Брутальная шляхта. Самые распространенные белорусские фамилии: список, происхождение Шляхта на территории современной беларуси

На этот и другие вопросы совместного генеалогического проекта белорусского генеалогического портала Radawod.by и христианского информационного портала Krynica.info отвечает известный белорусский исследователь, специалист по шляхетской генеалогии Витольд Ханецкий.

- Часто можно услышать, что почти у каждого белоруса так или иначе есть шляхетские корни. Насколько правдиво такое утверждение? Действительно ли на наших землях до 10-12% населения составляла шляхта?

Я не исключаю, что доходило до 15%. И если глубоко покопаться в родословных даже крестьянских родов можно найти шляхетных предков. Все это началось с XIX века, когда после присоединения белорусских земель к Российской империи начался «разбор шляхты». Тогда многих шляхтичей перевели в беднейшие сословия, и постепенно, с середины XIX века, шляхетские роды начали мешаться с крестьянскими. Раньше было невозможно, чтобы шляхтич женился на крестьянке. Местами такое положение даже сохранялась до Второй мировой войны, и только война уже перекроила все эти древние традиции.

- А какой примерно процент шляхты не смог доказать свое шляхетское происхождение?

По моим наблюдениям, если брать общее количество родов, то больше половины - точно. Но в каждом роде было несколько десятков представителей. И из этих нескольких десятков также может только половина утвердилась. Остальных записали в однодворцы и мещане. Разное же было и имущественное состояние, а доказательство дворянства требовало огромных денег и много времени. Более того, требовались оригиналы документов. Кроме того, у шляхты должны были быть крепостные крестьяне в собственности. Если их не было - записывали в число дворян второго разряда. Потом такие дворяне становились однодворцами, а из однодворцев их уже переписали в мещане, а бедных - вообще в крестьяне.

Поэтому в одном дворянском роде могли быть представители, утвержденные и неутвержденные в российском дворянстве. Иногда на утверждение в дворянстве уходило до 40 лет. Мои предки по отцу утверждались в дворянстве 35 лет. По матери также - меньшую часть рода утвердили, а остальных разбросали: кого в крестьяне, кого в мещане. И это было обычное дело. И если сегодня у потомков спрашиваешь, кем были их предки, то многие отвечают, что крестьянами. А если немного глубже копнуть - они оказываются из очень древних шляхетских родов.

Так случилось, что Российская империя была заинтересована в меньшем проценте знати. Ведь на их те ориях дворянства было 2-3%, а у нас шляхты было больше, да она еще постоянно бунтовало - им это было невыгодно. Надо было поставить под кон оль. Также знать в Российс й империи не платила налоги, а налоги были нужны.

- Дмитрий Дрозд при исследовании биографии Дунина-Марцинкевича обнаружил, что он активно занимался фальсификацией документов для получения дворянства. Насколько такая деятельность была поставлена ​​на поток? Встречались ли вы с подобными подделками?

Постоянно встречаются фальшивки. В первую очередь это касается Минского дворянского депутатского собрания.

- Как раз там, где и был Дунин-Марцинкевич…

Да, именно. Здесь был целый синдикат, занимавшийся чистым криминалом: подделкой документов, мошенничеством. Если не в каждом втором, то в каждом третьем деле точно можно встретить подобные документы. Причем даже у известных и сильных родов попадаются один-два фальшивых документа. Для специалиста нет особых сложностей это распознать. Но нужно внимательно относиться к документам из Минского ДДС. У тех, кто выводился по Витебщине, Могилевщине, Гродненщине таких подделок гораздо меньше, но и здесь они тоже встречаются.

- А какая главная черта таких фальсифицированных документов?

Главная черта - предоставление не оригиналов документа, а якобы более поздних, повторных выписок из тех актов из Ошмянских и Браславских судов. Если такие выписки подавались, то их невозможно было проверить, так как в тех судах было несколько пожаров и многие документы погорели. Таким образом, чиновники не могли проверить эти документы. Тем более, что использовалась состаренная бумага, подделывались печати и подписи, даже почерк. Но сегодня хороший специалист, на основании специальных знаний в отношении техники и грамматики исполнения, может обнаружить эти сфальсифицированные документы.

- Бывало ли так, что какие-либо ловкие крестьяне или мещане, предки которых никогда были шляхтой, пытались воспользоваться моментом?

Конечно. И крестьяне добивались дворянства, и мещане. Такое встречается все время, когда за уши притягивались какие-то факты. И как ни странно, это очень часто срабатывало, хотя власти постоянно усложняли систему и ставили палки в колеса. Но ловкие, более упорные, доводили дело до конца.

Бывало так, что весь род из-под Минска, а документы подаются из Ошмянского уезда. Они там никогда не жили, но подавали оттуда документы!

- Можно ли таких людей считает шляхтой?

Если принципиально подходить, то нет. Да, у них разработана родословная. Но ей можно доверять только с XIX века, но никак не из глубины. Даже у древней знати, у которой было право на дворянство и соответствующие корни, не у всех приведены правильные родословные. Иногда, не имея возможности довести шляхетное происхождение конкретного человека, его присоединяли к другой известной ветви однофамильного рода, к которой он мог и не принадлежать. Много таких случаев.

- Какие еще есть трудности при составлении шляхетской родословной? Сложнее ли это делать, чем, например, крестьянскую?

У крестьянских родословных есть стандартный базовый комплект, по которому проследить предков можно до начала XVIII века. Если же крестьяне принадлежали Радзивиллам или иезуитам, то можно и до XVII века продолжить. Стандартный комплект - это, прежде всего, инвентари и метрики. Но все также зависит от региона, так как сохранность метрик очень разная. Например, на Могилевщине она очень слаба. Далее - это ревизские сказки, в которых записывались результаты ревизий с 1795 по 1858 годы.

Также сюда входят выкупные дела, которые составлялись после сельскохозяйственной реформы 1861 года, когда государственные и помещичьи крестьяне получали куски земли. Выкупные дела заводились на каждое имение со всеми его деревнями. Они очень хорошо сохранились и содержат сведения до начала ХХ века. Там семейных списков нет, но проходят хозяева крестьянских дворов. В случае, если есть недостаток метрик или ревизских сказок, то выкупными делами можно заполнить это пространство.

Самая большая проблема по всей Беларуси - это конец XIX века-начало ХХ века. За этот период очень плохо сохранились метрики. Это такая черная дыра. И хорошо, если еще теперь кто-то из пожилых помнит те времена. Тогда по именам можно попробовать зацепиться за последние ревизские сказки. Сохраненные же материалы Всероссийской переписи 1897 года затрагивают небольшое количество регионов Беларуси. Поэтому по крестьянским родословным очень важно зацепиться за 1858 год. Если попадаешь в этот предел, то есть шанс очень хорошо составить родословную.

- А как в этом плане со шляхетскими родословными?

Со шляхетскими и проще, и сложнее. Проще, так как в депутатских собраниях при доказательстве дворянства были сформированы готовые родовые дела. Но там только основные свидетельства. Там нет и женских линий - только года рождения. Метрик о браках чрезвычайно мало, метрик о смерти вообще почти нет. Но есть посемейные списки, имущественные акты и много других разных вещей, которые могут оживить родословное древо, чтобы там были не просто математические факты.

Сложнее же восстанавливать родословные потому, что шляхта была свободным сословием и могла переезжать. Поэтому проследить их пути очень сложно. Это сделать, конечно, можно, но поиски осложняются географией. Чтобы находить упоминания, надо самому быть мобильным и искать в разных архивах. Тем более, что архивы по бывшему ВКЛ разбросаны по ближнему зарубежью. Информация по нашим землям находится в Польше, Литве, Латвии, России, Украине. Если человек мобилен и может себе материально позволить такие командировки и долгое сидение в зарубежных архивах, то будет шанс найти довольно полную картину.

- Вы сами очень много работаете в зарубежных архивах. Что там есть таково, чего нет в белорусских?

Нельзя сказать, что там есть что-то такое, чего у нас нет. Там находятся отдельные документы, архивы отдельных учреждений. Например, из Беларуси был вывезен архив униатских митрополитов. Часть его есть и у нас, особенно что касается метрических книг до 1839 года, когда уния была упразднена. Но если брать XVIII век и остальной архив, то много всего находится в Петербурге, а по западным территориям - в Вильнюсе.

Что касается отдельных учреждений, то по Минщине первичные шляхетские документы, составленные для депутатских дворянских собраний, находятся здесь. Но по Витебщине сохранилась небольшая часть. В основном это все можно найти в дубликатах, которые переправлялись в герольдию российского Сената. В Петербурге и сегодня хранятся эти документы. Гродненское ДДС сохранилось очень слабо, и все это тоже надо искать там.

- Как я понимаю, вы начинали свои родословные поиски со своих корней. А как далеко удалось продвинуться?

Конечно, я начинал в первую очередь со своей родословной и сумел продвинуться где-то до конца XVI века.


- И как долго вы искали?

Я до сих пор ищу.

- А как давно начали?

Начал где-то с 1994 года. И продолжаю до сих пор, так как остановить это невозможно. Все время кто-то рождается, женится, умирает, ведь я ищу по всему роду, а не только по своей семье. И хотя кажется, что уже облазил все, что только можно, все равно изредка попадаются какие-то новинки, которые даже не ожидал встретить.

- Могли бы рассказать, кто такие Ханецкие? Насколько это старый и богатый род?

Это небогатый род, белорусская застенковая шляхта. Радзивилловская шляхта. Родовом гнездом можно считать Койдановщину. У них были небольшие наделы земли, естественно, без крестьян. Обрабатывали землю сами. Жили в довольно узком регионе: Столпцовщина (Несвиж, Свержень) и Минский район (Дзержинск, Раков и дальше немножко под Логойск). Еще часть жила в Игуменском уезде. Потом еще были переселенцы на Волынь, и небольшая отрасль в XVIII веке появилась в Мозырском уезде.

- А кто был первым найденным представителем рода?

Первый известный уходит в конец XVI века. По документам, он был подчашим новогрудским. Но я в этом немного сомневаюсь, так как пока не получил конкретных фактических свидетельств по этому поводу. Все надо перепроверять, так как мои предки при выводе шляхетства также представили подложные документы из Ошмянского и Браславского уездов - все, как положено!

- Но сегодня вы занимаетесь не только собственной родословной?

Начинал я со своей, как водится. Потом помогал родственникам, затем - друзьям. В 1996 году вступил в Объединение белорусской шляхты и там тоже помогал с консультированием по генеалогическим поискам для членов организации. И оттуда все пошло-поехало, и в итоге вылилось в соответствующую официальную деятельность. Если раньше я зарабатывал на жизнь другим, а это все было дорогим хобби, то теперь стало профессией.

Составление родословной требует многих знаний, ориентации не только в исторических событиях, но и в юридических моментах. Необходимо знать палеографию и несколько языков, чтобы прочесть рукописные документы по-польски, по-латыни, иногда даже по-немецки. Да и по-русски не каждый почерк можно прочитать.

Можно заниматься самому и следует заниматься самому, но не на все есть время у людей. Есть и очереди в архивах. Надо еще иметь какую-то собственную интуицию, где искать. Когда же дело доходит до зарубежных архивов, то не каждый может потратить несколько месяцев своего времени на это. Разве на пенсии только, и то, если деньги есть.

Да и архивы Беларуси самые закрытые по сравнению со странами-соседями. Они вроде бы и открыты, но на ожидание заказанных документов уходит много времени. Медленно ведется работа по оцифровке. В результате поиски растягиваются на очень долгое время. Очень бы упростило работу в архивах возможность собственного фотографирования, когда можно было бы сфотографировать все, а потом уже изучать это дома. Это бы решило и проблему переполненности архивов (правда, первые годы был бы большой ажиотаж). Уменьшилась бы нагрузка и на сами документы. Это подтолкнуло бы многих людей и на создание баз сфотографированных документов. По такой схеме работают и польские архивы, и литовские. Даже российские архивы такое разрешили, правда, ввели плату за это. Хорошо бы, чтобы передали в публичный доступ и архивы КГБ.

- Вы четверть века занимаетесь родословными, своими и собственными. Потратили много времени, сил, денег. Как считаете, стоит ли этим заниматься? Порекомендовали бы это кому-нибудь другому?

Смотря, какие мотивы у человека. Иногда случаются такие ситуации, что, может, и не стоило бы людям знать какую-то информацию. Иногда бывает так, что людям в семье одно говорили о их предках, а потом все оказывается неправдой. Человек же веками не меняется: в родословных бывают и мошенничества, и кражи, и изнасилования, и внебрачные дети - все, что хочешь. Не каждый хочет получать такую ​​информацию, поэтому надо быть готовым. Были у меня и такие случаи, что я долго думал: открывать правду или нет, так как человек был упрямо уверен в своих иллюзиях о собственной родословную, а оказалось все гораздо хуже.

Но в любом случае, это история, это семья. По таким фактам, по событиям, которые происходили раньше, можно проследить психотип семьи, который повлиял на поведение, характер и даже на болезни. В каждой семье поведение передается в большей или меньшей степени. Иногда люди наступают на одни и те же грабли и не могут осознать, что дело не только в них самих, что нужно разобраться в своих корнях, чтобы порвать этот круг.

В общем, это хобби очень дорогое. Я даже не знаю, сумел отработать все, что вложил сюда. Люди, которые думают, что это дешево стоит, очень ошибаются. При этом важны не деньги, важно время, которое ты вложил. Но есть очень красивое изречение одного из польских деятелей: «Время, потерянное на родословные поиски, нам никто никогда не вернет. Но это своего рода налог нашим предкам на то, чтобы вывести их из небытия».

Вместе с развалом Союза у белорусов исчезла необходимость гордиться пролетарским прошлым. То, что долго было спрятано и считалось опасным - буржуазное или, хуже того, дворянское происхождение, вновь стало престижным и ценным. Сегодня уважительное отношение к своим корням, неважно, был ли это род земледельцев или знатных магнатов, определяет только сам человек, а не государство или партия. Все больше белорусов приходят в Национальный исторический архив с одним-единственным вопросом: кто были мои предки? В пятничном «Неформате» Onliner.by поговорил с талантливым историком и архивистом Евгением Глинским о белорусской шляхте, которая «мела гонар», княжеской крови в наших жилах и реальном генеалогическом «расследовании», которое выглядит почти как детектив.

Кто это?

Евгений Глинский - ведущий научный сотрудник Национального исторического архива Беларуси. Магистр исторических наук, стипендиат специального фонда президента Беларуси по поддержке одаренной молодежи. Владеет латинским и польским языками. Изучил свой род по отцовской линии до четырнадцатого колена. Знает, что княжеских кровей в нем нет, и гордится предками, работавшими на земле. Считает, что история - увлекательнейшая наука, поскольку полна таких сюжетов, которым бы позавидовали великие романисты.

Со временем шляхта беднела. Оставался только «гонар»

- Верно ли говорить, что 99% белорусов - это потомки крепостных крестьян?

Это, мягко говоря, преувеличение. Естественно, никто не вел точных подсчетов, сколько крестьянской и дворянской крови намешано в каждом человеке, но ваша цифра не соответствует действительности. Прежде всего потому, что Беларусь, которая в XVI-XVIII веках входила в состав Речи Посполитой, была одной из самых больших в Европе территорий по численности дворянского сословия. У нас оно называлось «шляхта», и к нему относилось около 7-8% населения. Понятное дело, дворяне были самые разные, в том числе и графы, князья, богатейшие магнаты. Конечно, наивно считать, что сейчас в Беларуси проживают прямые потомки князей и магнатов. Все события ХХ века - многочисленные революции, войны и т. д. - привели к тому, что эти люди обосновались в Европе и Америке. Например, знаменитый род князей Друцких-Любецких. Их потомки проживают в Польше, США и Франции. В Беларуси не осталось ни одного. Или, допустим, Радзивиллы. Княжеский внук Константин Радзивилл сделал карьеру в современной Польше сначала как врач, а с 2015 года - министр здравоохранения.

Были в нашей истории князья, которые со временем, еще в XVI-XVII веке, очень сильно обеднели. Их потомки в XX веке могли работать в колхозах или на заводах (и сейчас могут) и понятия при этом не иметь, что в XVI веке их предок писался князем. Наверное, они бы очень сильно удивились. Например, были такие князья - Лиходиевские. Они жили на территории современной Минской области. В конце концов они не смогли подтвердить свой титул, потому что какой ты князь, если у тебя даже крепостных нет? Сейчас в Беларуси встречается такая фамилия. Вероятно, она принадлежит потомкам тех князей. Мы с вами можем выйти на улицу, а нам навстречу - Анастасия Лиходиевская или Максим Лиходиевский, и в них буквально течет княжеская кровь (смеется. - Прим. Onliner.by).

