Ту 134 аварии и катастрофы. Выжившая в авиакатастрофе под Петрозаводском пассажирка: «Самолет падал в абсолютной тишине

В Карелии потерпел катастрофу самолет Ту-134. Рейс авиакомпании «Русэйр» ДЖ 9605 вылетел из аэропорта Домодедово в 22.30 мск и должен был приземлиться в аэропорту у поселка Бесовец в полночь. Лететь в столицу Карелии изначально должна была другая авиакомпания.

Рейс должен был выполнять самолет компании «Руслайн» Bombardier CRG 200 на 50 кресел, сообщили «Газете.Ru» в самом «Руслайне».

«Но из-за слишком обильного пассажиропотока, который наблюдается в летний период, решено было заменить рейс, его выполняла компания «Русэйр», так как самолетов марки Ту у нашей авиакомпании нет», — сказали «Газете.Ru» в пресс-службе. В итоге в Петрозаводск полетел Ту-134 авиакомпании «Русэйр» c бортовым номером RA-65691. На борту было 52 человека — 43 пассажира и девять членов экипажа.

О том, что во время полета у экипажа были какие-то проблемы, не сообщается.

По неизвестной пока причине пилот пытался совершить посадку на автотрассе, проходящей рядом со взлетно-посадочной полосой.

Как сообщают в МЧС, «самолет совершил жесткую посадку на автомобильную трассу Петрозаводск — Суоярви», не долетев до ВПП 700 метров. Машина буквально рухнула на 16-й километр дороги. Известно, что в Петрозаводске были сложные погодные условия: температура воздуха была около +15° С, безветренно, сильный туман. Показатели видимости пока не сообщаются.

От удара фюзеляж самолета повредился, на борту вспыхнул пожар, а затем произошел взрыв. Открытый огонь прибывшим на место спасателям удалось ликвидировать только через час — в 00.30.

На фотографиях с места катастрофы видно, что машина разлетелась на мелкие фрагменты.

На фото можно разглядеть только перевернутое шасси, остатки хвостовой части и лежащее в стороне крыло. Осколки самолета разлетелись по радиусу в 300 метров, сообщает (СК).

Гендиректор аэропорта Алексей , в свою очередь, заявил, что аэропорт был обесточен три секунды и по вине экипажа.

«Ту-134 зацепил линию электропередачи, оборвал ее, обесточив таким образом посадочную полосу», — цитирует его . Но уже через три секунды включились резервные источники питания, говорит Кузьмицкий, и огни снова загорелись, но «экипажу это уже не помогло».

Сейчас на месте происшествия работают следователи, транспортные прокуроры, на место прибыли представители МАКа, днем в Петрозаводск прибудут сотрудники Минздравсоцразвития. Аэропорт Бесовца закрыт и принимает только спецрейсы.

Генпрокурор в связи с авиакатастрофой распорядился начать проверку исполнения требований законодательства о транспортной безопасности авиакомпанией и службами аэропортов.

Московская межрегиональная транспортная прокуратура уже проверяет работу «Русэйр» и службы аэропорта «Домодедово», готовившие борт к вылету. Северо-Западный транспортный прокурор Александр Чубыкин включен в состав правительственной комиссии по расследованию причин авиационного происшествия, сообщает пресс-служба Генпрокуратуры.

Известно, что потерпевший катастрофу самолет Ту-134-А3 с бортовым номером RA-65691 находился в эксплуатации с 7 мая 1980 года.

Согласно данным авиакомпании, за 31 год лайнер налетал около 40 тыс. часов и совершил около 25 тыс. посадок.

Сразу после выпуска «тушка» перешла в пользование советского авиаотряда особого назначения, выполнявшего правительственные рейсы. В 1993 году самолет приобрела компания «Волгаавиаэкспресс» (она прекратила полеты в апреле 2010 года), которая использовала его до 2000 года, после этого он год находился в собственности у «Авиалиний Татарстана». В 2001 году машину в лизинг получило Чебоксарское авиационное предприятие, но в этом же году Ту-134 вернулся в «Авиалинии Татарстана». Там он находился на хранении до 2011 года, пока его не приобрела компания «Русэйр».

За десятки лет эксплуатации на территории СССР и постсоветском пространстве самолеты ТУ-134 зарекомендовали себя как надежное и безотказное воздушное судно. Однако не обошлось без аварий. Катастрофы ТУ-134 происходили по различным объективным и субъективным причинам, и объединяло их одно – человеческие жертвы. Некоторые из них дали толчок к постепенному выводу данной модели из эксплуатации в гражданской авиации и замену их на более современные судна.

Становится не по себе от одного только упоминания о крупных авиакатастрофах. Наиболее резонансными крушениями стали следующие аварии:

  1. Крушение самолета ТУ-134 под Минском.
  2. Авария в Иваново.
  3. Падение ТУ-134 в Куйбышеве.
  4. Крушение самолета в Самаре.
  5. Падение ТУ-134 при взлете в Крыму.

Трагедия под Петрозаводском

Катастрофа ТУ-134 под Петрозаводском произошла 20 июня 2011 года, и именно она положила начало для вывода самолетов ТУ-134 из эксплуатации на территории России.

При заходе на посадку воздушное судно соприкоснулось с деревьями и рухнуло на землю. Большая часть пассажиров в результате крушения погибла. Эта катастрофа стала крупнейшей на территории республики Карелия. Основной причиной эксперты позже назовут ошибочные действия экипажа самолета, который отказался выводить лайнер на второй круг, чтобы избежать падения в условиях отсутствия видимости посадочной полосы.

Кроме того, инициативу в принятии критических решений на себя взял штурман судна, находившийся в момент полета в состоянии алкогольного опьянения. Диспетчер аэропорта Петрозаводска несколько раз пытался убедить экипаж не производить посадку, однако безуспешно. Еще одной предпосылкой для трагедии стал неверный прогноз погоды, переданный экипажу метеорологической службой аэропорта. Не последнюю роль сыграло и устаревшее техническое оснащение самолета.

На месте крушения был воздвигнут мемориал в память о жертвах трагедии, семь пострадавших получили компенсации. Виновными в результате судебных разбирательств были признаны чиновник Росавиации Эдуард Войтовский, начальник аэропорта Петрозаводска и руководитель метеорологической службы аэропорта.

Крушение ТУ-134 под Минском

1 февраля 1985 произошла крупная катастрофа ТУ-134 под Минском. Практически после взлета самолета, следовавшего рейсом Минск - Ленинград, у судна поочередно отказали оба двигателя, в результате чего самолет упал в лесу. Из 80 человек на борту в живых осталось 22. