преданность Советской Родине сваны доказали в тяжелые дни вторжения гитлеровцев на Кавказ. Когда фашистские горноальпийские части сделали попытку прорваться в Абхазию, путь им преградили отважные горцы.

Вскоре фронт отодвинулся от гор Сванетии, и те, кто был уже неспособен носить оружие, решили внести посильную лепту в оборону страны.

Подводная лодка получила название «Советская Сванетия», и мы уходили на ней в свой первый боевой поход.

Вечером, накануне выхода в море, в клубе бригады для нашего экипажа давали концерт. Однако, к моему удивлению, перед началом концерта в клубе оказалось немногим более десяти человек. В кубрике на берегу тоже не было наших людей. Я пошел на подводную лодку, находившуюся у пирса в полумиле от клуба.

Спустившись в центральный пост, я встретился со старшиной группы электриков. В рабочей форме, с переносной электролампой в руках, он спешил в отсек.

Здесь же возился с механизмами усатый Костенко.

Почему не идете на концерт?

На концерт я усих погнав, - ответил старшина.

А сами почему здесь?

Я проверяю механизмы, днем не успев...

Старшина долго доказывал, что ему никак нельзя идти на концерт, что перед боевым походом нужно все проверить.

Когда я, наконец, заставил людей покинуть подводную лодку и вышел на пирс, меня встретили командир бригады подводных лодок контр-адмирал Колышкин и капитан 1 ранга Трипольский. Они сообщили, что обстановка изменилась и подводная лодка должна выйти в море ранее намеченного срока.

Это к лучшему, Ярослав Константинович, раньше кончим войну, - улыбнулся контр-адмирал.

О Колышкине на флоте ходили легенды. Он первым из подводников-североморцев был награжден Золотой Звездой Героя Советского Союза. Коренной волжанин, сын крестьянина, он начал трудовую жизнь мальчиком в кожевенной лавке. Потом сбежал от хозяина и поступил на нефтяную баржу. Зимой, когда баржа стояла в затоне, он жадно учился, много читал. Позже по комсомольскому набору попал на флот. Годы, проведенные на Севере, сделали его знатоком этого сурового края. Не было случая, чтобы вновь назначенного командира подводной лодки контр-адмирал не опекал во время его первого боевого выхода.

Строгий начальник, Иван Александрович всегда являлся желанным собеседником для матросов, старшин и офицеров, которые видели в нем не только командира, но и воспитателя, и друга.

Вместе с Колышкиным и Трипольским я был вызван к командующему флотом адмиралу Головко для получения особых указаний.

Когда мы после непродолжительной беседы с адмиралом вернулись на пирс, Глоба доложил о готовности корабля к выходу.

Колышкин и Трипольский обошли все отсеки, побеседовали с матросами и старшинами. Затем экипаж был собран во втором отсеке и Колышкин обратился к нам с короткой напутственной речью.

Ваш выход, - говорил он, - совпадает с днем, когда столица нашей Родины Москва будет салютовать доблестным войскам Карельского фронта, кораблям и частям Северного флота, овладевшим сегодня старинной русской крепостью Печенга. Вы будете добивать убегающего врага. Киркенес еще не взят нашими войсками. Его начнут штурмовать, когда вы будете на боевой позиции. Не выпускать ни одного живого фашиста из баз - вот ваша задача. Нарушать вражеские коммуникации! Топить все корабли врага!.. Желаю успеха! Ждем вас с победой!

По местам стоять, со швартовов сниматься! - скомандовал я, как только Колышкин, Трипольский и сопровождавшие их офицеры штаба сошли на пирс.

Мой помощник Глоба, теперь уже капитан-лейтенант, подал команду на руль:

Право на борт!

Подводная лодка, дрогнув, начала разворачиваться. Заработали дизели, и мы двинулись в Баренцево море.

Постоянные штормы и плохая видимость требуют от моряков, плавающих в суровом Баренцевом море, большого напряжения и выносливости. И тем не менее трудно передать словами ощущение, которое охватило меня, когда мы вышли на широкие просторы этого грозного моря. Я стоял на мостике и не открываясь смотрел на свинцово-черные злые волны, разбивавшиеся о нашу лодку.