Но, кроме князей, на территории Беларуси было и множество мелкой шляхты, которая мало чем отличалась от крестьян, разве что несла военную службу и имела гербы. Постепенно эти люди стали заниматься земледелием, и со временем никаких отличий от крепостных не осталось, кроме «гонара». Всем нам знакомо это исконно белорусское слово. Обедневшие дворяне всегда помнили о своем «шляхетском гоноре» и происхождении. Кроме того, были определенные деревни - околицы, или застенки, где проживала только шляхта. Они и сейчас сохранились, особенно на Пинщине.

В XIX веке, когда Российская империя производила «разбор шляхты», то есть пыталась лишить кого-то дворянского звания, «збяднелыя шляхцюкi» за это звание отчаянно сражались, на протяжении многих десятилетий подавали документы. Как мне кажется, буквально любой житель Беларуси может найти в себе шляхетскую, дворянскую кровь. Возможно, не по прямой линии, но прабабка или прадед уж точно могли «мець гонар». Конечно, тут надо копаться и искать, ведь в XX веке сословные перегородки исчезли, в советское время люди часто свое происхождение скрывали.

Из школьных учебников истории складывается ощущение, что белорусская шляхта все время была бедной и несчастной, а графов и князей на нашей земле будто и не существовало вовсе…

Нет, они существовали. Но почему в XIX веке появился этот «разбор шляхты»? Когда наши земли вошли в состав Российской империи после трех разделов Речи Посполитой, Российская империя как раз столкнулась с тем, что тут реально было очень много шляхты, в том числе бедного дворянства, которое зависело от больших домов - Радзивиллов, Сангушек, Любомирских и т. д. Властям нужно было привести это к подобию российских реалий, где дворянства всегда было гораздо меньше.

Плюс российская администрация считала, что именно мелкие дворяне, мелкая шляхта - главные ее противники. Им, мол, терять нечего, поэтому они принимают участие в восстаниях, нелояльны к властям. На самом деле это были расхожие стереотипы - и только.

Как раз в восстаниях в первую очередь принимали участие крупные помещики, которые сражались за восстановление Речи Посполитой. Но в умах российских чиновников было такое мнение, что бедная шляхта - это рассадник зла: они нелояльны, склонны к уголовным преступлениям. Это все пустые стереотипы. Понятно, что среди любого сословия есть те, кто склонен к уголовным преступлениям.

Так или иначе, «разбор шляхты» проводился, и он усилился после восстания 1830-1831 годов. Очень многие люди тогда были переведены в крестьянское и мещанское сословие. Они утратили свои привилегии, прежде всего привилегию финансовую - избавление от подушного налога. Ведь в чем было преимущество дворян? Они не платили налог. И их не могли забрать в рекрутскую повинность - многолетнюю воинскую службу. Это было очень важно для людей, поэтому они держались за свой статус не только из-за престижа, не потому, что хотели быть шляхтой, а с крестьянами не желали иметь дел. Хотя и такой мотив тоже имел место. Многие бывшие шляхтичи не хотели записываться в податные сословия, потому что стыдились, даже если они были такие же бедные, как и крестьяне, и буквально так же вспахивали поле. Вот дом крестьянина, вот - шляхтича, они одинаковые, ничем не отличаются, шляхтич даже может быть беднее, чем крестьянин, но этот «гонар» существовал всегда и дожил до революции.

Естественно, богатейшие дворяне - паны, помещики - прошли «разбор шляхты» довольно спокойно. Предъявили документы - их утвердили. Некоторые даже не спешили: пропускали все сроки подачи. Тем не менее, их утверждали. Поскольку, понятное дело, они были помещики, богатые люди, могли пролоббировать свои интересы, чуть ли не до Петербурга дойти.

Правда, бывали и анекдотичные случаи. Например, на наших территориях были такие роды - Рокицкие и Шемеши. Это были в свое время очень крупные магнаты. Рокицкие владели Брагинским графством. Сейчас это Чернобыльская зона, а когда-то был цветущий край. Графами они никогда не были и не писались, но, почувствовав вкус успеха (в XIX веке выслужились до очень важных людей), стали именовать себя «графами Рокицкими на Брагине и Лоеве». А проблема была в том, что в Российской империи существовала отдельная процедура для подтверждения титула. Без документов их готовы были утвердить просто как дворян, но они запротивились, и их так и не утвердили. Хоть они были крупнейшими, богатейшими помещиками, так и остались не утвержденными в дворянстве, пока род не вымер.

Еще более грустная история была с Шемешами, которые владели большими имениями на теперешней Борисовщине. Они тоже хотели быть графами, хотя таковыми не являлись. Их готовы были утвердить только как обычную шляхту. Проблема заключалась в том, что один из Шемешей поучаствовал в восстании Кастуся Калиновского в 1863 году. Его даже сослали, но он вернулся и должен был доказывать дворянство вновь. После восстания правила усложнили: помещик был обязан прописаться как крестьянин в той волости, которая ему принадлежала. То есть если он хотел дворянства, то должен был стать таким же крестьянином, как его бывшие крепостные. Они бы выписывали помещику Шемишу свидетельства, мол, хорошо себя ведет, не нарушает закон. Его бывшие крепостные должны были решать его судьбу. Это было бы иронично. Но Шемеш вскорости умер, и необходимость что-либо доказывать исчезла.

- Шляхта и дворянство - это одно и то же?

В общем да. Хотя «дворянство» - это слово, которое пришло из российской традиции. У нас же использовалось понятие «шляхта» с XV и вплоть до XIX века. Оно означало дворянство в целом. Но российские власти ввели интересную градацию: крупнейших помещиков они стали называть дворянами, а мелких и обедневших - шляхтой. Постепенно слово утратило свое престижное наполнение, и только в 90-е годы XX века, когда интерес ко всему этому начал возрождаться, стал легальным (понятное дело, в СССР было опасно афишировать свое непролетарское происхождение), любопытство потомков стало возрастать, появилось даже «Згуртаванне беларускай шляхты». Многие люди начали искать свои шляхетские корни, порой придумывая какие-то легенды.

И все же не каждая фамилия, которая звучит как шляхетская, на самом деле имеет благородное происхождение. Например, я - Глинский. Были ведь в истории знаменитые князья Глинские, предводители восстаний, которые убегали в Москву. Но я к ним отношения не имею. Мои предки были крепостными крестьянами Радзивиллов, жили возле Узды. Наша фамилия проходит по инвентарям с XVII века. Так что тут нужно быть осторожными. Красивая фамилия - а в действительности это были обычные крестьяне, ничем не выделявшиеся среди соотечественников. Мало того, в этом имении были крепостные не только Глинские, но и Огинские - однофамильцы знаменитейшего рода. Почему их так назвали, понятия не имею. Знаю только, что никаких княжеских кровей во мне нет, и я этим очень горжусь! Не стоит думать, что если ваши предки были крестьяне, мещане, цыгане или евреи - это чем-то плохо. Наоборот, прекрасно. Крестьяне и мещане работали на земле, обеспечивали благо государства. Если ваши предки - не шляхта, ничего страшного в этом нет. Все профессии важны, все профессии нужны. Наоборот, нужно искать корни, не надеясь, что у вас в роду были выдающиеся люди. Все люди были по-своему выдающимися. Если они жили и работали - это уже достижение, ничем не хуже дворянского титула.

Хотите найти предков с XI века? Бесполезно

- До какого колена вы знаете свой род?

По отцовской линии я знаю своих предков от середины XVII века, это четырнадцатое колено. На самом деле, мне очень повезло. Поскольку наша территория - это не Франция и не Германия, где со Средневековья велись чуть ли не погодовые записи, очень хорошо, если вы найдете своих предков с конца XVIII века. Если работники архива обнаружат, что было с вашим родом 200 лет назад, вы должны радоваться! А не то что «я хочу найти предков с XI века!» - вам их никто не найдет. Даже с XVI века это практически невозможно. С конца XVIII века - реалистичнее, ведь тогда пошли переписи населения, так называемые ревизские сказки. Но по некоторым территориям есть и более ранние данные. Например, по землям Радзивиллов.

