Почему гагарину запретили летать. Почему запретили полеты в Египет

70 ЛЕТ назад, 9 марта 1934 года, в деревне Клушино Гжатского района Смоленской области родился мальчик Юрий, родители которого даже не подозревали, что их сын через 27 лет станет первым человеком, полетевшим к звездам, что этот звездный полет превратит его спокойную, размеренную жизнь в нескончаемую череду встреч, презентаций, поездок, что бремя славы, свалившееся на голову "простого деревенского паренька", даже после его трагической гибели будет тяготить родных и близких ему людей. Накануне юбилея родная племянница Юрия Гагарина, Тамара ФИЛАТОВА, поделилась с "АиФ" воспоминаниями о первом космонавте планеты.

Крестный отец

ПО КРОВИ Юра мой родной дядя, - рассказывает Тамара Филатова. - Но я всегда называла его крестным: ему было 13 лет, когда я родилась, и во время моего крещения он проносил меня возле купели. (Сильно верующими мы не были, но все в нашей семье, включая Юрия, крещеные.) Гагарин сам в 1959 году приезжал к нам в церковь крестить свою старшую дочь Елену, хотя это не особо афишировалось. Именно в год моего рождения мой крестный закончил семилетку и уже подумывал о том, чтобы стать летчиком.

Тогда каждый мальчишка хотел стать летчиком, большинство ровесников Гагарина смотрели в небо, мечтали о небе и поэтому шли в летные училища. Юра не был исключением. Хотя в Саратовский аэроклуб, с которого началась звездная карьера Гагарина, его сначала не приняли: он закончил семилетку, а туда брали только после десяти классов. Но он все-таки добился своего.

Рассказывают, что на вступительных экзаменах в авиационное училище Гагарина "похвалили" за слишком маленький рост и с тех пор у будущего героя появился комплекс.

Ростом Юра был действительно ниже среднего - 165 сантиметров, но проблем это ему никаких не доставляло ни в работе, ни в личной жизни. Для первых наших космических кораблей, которые по сравнению с нынешними выглядят просто карликами, Юрины параметры подходили идеально. В самолетах же, чтобы видеть взлетно-посадочную полосу, он подкладывал на сиденье подушку. Что касается личных взаимоотношений, то девушки тогда были несколько ниже ростом, чем сейчас, к тому же его жена Валентина на каблуках была такого же роста, как и Юра. Поэтому никаких болезненных комплексов по этому поводу у Гагарина не было.

Многие утверждают - Гагарину запретили летать на самолетах из-за пристрастия к выпивке...

После гибели Владимира Комарова, у которого Юра был дублером, ему летать запретили, но совсем не потому, что он начал выпивать, а потому что власти решили "сберечь первого космонавта для истории". Юра переживал, ходил к начальству. И его допустили к полетам. Неужели вы думаете, что в управлении полетами сидели такие дураки, которые позволили бы пьющему человеку летать?

И, кстати, очень хочу добавить: что бы там ни писали, я, знавшая Юру и до полета, и после, могу заверить, что Гагарин звездной болезнью никогда в жизни не болел. Королев, как очень дальновидный человек, прекрасно понимал: тому, кто будет в космосе первым, придется пережить это тяжкое бремя славы и что характер этого человека должен выдержать напор собственной значимости. Именно поэтому полетел Юрий, а не кто-нибудь другой.

Страшен в гневе

В ГНЕВЕ Гагарин был страшен. Однажды он с друзьями приехал к нам, в Смоленскую область, за грибами. В лес все поехали на "Волгах", а я с Борисом, Юриным младшим братом, на мотоцикле. Боря решил показать класс и обогнать все правительственные "Волги". Скорость была огромная, на крутом повороте Борис не справился с управлением, и мы полетели в глубокую канаву, сверху на нас упал мотоцикл. Поднявшись, я увидела, что все платье на мне изодрано в клочья: в канаве валялось разбитое стекло, на которое мы и приземлились. Но самым страшным было не количество синяков, не порванное платье, а лицо Гагарина, который стремглав выбежал из машины, подбежал к канаве, вытащил меня оттуда за шкирку и начал трясти, крича: "Ты что же это делаешь, совсем с ума сошла, больше никогда никаких мотоциклов тебе не будет!" Я была просто ошарашена, потому что привыкла к спокойному, ласковому, никогда не поднимавшему голоса крестному.

С 12 апреля 1961 года жизнь Гагарина понеслась в бешеном темпе: встречи, выступления, официальные мероприятия...

Даже в расписанном по часам графике он находил время на нас, на свою семью. Детей Гагарин старался воспитывать довольно строго. Самым страшным наказанием для дочек Лены и Гали были слова их мамы: "О том, что вы сделали, я обязательно расскажу папе".

Жене Юра помогал во всем, даже в распорядок дня записывал: "Сегодня надо помочь Вале выбить ковры". Иногда он даже сам стряпал.

Я на все сто могу утверждать, что у Валентины и Юрия была безумная любовь и он ей никогда не изменял. После смерти Гагарина Валя даже и не помышляла о замужестве, потому что второго Гагарина на свете нет и быть не может. Мне, как женщине, понятно, что в жизни нужна опора, "каменная стена", нужен мужчина, что только очень сильная и очень любящая женщина сможет хранить верность умершему мужу. И если бы Валя снова вышла замуж, ее бы никто не осудил. Но она не вышла, она оказалась одной из тех немногих, сильных, любящих и помнящих.

Говорят, вдова Юрия буквально сводит концы с концами, получает совершенно мизерную пенсию, которой ей хватает только на еду.

Валентина свято чтит память мужа и очень болезненно реагирует на всевозможные сплетни. Именно поэтому она не дает интервью, не выступает на радио и по телевидению. Но образ жизни ведет отнюдь не аскетический. Ходит в театры, ездит на отдых. Средства к существованию у нее, насколько я знаю, есть. Конечно, она не живет так, как жила когда-то при муже, но пенсию ей платят вполне достойную.

В конце 2015 года все российские издания облетела весть о временном прекращении туристического воздушного сообщения с Египтом. Такое решение было принято 6 ноября 2015 года в ходе заседания Национального антитеррористического комитета, и одобрено президентом России Владимиром Путиным. На данный момент запрет так и не был снят. В чем причина такого решения?

Катастрофа на Синае

Запрет со стороны правительства стал ответом на террористические действия исламистского движения. Напомним, что 31 октября 2015 года над Синайским полуостровом (Египет) произошла крупнейшая авиакатастрофа в истории государства – крушение лайнера A-321. В результате трагедии погибли 224 человека, большинство – россияне.

Самолет совершал чартерный рейс по маршруту Шарм-эш-Шейх – Санкт-Петербург. Через четверть часа после взлета лайнер пропал с радаров, а вскоре его обломки были найдены рядом с городом Нехель. О своей ответственности за теракт заявило «Исламское государство» (сокращенно – ИГИЛ) – международная радикальная террористическая организация. По мнению представителей ФСБ, причиной катастрофы был взрыв самодельного устройства.

Причиной запрета названы опасения за здоровье и жизнь россиян, летающих в Египет и тем самым подвергающих себя опасности

Последствия теракта

После трагедии правительство России решило прекратить воздушное сообщение с Египтом до того времени, когда путешественникам будет обеспечена полная безопасность, а также станут известны причины крушения лайнера. Исключения составили перелеты, осуществляемые в служебных целях. С 7 по 20 ноября происходил вывоз российских туристов из опасного региона.

На сегодняшний день остановлена продажа путевок на египетские курорты, а турагентствам запрещено отправлять путешественников в Египет через другие страны. Надо признать, что решение российских властей существенно изменит туристические маршруты россиян, ведь Египет был одним из самых популярных курортов среди отечественных путешественников.

Предполагалось, что после рокового полета, Ю.А. Гагарин сможет самостоятельно летать на МИГ-17. Для первого космонавта был даже выделен самолет МИГ-17 с бортовым номером 19. За несколько дней перед роковым полетом Гагарин прошел медицинский осмотр, в ходе которого было отмечено, что он совершенно здоров. После предполетной подготовки Серегиным был утвержден и подписан Гагариным полетный лист. Все проходило в штатном режиме. После рапорта механика о готовности машины к полету, пилоты поднялись в кабину. Гагарин разместился в ее передней части, а Серегин в задней. В 10 часов 19 минут 27 марта 1968 года, самолет под управлением Гагарина поднялся в воздух. Спустя 11 минут Юрий Алексеевич доложил на землю о завершении необходимых упражнений и попросил разрешение на возвращение, которое было получено. Однако, спустя минуту самолет врезался в землю. При этом комиссия расследовавшая трагедию, точно установила, что силовые установки самолета исправно работали до удара о землю. Следовательно, дело было не в неисправностях самолета. Данные комиссии были собраны в 30 увесистых томов, но неисправности в самолете найдено не было. Трагедию списали на высокую облачность. Нижний слой облаков находился всего в 500-600 метрах от земли, и пилоты в условиях ограниченной видимости могли просто ошибиться. При этом специалисты комиссии отмечали, что полет Гагарина с Серегиным проходил на небольшой для данного самолета скорости около 500 км/ч, а из штопора данная машина всегда выходила без особых проблем. Удивительным выглядел тот факт, что они оба до удара о землю были совершенно спокойны и уверенно управляли самолетом. Версия о полете в нетрезвом состоянии не подтвердилась. Диверсия также была исключена. Оставался единственный вывод. Разворачивая самолет в отсутствии видимости горизонта, Гагарин ошибся, и самолет ушел в пике.

Россия приостановила авиасообщение с Египтом до выяснения всех причин авиакатастрофы А321.Эту идею предложили в ФСБ, президент Владимир Путин ее поддержал. Приостановка касается полетов не только в курортные зоны, но и в другие части Египта. Авиасообщение с арабской республикой временно отсутствует также у Великобритании, Голландии, Ирландии и Франции.

Сейчас российские туристы покидают Египет без багажа, только с ручной кладью, по требованиям безопасности. Сумки потом доставляют отдельные борты МЧС России. Это связано в том числе с недостаточно тщательной схемой досмотра багажа в египетских аэропортах.

По данным МЧС Карелии, в Египте в настоящее время находится 51 житель республики, также было продано 84 путевки для предстоящего отдыха.

Туристам, которые купили путевки в Египет на ближайшее время, предложено несколько вариантов дальнейших действий: обратиться в суд; обратиться к туроператору, у которого был приобретен тур, для предоставления альтернативного отдыха; третий вариант – туроператор может согласиться на частичную компенсацию туристу денежных средств в связи с тем, что он также понес определенные затраты по организации этого отдыха.

Туроператоры предлагают клиентам замену направления отдыха: при этом, если новый тур будет дороже, за него доплачивает турист, если дешевле, то разницу возвращает туроператор. Также туристам предоставляется возможность отсрочки тура на более поздние даты. Как уточняет официальный представитель Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина, даты туров в Египет можно переносить в течение года. Что касается возврата денежных средств за туристические путевки, то такие вопросы решаются в течение месяца.

Туроператоры могут потерять сотни миллионов долларов, если туристы будут массово отказываться от купленных путевок, а это около 200 тысяч человек. Даже перенос туров в другие страны, например в Турцию, не спасет от финансовых потерь, так как нужно забронировать новый отель. А гостиницы Египта не всегда возвращают деньги. Все зависит от договоренности между отельерами и туроператорами. Премьер-министр Медведев поручил правительству подготовить программу оказания поддержки туроператорам, которые пострадали из-за приостановки авиасообщения с Египтом.

Египет потеряет 500 млн долларов из-за отмены бронирования гостиниц на курортах зимой в связи с приостановкой Россией полетов. По данным Ассоциации туристических палат Египта, если ситуация не разрешится в ближайшие дни, ущерб достигнет 2 млрд.

Что думают известные люди России и Карелии?

Сергей Шугаев, начальник Главного управления МЧС по Карелии:

– Перевозка пассажиров и багажа из аэропортов Египта будет организована раздельными рейсами. На борт воздушного судна разрешено проносить только наиболее востребованные личные вещи, включая детское питание и лекарства первой необходимости. В ближайшее время будет разработана схема доставки и получения туристами своего багажа. В египетских аэропортах вылета – Каир, Шарм-эль-Шейх и Хургада – организованы специальные информационные стойки и работа представителей российских авиакомпаний и туристических операторов для максимально полного информирования пассажиров по их дальнейшим действиям. Всеми организационными вопросами занимается оперативный штаб МЧС России, силы МЧС приведены в режим повышенной готовности.

Геннадий Гудков, бывший зампредседателя комитета Госдумы по безопасности:

– Я думаю, что пришли к выводу, что это теракт. У меня 90-процентная убежденность, что это был теракт. Я разговаривал с летчиками, я разговаривал с испытателями, я разговаривал с экспертами. У них практически нет сомнений в том, что это был взрыв устройства, заложенного в хвостовую часть самолета. Ничто так не может уничтожить самолет, как взрыв в хвостовой части. Скорее всего, как утверждают мои консультанты, было что-то внесено на борт и размещено в хвостовой части. Это могло быть что-то из багажа, это могло быть что-то из технических деталей.

Я думаю, что теперь ФСБ понимает, что это был теракт, и рекомендация ФСБ исходит из этого понимания.

Понятно, что каждая спецслужба в мире в борьбе с терроризмом может опираться на поддержку любой другой спецслужбы, потому что это общий враг. Я думаю, что, конечно, наши там попытаются сейчас найти следы этого преступления вместе с египетскими спецслужбами.

Естественно, Египет заинтересован в нахождении виновных, если это возможно. Но это очень сложно сделать, потому что такие структуры, как «Исламское государство», как «Аль-Каида», действуют через своих сторонников изнутри.

Стоит ли ждать усиления мер безопасности в России? Я думаю, да. Египет не является стороной конфликта в Сирии. А тем не менее над его территорией произошел теракт. Совершенно очевидно, что бомба была заложена в аэропорту Шарм-эль-Шейха, и значит, что на территории Египта действуют террористические группировки. Точно так же они действуют и у нас, если верить информации ФСБ о предотвращении большого теракта в Москве. Поэтому совершенно очевидно, что риск террористических актов в России значительно увеличился.

Александр Гольц, военный обозреватель, замглавреда интернет-издания «Ежедневный журнал»:

– Отмена этих полетов имеет смысл только в том случае, если полеты в Египет представляют собой опасность, а это прежде всего наводит на мысль о версии террористического акта. Эта версия – самая неприятная для России, потому что более или менее очевидно, что это определенным образом дискредитирует российскую операцию в Сирии.

Я думаю, что во время контактов с Путиным тот же Кэмерон мог предоставить ему какую-то информацию. Британцы поделились ею, хотя и нехотя, очевидно. Теперь все будет сконцентрировано на расследовании, на том, насколько эффективно оно будет проведено. Однако у меня нет уверенности, что российские спецслужбы обладают теми же возможностями в Египте, что и западные. Все-таки довольно длительное время Египет ориентировался сугубо на Запад, а это, очевидно, сказывалось и на деятельности спецслужб.

– Так как мы влезли в конфликт в Сирии, с точки зрения пиара, данная ситуация весьма некомфортна. Власть опасается, что ее осудят за вмешательство в сирийскую авантюру, после которого она не смогла обеспечить безопасность граждан.

Владимир Фролов, эксперт по международным отношениям:

– Если подтвердится, что жизни 224 граждан России, Белоруссии и Украины в небе над Синаем унес террористический акт, то потребуется возмездие. Ни одно уважающее себя государство не может оставить без ответа такое преступление против своих граждан. Понятно, что акция возмездия за теракт должна быть осуществлена совместно со спецслужбами и армией Египта. Взявшая на себя ответственность группировка отличается высоким уровнем конспирации, и египетские спецслужбы в борьбе с ней пока не преуспели. Но понятно и другое – теракт заставляет по-новому посмотреть на российскую стратегию в Сирии, заново оценить ее реалистичность, тактику и риски для России и ее граждан.