Из центрального поста сообщили, что радисты принимают приказ Верховного Главнокомандующего об освобождении Печенгской (Петсамской) области. Текст приказа был передан по отсекам подводной лодки. Весь наш экипаж с радостью узнал об освобождении последнего кусочка родной земли.

Ну что, Трапезников? - шутливо обратился я к матросу. - Кто из нас прав? Говорил я, что мы до конца войны успеем еще совершить боевой поход? Помните?

Помню, конечно! - заулыбался матрос. - Вы еще сказали тогда, что утопим... транспорты...

А как же? Зачем мы идем на позицию в такую даль? Или вы хотите сказать: «Не говори гоп, пока не перепрыгнешь»? Я вам отвечу: «А когда перепрыгнешь, незачем и гоп кричать».

Вовремя надо прыгать, а не кричать!

Все в отсеке с интересом прислушивались к нашей беседе.

Боевая позиция, на которую шла лодка, была у мыса Нордкин - самой северной оконечности европейского континента. Вражеские суда не могли обойти этот район. Они старались, где это было возможно, проходить внутри фьордов, в шхерных районах, узкостях, затруднявших действия советских подводных лодок. Наиболее опасные места фашистские суда проходили ночью и в непосредственной близости от берега.

Высокие скалистые берега служили хорошей маскировкой для кораблей. На темном фоне, особенно если луна светила со стороны берега, очень трудно было заметить даже большие транспорты и корабли.

Первый день маневрирования не дал результата. Мы не обнаружили ни транспортов, ни других каких-либо вражеских судов. Не было видно признаков жизни и на суше. Побережье словно вымерло. Почти над самым перископом хмуро нависали крутые скалы Нордкина.

За день подводного маневрирования нам удалось просмотреть и изучить всю береговую черту района позиции.

С наступлением темноты мы, как обычно, всплыли в надводное положение и продолжили поиск.

Вахтенный офицер, два сигнальщика и я, не отрываясь ни на секунду, «шарили» своими «ночниками» по мглистому горизонту. Однако на визуальное обнаружение вражеских судов было мало шансов. Видимость не превышала полутора десятков кабельтовых, а временами была и меньшей. Это означало, что практически мы были не в состоянии контролировать даже одну треть отведенной нам боевой позиции. В этих условиях мы снова, как некогда на Черном море, полагались на нашего корабельного «слухача» Ивана Бордока.

За время пребывания в Англии Бордок не только не отстал от современного уровня подготовки, но и сумел улучшить и усовершенствовать методы своей работы с приборами. Он целыми днями просиживал в гидроакустической рубке еще не принятой от англичан подводной лодки, прислушиваясь к шумам от кораблей в базе.

Англичане серьезно считали, что он готовится на всемирный конкурс гидроакустиков.

Такое отношение к делу не замедлило принести свои плоды.

Было четыре часа сорок семь минут, когда из центрального поста доложили: «По истинному пеленгу двадцать семь шум винтов большого судна. Идет влево!»

На двадцать четвертой минуте стал вырисовываться силуэт одинокого танкера, шедшего, судя по густо валившему из трубы дыму, форсированным ходом.

Я скомандовал ложиться на боевой курс, и лодка произвела двухторпедный залп с дистанции около 5 кабельтовых. Но прошло несколько минут, а взрыва не последовало. Противник, видимо, так и не знал, что по нему только что были выпущены торпеды.

Оба полный вперед! - до боли сжав зубы, подал я новую команду.

Подводная лодка снова устремилась в атаку.

В шесть часов двадцать минут мы снова сумели занять позицию и выпустили две торпеды из носовых торпедных аппаратов.

Дистанция залпа была не более 5 кабельтовых, но увы!.. Торпеды опять не попали в цель. На этот раз мне удалось заметить, что торпеды прошли по носу танкера.