- Это потому что они были внимательными хозяевами и вели опись своих крестьян?

Абсолютно верно. Они постоянно составляли инвентари - описи имущества. А крестьяне тоже были, как бы сейчас это дико ни звучало, частью имущества, причем очень важной. Владения Радзивиллов - это практически вся Минская область, часть Гомельской и Гродненской областей, фактически треть территории Беларуси. И все эти старинные инвентари сохранились. Частично - у нас, а большинство - в Польше. Но еще во времена СССР в Беларусь прислали из Польши копии этих документов, они лежат в нашем архиве.

Расскажу историю своих поисков. Мой отец родился в Столбцовском районе, в деревне Литва - это около Налибокской пущи. В его родной деревне была только одна семья Глинских и никаких родственников. Очевидно, они были пришлые - так рассудил я. К сожалению, мой дед, бабушка и отец уже умерли, когда я начал поиски предков. Никто не знал, откуда Глинские появились в этой деревне. Я начал расспрашивать других родственников. Мне очень помогла тетя: она обратилась в загс, там нашли какие-то сведения, хоть и запутанные: то Глинские жили в одной деревне, то в другой. Судя по всему, они были батраками, переходили из села в село, были очень бедными и искали, где бы пожить.

Единственное, что мне удалось установить точно, - моего прадеда звали Ян Игнатьевич Глинский, он появился на свет примерно в 1896 году и не был католиком, что отличало его от остальных жителей. Где он родился, откуда взялся - загадка. Проверил записи метрических книг ближайших костелов и церквей - никаких Глинских там и в помине не было. Я подумал: все, это тупик! Совершенно случайно коллега из архива делал запрос по метрическим книгам Узды и ближайших к ней деревень и наткнулся на мою фамилию: 20-летним человеком в 1920 году умер от тифа в тех краях Юлиан Игнатьевич Глинский. Ага, Игнатьевич, как и мой прадед! А вдруг это его брат? Стал искать в том районе и - оп! - в церковной книге нашел запись о рождении в 1896 году Яна Игнатьевича Глинского. Так абсолютно случайно за сто километров от того места, где родился мой отец, я нашел своего прадеда. Он действительно был очень беден, искал лучшей доли, так семья и оказалась в Столбцовском районе.

Дальше я стал смотреть уже предков Яна Глинского. И вижу, они записаны не крестьянами, а вольными людьми. Была такая малочисленная категория крестьян, которые не зависели от панов, а просто арендовали землю. И я решил: о, мои предки не были крепостными, возможно, они когда-то даже были шляхтой, просто очень обеднели! Я уже подумывал заказывать герб (смеется. - Прим. Onliner.by), но потом обнаружил, что в более ранних ревизских сказках они записаны как крестьяне. Получается, крепостные вдруг освободились еще до отмены крепостного права? Как это у них получилось? Я начал поднимать книги местных судов, и оказалось, что мои далекие предки судились с Домиником Радзивиллом за свободу. Так поступили все жители деревни Пырашево, в том числе и Глинские, в начале XIX века.

Надо знать, что XIX век был веком фальшивок. И в наших землях тоже было много тех, кто подделывал документы. И вот крестьяне из Пырашево купили у одного такого махинатора, Доминика Тельшевского, фальшивый привилей, то есть грамоту, по которой предыдущий князь будто бы пригласил их на правах вольных людей. Мол, не крепостные они, а вольные люди. И у них получилось!

Суд признал три семьи - Глинских, Адамовичей и Рудаковских - вольными людьми. Конечно, Доминик Радзивилл несколько удивился и хотел подать апелляцию. Но тут началась война 1812 года, князь поддержал французскую армию, поскольку сражался за свободу Речи Посполитой, и погиб на поле боя. Срок подачи апелляции прошел - и так мои предки стали свободными людьми за пятьдесят лет до отмены крепостного права.

Дальше я стал смотреть инвентари по этим территориям, благо они очень хорошо сохранились, и дошел до середины XVII века. Род Глинских шел по прямой линии, они жили буквально в одном доме, в одном хозяйстве. Дом шел под первым номером в инвентарных книгах деревни Пырашево. Все оставалось неизменным, и только мой прадед почему-то выехал в будущий Столбцовский район и осел в деревне Литва.

- Итак, что нужно сделать тем, кто желает повторить ваш успех и узнать свой род до четырнадцатого колена?

Во-первых, опросить всех родственников. Собрать максимальное количество любых сведений: владели ли грамотой, были волостными старостами, служили на железной дороге или обучались в лицее. Очень важная информация - о вероисповедании, потому что сведения о рождении, смерти, браке католиков записывались в костельных метрических книгах, а православных - в церковных. Кто-то помнит, что ваша прабабка была из шляхты? Хорошо, тоже вариант. Данные о социальном положении помогут в генеалогическом расследовании.

Во-вторых, нужно для начала обратиться не в архив, как многие могут подумать, а в загс по месту жительства вашего деда. В загсах сейчас хранятся метрические книги за межвоенный период, а даже если их нет, то все равно найдется достаточно документов о рождении, смерти и браке. Там будут конкретные даты рождения, точные фамилии, имена, отчества. И только когда вы будете иметь сведения о своих предках, которые родились в начале XX века, то есть до революции 1917 года, - вам стоит обратиться в Национальный исторический архив . То есть если вы знаете, что ваш дед родился в 1939 году, к нам идти не стоит. Нужно выяснить, как звали прадеда, где и когда (хотя бы примерно) он родился, - с такой информацией вас ждут на улице Кропоткина.

Да, вы аристократ, вот ваш герб!

- Правда, что в современной Беларуси началось что-то вроде «генеалогического бума»?

Действительно, поток людей, которые хотят узнать своих предков, постоянно растет. Даже российские министры и видные белорусские чиновники обращаются в архив. У нас есть целый отдел, который занимается генеалогическими запросами, и его сотрудники никогда не сидят без работы. Плюс вы сами можете написать заявление и самостоятельно искать своих предков в читальном зале архива. Но давайте начистоту, старинные документы не так просто читать и понимать. Почти все метрические книги велись до первой трети XIX века на польском и латинском языках. Да и вообще, нужно обладать специальным навыком, чтобы читать почерк девятнадцатого, а уж тем более восемнадцатого или семнадцатого века. Он очень сильно отличается от современного, и многие люди не готовы его читать. Не надо думать, что если вы только зайдете в архив, то через секунду документ о ваших предках свалится в руки. Нет. Это очень долгий и скрупулезный поиск. Поэтому лучше обратиться к профессионалам - в Национальный исторический архив. Да, услуги архива стоят определенных денег - в среднем 500-600 рублей, но это не такая уж огромная сумма.

Знаю, есть ребята (они, правда, больше похожи на шарлатанов), которые в частном порядке готовы проверить любую фамилию на шляхетство и даже выдать сертификат о дворянском происхождении за определенную сумму…

Да, есть всякие организации такого рода. У меня их деятельность ассоциируется с тем, как заряжать воду по телевизору. Вы им присылаете фамилию, например - «Юшкевич». Они говорят: да, была такая шляхта, вы аристократ, вот ваш герб! И действительно, были дворяне с такой фамилией. Но были и простые крестьяне Юшкевичи, и мещане, и, может быть, даже евреи (смеется. - Прим. Onliner.by). Есть фамилии, которые были распространены во всех сословиях. Особенно это касается производных от имен - Дорошкевичи, Петровские, Петровичи, Ивановские, Иванкевичи, Ивашкевичи и т. д.

То есть такие организации просто находят фамилию, похожую на вашу, и дают возможность потешить самолюбие. Настоящих поисков они не проводят. А люди и рады обманываться. Многим хотелось, чтобы их предки были дворянами, а то и князьями. Например, когда мы находим, что прадеды были дворянами, но мелкими, начинают обижаться: как так? Они же представляют себе аристократов как в русских романах: обязательно с родовым поместьем и крепостными и чтобы с Радзивиллами за ручку здоровались. А их дворянин был такой же крестьянин, только «гонар» у него был шляхетский. Я считаю, нужно гордиться любыми предками!

- Риторический вопрос. И все же: зачем знать имена и судьбы своих прапрадедов?