Здесь сразу же возникают вопросы. Как принималось решение о сирийском гамбите? Как оценивались риски и достоверность данных разведки? Почему было сочтено возможным участвовать в межрелигиозной войне на стороне шиитов против суннитов? Есть ли угроза глобального джихада против российских граждан? Специалистам было понятно, что российские туристы в Египте и даже в Турции – незащищенная цель для террористов ИГИЛ. Как минимум надо было вводить повышенный уровень террористической угрозы и громко предупреждать об опасности поездок на курорты в регионе.

Предполагаю, что скоро запретят гражданским самолетам российских авиакомпаний летать не только в Египет, но еще и в другие страны, косвенно или прямо связанным с ИГИЛ.

В Африке вообще нет ни одной страны, которая была бы безопасна для полетов российских граждан. Запретить надо не только Египет, но еще и Тунис, где также были теракты не так давно. А также надо запретить перелеты в Алжир, Марокко, Кению, Танзанию, ЮАР и другие африканские страны. Безопасность российских граждан важнее. «Не ходите, дети, в Африку гулять...»

Теперь по Азии. Я помню, как на Шри-Ланку мы летели над Ираном или Ираком или чем-то таким. Внизу были горы, где могли прятаться исламисты с арабскими БУКами. То есть такие направления, как Арабские Эмираты, Гоа, Шри-Ланка, Бали, Таиланд, Вьетнам, и не говоря уже о всяких стрёмных Израилях, Иорданиях и Саудовских Аравиях, надо тоже запретить ради безопасности российских граждан.

Относительно безопасны перелеты в Китай, Японию и Северную Корею, так как эти полеты проходят на территориями России, Казахстана и Монголии, где исламистов быть не должно. То есть перелеты в Китай, Японию и Северную Корею запрещать не стоит.

Что касается Европы. Вопрос сложный. Однозначно Европа намного безопаснее, чем жалкий и безответственный Египет, но в Европе также сейчас много исламистов, которые маскируются под беженцев. То есть Европу полностью безопасной считать нельзя. Запрещать полеты в Европу тоже вроде как лишнее. Я лично считаю, что запрещать полеты в Европу нельзя, но надо всех перед вылетом предупреждать об опасности, чтобы уже пассажиры знали, что они летят на свой страх и риск, и могут не долететь до места назначения. В конце концов, в Европе существуют как минимум сумасшедшие пилоты, которые направляют самолеты прямо в гору из-за проблем с личной жизнью. О этом надо помнить.

Перелеты в США и Канаду надо строго запретить. Думаю, не стоит распыляться мыслью по древу, почему.

Перелеты в Латинскую Америку можно и оставить. Точнее, надо отнестись к ним, как к перелетам в Европу: не запрещать, но предупреждать, что в эту самую Доминикану, дорогие туристы, вы летите на свой страх и риск.
Перелеты в Белоруссию, Казахстан, Грузию, Азербайджан, Армению в целом угрозы не представляют, поэтому запрещать их не надо.

На Украину перелетов и так нет, потому что их запретила сама Украина.

Осталась одна неоднозначная страна. Это Турция. Казалось бы, чтобы прилететь в Турцию, надо просто перелететь Черное море – и вот, она – Турция, никаких Ираков и Сирий пролетать не нужно. Но это чувство безопасности – ложное. Потому что в Турции тоже есть горы, где могут скрываться исламисты, поджидая российские самолеты. Если лететь на юг Турции в Анталию, то в любом случае придется перелететь эти страшные турецкие горы, таящие в себе бездну опасностей. То есть по поводу Турцию у меня такое мнение: в Стамбул бы я полетела, так как горы перелетать не нужно. А вот в Анталию я бы не полетела. Конечно, меньше вероятность оказаться в падающем самолете, чем в Египте, но все равно такая вероятность существует.

Подводя итог, можно сказать, что самые безопасные перелеты для россиян – это перелеты внутри самой России. Например, в Крым.

Сохранено

Предполагаю, что скоро запретят гражданским самолетам российских авиакомпаний летать не только в Египет, но еще и в другие страны, косвенно или прямо связанным с ИГИЛ. В Африке вообще нет ни одной страны, которая была бы безопасна для полетов российских граждан. Запретить надо не только Е...

"/>