Стало ясно, что скорость противника была меньшей, чем мы полагали. Четыре боевые торпеды были израсходованы зря... Но у нас оставались еще две не выпущенные торпеды, и я решил попытаться еще раз выйти в атаку.

К сожалению, момент был упущен: скорость подводной лодки не позволяла догнать противника и занять позицию для залпа, Да и танкер, как мне показалось, уже обнаружил присутствие советской подводной лодки и увеличил скорость хода.

Оставалось рассчитывать только на какое-нибудь изменение обстановки. Более всего я надеялся на то, что за мысом Нордкин танкер повернет в сторону берега, направляясь на Ла-фьорд.

Двенадцать следующих минут мы соревновались с танкером в скорости. Но танкер довел свою скорость до предельной и прошел мыс Нордкин, не повернув в сторону берега.

Втайне я еще на что-то надеялся, и мы продолжали преследовать танкер.

Вдруг все находящиеся на мостике заметили, что дистанция между лодкой и танкером стала сокращаться. Противник явно уменьшил ход. Это ничем не могло быть оправдано, но факт был налицо. А вскоре танкер начал-таки поворачивать в сторону берега.

Я тут же скомандовал: «Право руля», и лодка немедленно легла на боевой курс. Через две минуты был дан залп с дистанции 3 кабельтовых.

За все двадцать восемь боевых атак, в которых мне приходилось участвовать в дни Великой Отечественной войны, ни одна из сорока двух торпед, выпущенных по моей команде «Пли», не приносила столько волнений, сколько принесла эта последняя. С нетерпением ждали результатов атаки и остальные подводники.

Над танкером поднялся громадный водяной столб, и густой черный дым окутал судно.

Подводная лодка легла уже на курс отхода и дала полный ход, когда раздался новый сильный взрыв. Нас изрядно тряхнуло. Там, где находился танкер, мы увидели огненный столб высотой метров сто.

На мостике появился Паша с фотоаппаратом.

Ну как, Паша, успел сфотографировать что-нибудь? - спросил я.

Нет, - огорченно ответил матрос, - меня прогнали с мостика... мешал.

Кто прогнал?

Старший помощник. Говорит, и без тебя тут хватает...

Ну ничего, - успокоил я матроса, - в следующий раз прикажу, чтобы тебе дали возможность сфотографировать ночной торпедный взрыв. Сегодня взрыв был какой-то... невыразительный, ты все равно не успел бы его снять...

Да он и в другой раз не снимет, - вмешался Глоба.

Почему? - удивился я.

Да здесь же позировать никто не будет, а работать быстро он не может... Ползает, как медуза...

Нет, товарищ капитан-лейтенант, с аппаратом я работаю быстро.

Ну посмотрим, как ты работаешь, - решил я положить конец спору, - завтра или послезавтра еще кого-нибудь встретим, атакуем, а ты снимай.

На следующий день действительно встретили немецко-фашистский конвой.

Накануне вечером мы получили радиограмму, извещавшую, что из Бей-фьорда вышел конвой в составе пяти транспортов, трех эскадренных миноносцев и нескольких малых судов.

По нашим расчетам, он должен был подойти к нашей позиции около пяти часов утра.

Мы начали готовиться к бою...

Ночь была темная. Сильная зыбь мешала работе гидроакустика. Северо-восток, откуда мы ожидали появление противника, затянуло туманом. Видимость упала до нескольких кабельтовых.

Ранним утром мимо самого носа нашей лодки неожиданно пронесся на полном ходу вражеский эскадренный миноносец. Волнением лодку сильно подбросило. Но с корабля нас не могли заметить, так как мы находились на фоне высоких скалистых гор.

Я понял, что мы не сумели своевременно обнаружить конвой. И это могло кончиться печально. Справа от нас двигалась армада кораблей: четыре транспорта в сомкнутом строю следовали один за другим, за ними шло много мелких судов. Эскадренный миноносец, жертвой которого мы чуть было не стали, шел головным на большой скорости.