Для многих это имеет символическое значение. Не все измеряется деньгами или вещами. В конце концов, история может быть занимательной. Это как я узнал о том, что мои предки судились с Радзивиллами. Для кого-то генеалогия- хобби, которое перерастает в увлечение. Многие изучают родословную из меркантильных соображений: ищут документы для карты поляка или еврейские корни для репатриации в Израиль. Кто-то вкладывает в семейную историю сакральный смысл: «Если я не буду знать имена предков, нарушится связь веков» . Для некоторых это важная часть идентичности: если предки были шляхтой, нужно срочно сделать герб и заказать родословное древо. Да даже если не были дворянами, все равно генеалогическое древо рисуют. Это часть общего мировоззрения.

Я не вкладываю в генеалогию священный смысл, это просто моя работа. Архив издает серию «Гербоўнiк беларускай шляхты», где описываем родословную и мелких наших дворян, и богатых. Уже вышло четыре тома. Там готовые росписи, не нужно ничего искать. Вот мы с вами сидим в «Старом Менске», а «Гербоўнiк» можно купить в соседней «Белкниге». Вскоре выйдет том на букву «Д». Прочитаете в нем и про Феликса Дзержинского - да-да, он был из дворян, и про Игната Домейко. А кто-то найдет в томах «Гербоўнiка» своих предков - любые фамилии на «а», «б», «в», «г» и «д».

Понятно, что для меня генеалогия - это работа. Но я приветствую не только профессионалов, но и любителей! Это прекрасно, когда люди ищут информацию о своих предках, ведь тогда им неизбежно приходится знакомиться с историей Беларуси (смеется. - Прим. Onliner.by).

Белорусская шляхта

Шляхта (от древневерхненемецкого slahta - род, либо нем. Schlacht - сражение) - привилегированное воинское сословие в Королевстве Польском и Великом княжестве Литовском , а также некоторых других государствах. Играло большую роль в политической жизни страны, со временем сформировало концепцию «шляхетской нации» и утвердило свое право на выборную монархию.

"Шляхціч на загродзе роўны ваяводзе" . Любой шляхтич, избранный депутатом сейса или сеймика, обладал правом Liberum Veto. Liberum veto - принцип парламентского устройства в Речи Посполитой, который позволял любому депутату сейма прекратить обсуждение вопроса в сейме и работу сейма вообще, выступив против. Было принято как обязательное в 1589 году, в 1666 году было расширено на воеводские сеймики.

В отличие от соседних стран, где дворянство составляло ~3% населения, в ВКЛ шляхта составляла 10-15% (по разным воеводствам). По Городельской унии 1413 года бояре Великого княжества Литовского вошли в польское шляхетское гербовое братство - "акт об адопции". Это время принято за точку отсчета современной белорусской геральдики .

По имущественному положению шляхта делилась на:
- магнатов
- заможная шляхта (владение одной или несколькими деревнями)
- фольварковая шляхта (владение одним или несколькими фольварками /усадьбами/)
- застенковая (загродковая, околичная) шляхта (имела свое хозяйство, но не имела крестьян)
- шляхта-голота (безземельная)

Нижний имущественный слой шляхты размыто смыкался с земянами и панцирными боярами . Шляхта, земяне, панцирные и путные бояре были воинским сословием (крестьне на службу не призывались). До наших дней сохранился поименный "Спис войска Литовского" 1528-67 гг., где каждый может найти знакомые фамилии.

Сарматизм

Шляхетская идеология, доминировавшая в XVI - XIX вв. Сарматизм возводил шляхту к древним сарматам, отделяя тем самым себя от массы простолюдинов. Сарматизм предопределил многие особенности культуры знати Речи Посполитой и её отличие от западноевропейской аристократии: условно «восточный» стиль парадной одежды (жупан, контуш, слуцкий пояс, сабля), особые манеры, сарматские портреты и тд.

На картах Сарматия локализовалась вокруг венедов и моря Геродота (ныне Полесье).

Эта традиция - определять шляхту как "отдельную этнографическую группу" - продолжена в академическом издании Императорского Русского Географического Общества "Россия. Полное географическое описание" 1905 года.

Gente Lituane, natione Polonus

" - большинство местного дворянства знало о своем литовском или белорусском этническом происхождении, но воспринимало языковую и культурную полонизацию предков как акт их добровольного политического и цивилизационного выбора [ аналог национальных элит в СССР ]." Юлиуш Бардах, доктор honoris causa Варшавского университета, Вильнюсского университета, Лодзинского университета

C 1696 года польский язык стал государственным в Речи Посполитой. Он стал языком горожан (аналог русскому сегодня), наряду с латынью использовался в учебных заведениях (Виленский университет, Полоцкая иезуитская Академия и пр).

[ Однако даже в XIX веке польскоязычные филоматы называли себя не поляками, а литвинами , обращались в своих литературных произведениях к образам "исторической Литвы" (ВКЛ), вводили в свои литературные произведения элементы "тутэйшага" языка ("Dziady" Мицкевича).

Типичными представителями тутэйшай шляхты были Ходзько гербу "Костеша", Скирмунты гербу "Дуб", Войниловичи - "Войниловичи не пришли ни с Востока, ни с Запада - они коренные, местные, кость от кости, кровь от крови того народа, который когда-то хоронил своих предков в этих курганах (сегодня - на сельских кладбищах) и родную белорусскую землю сохой пашет". "Воспоминания", Э. Войнилович (фундатор строительства минского Красного костела)

Шляхта & Российская империя

После Разделов Речи Посполитой и присоединении ВКЛ к Российской империи, шляхетское сословие вместе с местным самоуправлением стремительно ликвидируется.

Интересен труд Императорской АН "Описание всех обитающих в Российском государстве народов" 1793 г., составленный после Второго раздела РП. Именует всех жителей нашего Края "поляками". Описывает крестьян и шляхту "народа польского". Что характерно, без причитаний о "тяжкой доле мужика-белоруса" - все еще впереди.

Списки шляхты

Поименные списки шляхты и шляхетских родов - "Сбор имен шляхты", сводные списки участников восстания 1830 и восстания 1863 гг., иные источники - можно посмотреть .

Шляхетская демократия

Шляхта - социальный слой, гораздо более значимый, чем дворяне соседних стран - породил термин шляхетская демократия . Шляхетская демократия может рассматриваться как вариант представительной демократии с той лишь разницей, что народом в Речи Посполитой считалось не всё население, а только шляхта.

Окончательное становление "шляхетской демократии" утвердили в 1573 году Генриховы артикулы - клятва выборных королей Речи Посполитой. Они не только ограничивали власть короля, но и давали шляхте законное право выступать против него.

"В случае же, если мы (от чего, Боже, сохрани!) не выполним этих статей или условий, или учиним что-либо вопреки им, законам и вольностям, то всех жителей королевства и великого княжества объявляем свободными от должного нам повиновения и верности".
§17 ...A ieslibysmy (czego Boze uchoway) co przeciw prawom, wolnosciom, artykulom, kondycyom wykroczyli, abo czego nie wypelnili: tedy obywatele Koronne oboyga narodu, od posluszenstwa y wiary Nam powinney, wolne czyniemy."

[ 200 лет спустя, в 1776 году похожие слова были вписаны в Декларацию независимсти США:
" Но когда длинный ряд злоупотреблений и насилий, неизменно подчиненных одной и той же цели, свидетельствует о коварном замысле вынудить народ смириться с неограниченным деспотизмом, свержение такого правительства и создание новых гарантий безопасности на будущее становится правом и обязанностью народа." ]

Сложные отношения между монархией и шляхтой, а также далеко идущие привилегии шляхты стали одной из основных причин упадка Речи Посполитой в XVIII веке.

http://www.gutenberg.czyz.org/word,60867
http://www.arche.by/by/page/science/6866

Всегда занимало человечество. Каждый из нас невольно задумывался над историей своей родословной и значением фамилии. Даже поверхностное историческое и лингвистическое исследование в этой области может привести к неожиданным результатам. Так, например, фамилия Хазанов может превратиться в силу местоположения человека в Хазанович, Хазановский или Хазановуч. В зависимости от окончания судят о национальности личности, но это не всегда показатель. Хазанович может быть и русским, и белорусом, и евреем.

Разобраться в том, кто есть кто на самом деле, поможет антропонимика - наука, собирающая и изучающая происхождение имен собственных. Она помогает понять их принадлежность к определенному региону, где и по каким причинам они появились. Белорусские фамилии и их происхождение весьма запутаны, так как на земли Белоруссии во все времена влияли вторжения поляков, русских, татар и литовцев.