Оба полный назад! - скомандовал я вслед за объявлением боевой тревоги.

Я успел хорошо рассмотреть передний транспорт пассажирского типа водоизмещением 10–12 тысяч тонн. Его плохо затемненные иллюминаторы были отчетливо видны на близком расстоянии.

Аппараты, пли! - раздалась команда, когда форштевень первого транспорта достиг линии прицеливания. И торпеды понеслись по курсу подводной лодки.

Одна из них взорвалась у борта первого транспорта в районе фок-мачты. Пожар мгновенно охватил судно, которое на наших глазах переломилось пополам.

Но вот раздался новый взрыв. Это вторая торпеда попала в другой транспорт - третий в строю вражеских судов. Взрыв оказался еще более сильным. Горящие обломки судна, взлетевшие на большую высоту, падали в воду. А еще через несколько минут судно исчезло под водой.

Зарево от взрывов следующих двух торпед, попавших в цель, было таким ярким, что на подводной лодке капитана 3 ранга Каланина, находившейся в 22 милях от мыса Нордкин, хотели было сыграть «Срочное погружение», чтобы не быть замеченными береговыми постами наблюдения. Другая наша соседка (лодка капитана 3 ранга Колосова), находившаяся в 17 милях от нас, тоже видела зарево. В ее вахтенном журнале было записано: «По пеленгу 240 градусов две шапки пламени на горизонте».

Немудрено, что мы были обнаружены. Многочисленное охранение корабля (количество кораблей точно нам так не удалось установить) бросилось в атаку на нас. А головной миноносец, как докладывал сигнальщик, открыл по лодке артиллерийский огонь. Проверить правильность доклада я не успел. Подводная лодка приближалась к берегу задним ходом и каждую минуту могла налететь на камни.

Все вниз! Срочное погружение!

Находившиеся на мостике кубарем скатились вниз. Через несколько минут мы были на глубине 55 метров.

Слева сорок шесть шум винтов приближается! - послышался голос Бордока.

Я подал команду на уклонение, но в этот момент раздались взрывы первой серии глубинных бомб, ложившихся по левому борту подводной лодки. Противник, очевидно, бомбил наугад, не имея с нами гидроакустического контакта.

Подводники, хорошо знавшие цену бомбовому преследованию, казалось, были спокойны, только Паша не на шутку заволновался. Широко раскрыв свои круглые карие глаза, он озирался по сторонам, словно просил помощи.

Что, струхнул немножко? - тихо посочувствовал ему Поедайло. - Ничего, это со всеми бывает... а потом проходит. Бомбы далеко падают... Вот рыбу жалко.

Какую рыбу?

Как какую? Треску. Они ведь ее глушат...

А-а! - махнул рукой Паша. - Черт с ней, с рыбой!

Новая серия бомб разорвалась не ближе первой.

Ближе! - вырвалось у Паши.

А наш фотокорреспондент застрял в центральном? - сделал я вид, будто только сейчас заметил матроса.

Вы почему не в своем отсеке? - набросился на Пашу Глоба.

Меня... меня не пустили. Мешаешь, говорят...

Бомбы, очевидно, почти одновременно брошенные с двух кораблей, немного тряхнули корпус подводной лодки.

Расстояние до бомбящих миноносцев превышает десять кабельтовых, - доложил Бордок. - По курсовому сто три и сорок левого борта удаляются быстро! Другие шумы не прослушиваются!

Видишь, даже удаляются, - возобновил я прерванный разговор. - Ну а как твой снимок, Паша? Взрывы были хорошие!

А-а-! - махнул он рукой и чуть не разрыдался. - Уронил аппарат за борт!

Так ведь ты его на ремне носил!

Когда взорвались торпеды, я не помню, что я сделал... Только аппарат вместе с футляром упал за борт...

Ничего, ничего, это бывает по первому разу, - вмешался Поедайло, наклонившийся над журналом боевых действий, - потом проходит...

Кто-то прыснул. Вероятно, этот рассказ рассмешил бы и других, но новые и довольно близкие разрывы отвлекли наше внимание от матроса.