Период появления первых фамилий на землях Белоруссии

Белорусские фамилии могут содержать в себе самые различные корни и окончания. Антропонимический анализ показывает, что на культуру страны оказывалось большое влияние со стороны многих отдельных государств. Они занимали земли и устанавливали порядки согласно своим представлениям. Одним из самых значительных влияний считается власть Литовского княжества. Оно внесло изменения не только в развитие языка белоруссов, но и стало величать по родовому имени знатные сословия.

Фамилии стали появляться в конце 14 - начале 15 века, их носителями по большей части были бояре, люди высоких чинов. На название рода влияли культура и язык других государств. Великое множество корней и окончаний зависит от временного отрезка и народов, в этот период правящих на белорусских землях.

Фамилии крестьян и шляхетского сословия

С родовыми фамилиями знатных семей ситуация была более или менее стабильная и понятная. К ним относились самые древние и всем знакомые Громыко, Тышкевич, Иодко или Ходкевич. В основном к основе имени добавлялось окончание -вич/-ич, что указывало на знатное и древнее происхождение рода. Шляхетское же сословие не отличалось постоянством в названии дома. Фамилию брали по имени отца или деда, например, Бартош Федорович или Олехнович. Интересным являлся факт переноса названия имений и поместий на родовое сословие. Крестьяне также получали свои наследственные имена вслед за хозяевами. Например, фамилия Белявский возникла благодаря названию вотчины. И хозяева-бояре и крестьяне назывались одинаково - Белявские. Могло случиться и так, что семья крепостных имела несколько названий. В этот период их фамилии носили скользящий характер.

18-19 век

В это время стали проявляться ареалы и различия наименований как крестьян, так и знатного сословия. Больше половины населения носило фамилии, оканчивающиеся на -ович/-евич/-ич, например, Петрович, Сергеич, Мохович. Регионами этих родовых названий являлись центральная и западная части белорусских земель. Именно в этот период времени сформировались распространенные имена собственные, они же считаются самыми древними. Например, фамилия Ивашкевич относится к 18-19 векам по своему происхождению.

Имя может иметь глубокие корни и иметь прямую связь со знатным сословием. Александрович - фамилия, которая расскажет не только о принадлежности к знатному семейству, но и имени отца дома - Александр, родовое название относится к 15 веку.

Такие интересные наследственные имена, как Бурак или Нос, имеют крестьянские корни. не подвергались ассимилированию и добавлению окончаний, принятых в этот период.

Влияние России

Русские фамилии, обычно оканчивающиеся на -ов, стали носить и белорусы по причине вторжения русских в восточные земли Белоруссии. К основам имен добавлялось типично московское окончание. Так появились Иванов, Козлов, Новиков. Также добавлялись окончания на -о, что больше характерно для украинцев, нежели русских. Например, чудная фамилия Гончаренок превратилась в Гончаренко. Тенденция подобных изменений в наименовании родов характерна только для регионов, где наблюдалось влияние русских - восток страны.

Интересные и красивые фамилии Белоруссии

Из глубины веков пришли самые интересные и незабываемые фамилии белорусов, которые не подверглись изменениям и ассимилированию. Их происхождение обязано богатому воображению крестьян. Очень часто люди называли свой род в честь погодных явлений, животных, насекомых, месяцев года и особенностей человека. Всем известная фамилия Мороз именно так и появилась. К этой же категории можно отнести Нос, Ветряк, Март или Жук. Это типично белорусские фамилии, но они достаточно редки.

Мужские имена

Интересно обозначался род в белорусских землях, основой которого были мужские фамилии. По наименованию рода можно было понять, кто есть отец, а кто сын. Если речь шла о сыне, к его имени добавлялось окончание -енок/-ик/-чик/-ук/-юк. Иными словами, например, фамилии на «ик» говорят о том, что человек является сыном знатного рода. К ним относятся Мирончик, Иванчик, Василюк, Алексюк. Так появлялись чисто мужские фамилии, говорящие о принадлежности к определенному клану.

Если простая семья хотела просто обозначить ребенка, как сына своего отца, то использовалось окончание -еня. Например Васеленя - это сын Василя. Распространенные фамилии такой этимологии относятся к 18-19 векам. Они стали появляться чуть позже знаменитых Радзевич, Смоленич или Ташкевич, относящихся к

Самые распространенные наследственные имена

Белорусские фамилии отличаются от общей массы окончаниями «вич», «ич», «ичи» и «ович». Эти антропонимы указывают на древние корни и исконно белорусское происхождение, обозначающее родословное сословие.

  • Смолич - Смоличи - Смоливич.
  • Яшкевич - Яшкевичи - Яшкович.
  • Жданович - Ждановичи.
  • Стоянович - Стояновичи.
  • Фамилия Петрович - Петровичи.

Это пример известных белорусских родовых наименований, происхождение которых относится к раннему 15 веку. Их закрепление произошло уже в 18 веке. Официальное признание данных обозначений относится к концу 19 века.

Второй пласт названий по популярности и распространенности относится к фамилиям с окончаниями «ик», «чик», «ук», «юк», «енок». К ним относятся:

  • Артяменок (повсеместно).
  • Язэпчик (повсеместно).
  • Мирончик (повсеместно).
  • Михалюк (запад Белоруссии).

Эти фамилии чаще указывают на принадлежность человека к знатному или шляхетскому роду.

Русифицированные и необычные фамилии

Третий пласт распространенных фамилий подразумевает окончания «ов», «о». По большей части они локализуются в восточной части страны. Они очень похожи на русские фамилии, но имеют чаще белорусский корень и основу. Например, Панов, Козлов, Попов - это могут быть и белорусы, и русские.

Фамилии на «ин» также относятся к восточной части страны и имеют русский отголосок. Мусульманам приписывалось «ин» к основе имени. Так Хабибул становился Хабибулин. Эта часть страны сильно ассимилировалась под влиянием русских.

Не менее распространены фамилии, происходящие из названий сел, поместий, животных, праздников, растений, месяцев года. К ним относятся такие прекрасные и интересные фамилии, как:

  • Купала;
  • Каляда;
  • Синица;
  • Бубен;
  • Март;
  • Груша.

Также имеют значительное распространение фамилии, описывающие главную отличительную черту человека и всей его семьи. Например, ленивые будут названы Лянуцька, рассеянные и забывчивые - Забудзька.

Сложившиеся стереотипы и недоразумения

Белорусские фамилии, список которых разнообразен и богат по происхождению, очень часто путают с еврейскими, литовскими и даже латышскими. Многие уверенны, что, например, фамилия Абрамович является чисто еврейской. Но это не совсем верно. Во времена становления антропонимов на белорусских земля людям, носящим имена Абрам или Хазан, добавляли окончание -ович или -овичи. Так выходили Абрамовичи и Хазановичи. Часто корень имен носил немецкий или еврейский характер. Происходила ассимиляция в ранние 14-15 века и стала основой фамильного наследия Белоруссии.

Еще одним заблуждением является мнение, что фамилии на -вич происходят от литовских или польских корней. Если сравнить антропонимы Латвии, Польши и Белоруссии, то найти сходство между ними нельзя. Нет ни в Латвии, ни в Польше Сенкевичей или Ждановичей. Эти фамилии являются исконно белорусскими. Литовское княжество и другие государства несомненно повлияли на образование родовых имен, но не внесли свои собственные, исконные названия. Можно также сказать, что многие распространенные фамилии белоруссов очень похожи на еврейские.

Происхождение фамилий на белорусской земле формировалось на протяжении нескольких веков. Это был интересный и живой лингвистический процесс. Сейчас родовые имена стали отражением богатой и разнообразной истории Белоруссии. Многослойность культуры страны, ввлияние на развитие и формирований которой оказали поляки, литовцы, татары, евреи и русские, можно четко отследить по фамилиям людей. Окончательное и официальное принятие собственных имен на территории Белоруссии произошло только в середине 19 века.

Шляхта Беларуси имеет свою давнюю и славную историю. Шляхетское сословие играло огромную роль в истории Белорусско-Литовского государства (Великого Княжества Литовского и Русского) в XIV-XVI вв. и потом до конца XVIII в. в федеративной Речи Посполитой. Она всегда занимала четко патриотическую позицию, которая особенно проявилась во время борьбы за возрождение государства в шляхетских восстаниях 1794, 1831 и 1863 гг. в Беларуси вместе совместно с братьями по оружию - польской шляхтой. В течение большого периода белорусской истории шляхта занимала главенствующее положение во всех областях деятельности своего государства, и особенно в обороне Отечества, так как белорусско-литовское войско состояло преимущественно из шляхты. Веками шляхта имела значительное влияние на развитие белорусской культуры и социально-экономическую жизнь страны. Большую роль она играла в Возрождение ХVIII и конца XIX - начала XX в., становлении христианских и общечеловеческих ценностей. В отличие от других сословий белорусская шляхта никогда не имела комплекса неполноценности, а всегда выступала с достоинством, честью и с независимых патриотических позиций.

В XIV-XVI вв. в Белорусско-Литовском государстве окончательно оформилась со своими правами и привилегиями военно-служилого сословие, у которого был только один долг: выступать в поход, защищать Родину, изгонять врага со своей родной земли туда, откуда пришел (Погоня). Это были потомки родовых старейшин, племенных князей и - в большинстве - удачных воинов посполитого ополчения. Слово "шляхта" происходит от немецкого schlagen - бить, а немецкое слово Schlacht означает "битва". Дословный перевод слова "шляхта" означает: люди сражения, вояки, воины. Есть и второе, научное определение происхождения этого слова. Оно пришло в белорусский язык через польский от старонемецкого slahte, что означает "род, происхождение, порода".

Основную массу белорусских феодалов составляли потомки удельных князей Полоцкого, Туровского и Смоленского княжеств, бояр и дружинников этих княжеств, к которым в XIV в. присоединились литовские (а в XV в. и жамойтские) нобили и дружинники. Некоторая часть последних осела в административных центрах Беларуси и получила здесь имения. Уже до конца XIV в. основная масса феодалов (за исключением князей) в Белорусско-Литовском государстве называлась боярами. Это название сохранилось до XVI в. Смысл белорусского термина "бояре" совершенно отличен от смысла этого же слова в Московском княжестве.

Начиная от Городельского привилея 1413 г., в государственных актах вместе с названием "бояре" все чаще встречается "бояре-шляхта" или "шляхта" (по польскому образцу). В XV-XVI вв. в Брестской земле и на Подляшье феодалов также называли "земяне", опять же по польское терминологии. Это название употребляется в Статуте Великого княжества Литовского 1529 г. для феодалов всего государства, также как и "бояре", и "знать". Но со второй четверти XVI в. название "шляхта" постоянно занимает место в государственных актах для определения феодального сословия.

В XVI в. 80 процентов феодалов в Беларуси были белорусского этнического происхождения, 19 процентов - литовского, 1 процент - другого. Однако каких-либо больших противоречий на этнической основе здесь не было. Вся знать вместе защищала свое государство, выступала как единое сословие, исходя не только из корпоративных, но и из государственных интересов. Единство знати, ее прав и привилегий проявилось в феодальных кодексах Белорусского государства - Статутах Великого Княжества Литовского, Русского и Жемойтского 1529, 1566 и 1588 гг.

Дворянские сословные права рода переходили наследникам-мужчинам и их потомкам по мужской линии, а также дочерям (но не их детям, так как это был уже другой род). Когда женщина выходила замуж за нешляхтича, она сохраняла собственное шляхетство, но не передавала его супругу и детям. Женщина простого сословия, выходя замуж за шляхтича, становилось шляхтянка пожизненно, даже если второй или третий раз выходила за нешляхтича. Дворянство можно было получить от великого князя литовского и русского, а также от гетмана на поле боя за мужество. От Люблинской унии 1569 г. шляхетство даровал Сейм Речи Посполитой (нобилитация). Сейм признавал дворянский титул и за иноземными дворянам. Дворянство можно было передать и приёмным детям.

К XVI в. вся знать государства, в том числе великие князья литовские (они же обычно и короли польские), пользовались белорусским языком - и как государственным, и в быту. Даже на территории Жемайтии в судах и городах белорусский язык применялось повсеместно. И только с XVI в. в среду магнатов постепенно входит польский язык, особенно после Люблинской унии 1569 г., когда Польша и Белорусско-Литовское государство образовали федеративную Речь Посполитую. Только в XVII в. знать начинает говорить и на польском языке, но более мелкая знать пользуется всегда белорусским.

С религиозной точки зрения тоже поначалу разницы не было. Белорусские и литовские бояре в Беларуси в XIV в. были православные. После крещения язычников-литовцев в 1387 г. католическая церковь постепенно завоевывает позиции в Беларуси, прежде всего в шляхетском среде. В XVI в. значительная часть белорусского дворянства как из католиков, так и из православных, во время реформации переходит в кальвинизм (во главе с Радзивиллами) и в другие протестантские течения, но в последней четверти ХVIII и нач. XVII в. под влиянием Контрреформации шляхта переходит в католицизм. В конце XVIII в. к присоединению Беларуси к России почти вся знать Беларуси была уже католической, причем преимущественно латинского, а не греко-католического обряда, в отличие от остального населения Беларуси. Но сохранилось и православная шляхта (пинская, давид-городокская, в Слуцке, Могилеве), и кальвинистская. Таким образом, длительное время и в шляхетском среде сохранялась многоконфессиональность и толерантность. Это, кстати, сказалось на разнообразии элементов дворянской культуры. Веротерпимость основывалась на постановлении Сейма Речи Посполитой 1573 г.

Еще в XIV в. в Беларуси существовали гербы князей или родовые знаки у других феодалов. К постоянным шляхетским традициям с нач. XV в. (Городельский привилей 1413 г.) принадлежит использование гербов, одинаковых (либо с модификациями) с гербами польской шляхты. Именно в 1413 г. началось гербовое братство с польскими шляхетскими родами. Всего насчитывается около 5000 гербов польской, белорусской, литовской и украинской шляхты в Речи Посполитой. Многие из них сохранились в Беларуси и в ХХ в.

Одним из достижений дворянской политической культуры Великого Княжества Литовского и Русского, что отразилось на дальнейших событиях, было введение в середине XVI в. закрепленного на века в законах права шляхты на самоуправление, на свободные выборы депутатов (послов) на уездные сеймики и общегосударственные сеймы, в суды всех уровней до Главного трибунала Литовского включительно. При этом до самого включения Екатериной белорусских и литовских земель в состав Российской империи кандидаты на судебные должности должны были знать белорусский язык как государственный, так как на нем записывались акты. В Речи Посполитой вся шляхта могла выбирать короля. В элекционном (избирательном) сейме, на котором пожизненно выбирался король, имел право участвовать каждый шляхтич. Поэтому выборы короля иногда проходили в чистом поле. Знать, которая шла в поход и находилась уже на войне, могла собраться в армии на отдельный, полевой сейм, чтобы принять важное решение государственного характера. Так произошло в 1562 г. на полевом сейме у Витебска - белорусская шляхта решила объединиться с Польшей в федеративное государство для борьбы против армии царя Ивана IV Грозного, который угрожал существованию независимого Белорусско-Литовского государства.

В Речи Посполитой вся шляхта была равной в правах. Титулы князей и графов признавались преимущественно как иностранные (у Радзивиллов, Сапегов и других), так как их обычно даровал император священной Римской империи германской нации. Только для потомков старинных княжеских родов сохранили княжеские титулы. Но все эти титулы не давали владельцам преимуществ над остальными шляхтой. Даже самый бедный шляхтич, который иногда не имел земли и своих крестьян, теоретически был равен магнату, например, Радзивиллу. Отсюда понятно, почему самый богатый человек в Речи Посполитой во второй половине XVIII в. - князь Кароль Радзивилл - называл рядового шляхтича "паном-братом". Теоретически каждый шляхтич мог быть избран королем. Все это свидетельствовует о широте шляхетской демократии.

Шляхтич, по Статуту Великого Княжества Литовского, не мог быть арестован и неверно наказан без действительных доказательств вины, а судить его могли только равные ему, то есть - шляхта. Право личной неприкосновенности было выработанно в законах белорусских земель, а гарантии собственности причастных к созданию и соблюдению традиций шляхетского достоинства - в поколениях белорусской шляхты. Недаром в Речи Посполитой существовало изречение: "Шляхціц на загродзе роўны ваяводзе”. Чувство достоинства воспитывалось и на войне. Владение техникой ближнего боя, владение не только холодным оружием, но и огнестрельным, тактика конного и пешего боя с молодых лет закаляют шляхтича, развивают чувство мужества, ответственности, патриотизма. Шляхетская честь была естественной и неотъемлемой для шляхтича.