Охотники! Приблизились неожиданно справа! Сейчас отвернули, удаляются по корме! - доложил Бордок.

Здесь у них база, - вслух рассуждал я. - Пошли в сторону кормы, значит, они тоже бомбят наугад и считают нас где-то сзади...

Преследование длилось четыре часа. Мы отделались только несколькими разбитыми электрическими лампочками - этими первыми жертвами глубинных бомб.

Оторвавшись от врага, лодка с наступлением утра всплыла в надводное положение, и мы увидели густой слой нефти, расплывшийся на поверхности моря. Это было все, что осталось от транспортов.

Так закончили мы свой последний поход в годы Великой Отечественной войны.

Из книги Убийство Моцарта автора Вейс Дэвид

29. Констанца «Дражайшая, любимейшая жена моя. Я просто не могу тебе выразить, с каким нетерпением я жду нашей встречи. Мое единственное желание: чтобы ты поскорее вернулась из Бадена. Когда я вспоминаю, как счастливы мы были вместе, дни, проведенные без тебя, кажутся мне

Из книги У самого Черного моря. Книга III автора Авдеев Михаил Васильевич

Констанца в огне Пламя и дым закрыли небо Констанцы.Камнем срывается с неба первая шестерка пикировщиков. Сейчас, конечно, невозможно рассмотреть, кто из знакомых ребят сидит в кабинах. Знаю только - головную машину ведут сам командир полка, мой друг Степан Кирьянов, и

Из книги У самого Черного моря. Книга II автора Авдеев Михаил Васильевич

Цель - Констанца До этого мне, признаться, не доводилось участвовать в таких операциях, больших, важных. Операция «Констанца», согласитесь, звучала в тех условиях почти фантастично. Представьте себе: 1943-й год. Крым оккупирован фашистами. Враг занимает Кубань, часть

Из книги Огонь в океане автора Иосселиани Ярослав

Порт Констанца Во время обеденного перерыва была назначена беседа Ивана Колодченко, комиссара подводной лодки «Форель», о последнем боевом походе лодки. Закончив дела, я вышел из «Малютки» и направился к тенистой кипарисовой аллее, где уже должны были собраться все

Из книги Одна жизнь - два мира автора Алексеева Нина Ивановна

Порт Сиэтл (США) Наш пароход, как будто обернувшись вокруг своей оси, проплыв бухту, подошел к пристани и, бросив якорь, врезался в чужую землю.Чужой берег, чужие корабли, чужая пристань… И даже доски, обычные деревянные доски, выглядели чужими. Яркое солнце поливало щедрым

Из книги Аргонавты белой мечты автора Вишневский Евгений Кондратьевич

ГЛАВА Х Порт Аян Порт АянПорт Аян основан в 50-х годах американской котиковой компанией. С тех пор он является складочным местом для товаров, перевозимых в Якутскую область.Аян стоит на берегу бухты, прекрасно защищенной от ветров. Глубина бухты позволяет заходить морским

Из книги Любовь и злодейство гениев автора Нечаев Сергей Юрьевич

Версия третья: отравление, Констанца Моцарт и Зюсмайр Суть этой версии: Моцарт был отравлен своим учеником Францом-Ксавером Зюсмайром и своей женой Констанцей, которые были любовниками. Эта версия основана на том, что Зюсмайр, отличавшийся чрезмерными амбициями,

Из книги Упрямый классик. Собрание стихотворений(1889–1934) автора Шестаков Дмитрий Петрович

Из книги Ґоморра автора Савьяно Роберто

39. Порт-Артурцам Низкий поклон до земли Всем, кто в кровавом Артуре Русскою верною грудью все бури, Все непогоды снесли. Вот они, вот наконец-то желанные Сходят на берег родной, И побежденные долгой неравной борьбой, Как победители смерти венчанные. Низкий поклон до

Из книги У стен недвижного Китая автора Янчевецкий Дмитрий Григорьевич

Из книги Африканский дневник автора Белый Андрей

Порт-Артур На 3-й день утром гляжу в окно – на горизонте мелькает залив. Батюшки мои, да ведь это уже воды Тихого океана! Невольно в душе начинаешь творить молитву и благодарить Бога за столь благополучное путешествие, с лишком в 10 тысяч верст.Вот что значит цивилизация.