Когда надо было решить вопросы корпоративных интересов, в Речи Посполитой право позволяло шляхте объединяться в конфедерации (вооруженные союзы с политическими и социальными целями) и добиваться своей цели вооруженном путем без короля и сейма.

Еще одна отличительная черта белорусской шляхты, присущая также и польской, и литовской, - это множественность. Если в соседних государствах - России, Пруссии, Австрии - в XVII-XIX вв. удельный вес дворянства составлял около 1% населения, то в Беларуси в конце XVIII в. шляхты было 10-12%, что объясняется постоянными войнами и необходимостью иметь широко представленное военное сословие.

Именно эти обстоятельства и привели к скорому конфликту дворянства с царским правительством России после трех разделов Речи Посполитой в 1772, 1793 и 1795 гг. и силового, захватнического присоединения Беларуси к России. Хотя царское правительство и расширило на шляхту Беларуси права дворянского сословия Российской империи, но одновременно отменило шляхетское самоуправление, перевело многочисленную мелкую шляхту в купечество, мещанство и крестьянство, начало проверки этого свободолюбивого и беспокойного (с точки зрения правительства) сословия, стараясь вычеркнуть многих из российского дворянского сословия или сразу не допустить в его ряды.

По-прежнему большую роль играла знать в Беларуси и в XIX в., в развитии ее хозяйства как до крестьянской реформы 1861 г., так и после нее. Специализация хозяйств, наем рабочей силы в поместьях, предложение шляхты царскому правительству еще в первой половине XIX в. освободить крестьян, как в соседних Польше, Пруссии, Прибалтике (что, кстати, царское правительство отклонило), - все это создавало условия для перехода на рыночно-капиталистические рельсы развития. Что касается мелкой шляхты, которая жила преимущественно в шляхетских околицах и застенках - шляхетских селах, то ее экономическое положение в XIX в. совсем приблизилось к крестьянству.

Много шляхты в Беларуси пострадало после подавления царскими войсками восстаний 1794, 1831 и особенно 1863 гг. Целые шляхетские деревни были выселены в российские губернии или в Сибирь, а имущество по приказу генерал-губернатора Муравьева (вешальника) было отобрано. Однако знать Беларуси возбудила освободительное движение, дворянский (шляхетский) период которого приходится на 1794-1863 гг. Именно знать начала борьбу за освобождение Беларуси от российского гнета. Из шляхты преимущественно вышли и руководители белорусского национально-освободительного движения и возрождения конца XIX - начала XX в. - братья Луцкевичи, В. Ивановский, Алаиза Пашкевич, Янка Купала и другие.

После буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в. российское дворянство имело управленческие позиции в губернских и уездных земствах - органах ограниченного местного самоуправления. Однако царское правительство не вводило земств в белорусских губерниях, не доверяя местному дворянству. Только в 1911 г. в белорусских губерниях и уездах было введено самоуправление, еще более ограниченное чем в русских землях. Также было сделано все, чтобы не дать преимущества в земства местному дворянству католического вероисповедания. Земства не смолгли развернуть здесь широкой деятельности.

Дворянство в Российской империи с последней четверти XVIII в. имело корпоративные структуры в губерниях и уездах. Такая же организация была введена и на Беларуси: дворянами губернии и соответственно уезда выбирались губернское дворянские депутатское собрание и уездное дворянское депутатское собрание, подчиненное губернскому. Во главе собраний стояли губернские и уездные маршалоки ("предводители дворянства"). И маршалоки, и депутаты избирались на собраниях на альтернативной основе закрытым голосованием, складыванием белых (за) и черных (против) пуль в специальные коробки. Дворянские депутатские собрания и решали все сословные вопросы, в том числе родословные. Губернское собрание имело сношения с губернатором, министром внутренних дел и в случае надобности с самим императором, отстаивая свои корпоративные интересы. Такая структура сохранилась до 1917 г.

Февральская революция 1917 г. в России лишила дворянские организации в губерниях и уездах политического влияния. В западной части Беларуси, оккупированной в сентябре - октябре 1915 г. немецкой армией, они тоже не действовали. После поражения заговора генерала Л. Г. Корнилова и провозглашения 1 сентября 1917 г. России демократической республикой наступили перемены и в обстановке дворянских организаций. Министерство внутренних дел России циркуляром от 5 сентября 1917 сообщило о скором уничтожении дворянского сословия и ликвидировании дворянских учреждений (правда, этого сделать не успело). В октябре 1917 г. в Минской губернии был создан "Союз лиц, записанных в родословные книги Минской губернии" с председателем Георгием Чапских, владельцем Станьково (около Дзержинска), Собрание маршалков и депутатов дворянства Минской губернии 16 октября 1917 г., этот союз владел всем имуществом, капиталом, архивами и родословными книгами, а также зданием Минского губернского дворянского собрания и дворянского клуба. Доходы от имущества и капиталов шли на культурно-просветительскую и благотворительную деятельность ради записанных в родословные книги. 11 (24) ноября 1917 г., после октябрьского переворота в Петрограде и установления советской власти, ЦИК и Совет народных комиссаров декретом отменили дворянское сословие и его корпоративные организации во всех губерниях и уездах. В Минске, например, за 100 дней (до начала немецкой оккупации в феврале 1918 г.) местные органы советской власти во главе с большевиками прекратили деятельность дворянских организаций. Но только формально, ибо на большее у них пока что не хватило времени: организации не были ликвидированы, имущество не изъяли.

Поэтому 16 апреля 1918 г. деятельность дворянских учреждений в Минской губернии была воссоздана на собрании маршалоков и депутатов дворянства губернии во главе с исполняющим обязанности предводителя минского дворянства борисовским уездным маршалоком дворянства Н. Н. Бурнашовым. Главнокомандующий Х немецкой армии генерал от инфантерии фон Фалькенган 14 июля 1918 г. позволил возобновить деятельность дворянского собрания в Минской губернии, но только в делах, непосредственно касающихся дворянства. Никакой политической деятельностью дворянскому собранию заниматься не было разрешено. 29 сентября 1918 на заседании Минского губернского дворянского собрания, на котором присутствовало 117 человек, были выбраны новые руководящие лица. Губернским маршалоком дворянства из 3-х кандидатов был избран граф Г. Чапский. Его конкурентами были Эдуард Адамович Войнилович (что построил Красный костел в Минске) и Лев Львович Ванькович. Деятельность дворянской организации была вновь прекращена в декабре 1918 г., после отхода германской армии из Беларуси, прихода красных и восстановления советской власти. Но после занятия в августа 1919 г. большей части территории Беларуси польской армией, дворянские учреждения Минской губернии во главе с графом Г. Чапских снова ожили. Минское губернское дворянское собрание было формально самораспущено после подписания мирного договора в марте 1921 г. в Польше. Туда после окончания русско-польской войны 1919-1920 гг. сумела переехать осенью 1920 г. часть членов собрания. Причинами самороспуска была естественная невозможность дальнейшей деятельности шляхетских учреждений.

Во время революции и гражданской войны белорусское дворянство-шляхта понесло большие потери от террора большевиков. Эти потери были неимоверно сильны в первые десятилетия советской власти, а для западной части Беларуси в 1939-1941 гг. и после войны. Фактически можно говорить о геноциде дворянского сословия и потере генофонда одного из сословий белорусского народа. Те из дворян-помещиков, кто не успел во время гражданской войны переехать в Польшу, были уничтожены, а в последующие годы та же участь постигла и многих других дворян. Однако из-за того, что в Беларуси была и масса бедных дворян-шляхты, которые мало отличались бытом от крестьян или горожан, много людей выжило, работая, как все. В Западной Беларуси они занимались хозяйственной и культурной деятельностью. Шляхта разделила судьбу народа и во время второй мировой войны. История шляхты неотделима от истории всего белорусского народа.

Наконец, после долгого - семидесятилетнего - перерыва, организация и органы самоуправления белорусской шляхты восстанавливают свою деятельность. Организационный Совет Собрания белорусской шляхты созвал Учредительный Сейм объединения. Восстановление организации белорусской шляхты должно сыграть значительную роль в возрождении Беларуси и наших патриотических традиций.