Из книги Подводники атакуют автора Дмитриев Александр Васильевич

Порт-Саид Лаем кидаются порты Египта на вас; подплываете к берегу; бронзовый рой голоногих носильщиков с берега лает на вас.Уже лодка причалила: выхвачен зонтик, которым махает теперь темный дьявол; порт-плэд жадно вырван вторым темным дьяволом; третий, четвертый

Из книги автора

Порт Констанца Во время обеденного перерыва Василий Васильевич Колоденко, замполит подводной лодки «Форель», должен был рассказать о последнем боевом походе. Закончив дела, я сошел с «малютки» и направился к кипарисовой аллее, где назначен был сбор всех свободных от

Город, адм. ц. жудеца Констанца, Румыния. Основан ок. 320 г. и назван Констанца (Constanta) по имени Констанции, сестры правившего тогда рим. императора Константина I. Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М … Географическая энциклопедия

Констанца - КОНСТАНЦА, город в Румынии. Свыше 350 тыс. жителей. Главный порт страны на Черном море (грузооборот около 15 млн. т в год); международный аэропорт. Судостроение и судоремонт; целлюлозно бумажная, мебельная, легкая, пищевая промышленность. Музеи:… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Сущ., кол во синонимов: 2 город (2765) порт (361) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

- (Constanţa), город в Румынии, порт на Чёрном море, административный центр жудеца Констанца. 349 тыс. жителей (1994). Грузооборот порта около 15 млн. т в год. Международный аэропорт. Судостроение и судоремонт, целлюлозно бумажная, мебельная,… … Энциклопедический словарь

I Констанца (Constanţa) уезд на Ю. В. Румынии, в южной части плато Добруджа, у побережья Чёрного моря. Площадь 7,1 тыс. км2. Население 513,3 тыс. человек (1970). Административный центр г. Констанца. Промышленность даёт 2,1% валовой… … Большая советская энциклопедия

Констанца - город, адм. ц. жудеца Констанца, Румыния. Основан ок. 320 г. и назван Констанца (Constanta) по имени Констанции, сестры правившего тогда рим. императора Константина I … Топонимический словарь

- (Constanta) город в Румынии, порт на Черном м. 150,7 т. ж. (1962). На месте К. в 6 в. до н. э. ионийскими греками был основан полис Томы. В эллинистич. эпоху Томы значит. торг. центр; в 29 до н. э. завоеван римлянами. Здесь находился в ссылке (8… … Советская историческая энциклопедия

Констанца - іменник жіночого роду місто в Румунії … Орфографічний словник української мови

Констанца - (Constanza, рум. Constanta)ConstanzaConstanta, гл. порт Румынии на Черном море; 315920 жителей (1989). Он был основан как греческая колония в 7в. до н.э., позднее захвачен римлянами. Римский поэт Овидий (43г. до н.э. – 17г. н.э.) жил здесь в … Страны мира. Словарь

Имя двух представительниц знатного рода д Авалос. Констанца д Авалос (1460) герцогиня Франкавилья, вдова Федериго дель Бальцо, которую называли в числе возможных моделей Джоконды (основываясь на строчках сонета Энеа Арпино). Жила в Искии и в… … Википедия

Книги

  • Солдатское поле , Владимир Осинин. Символично название этой книги, в которую вошли повести о Великой Отечественной войне и первых послевоенных годах ("Потоп", "Бамбуковые копья", "Либезее", "Нуры", "Констанца", "После…
  • Уберите Моцарта! , Николай Шумаков. Роман "Радость и страсть " посвящен молодости Вольфганга Моцарта, времени, когда он, в детстве и отрочестве поразивший мир необычной одаренностью, тщетно пытался добиться признания. Действие…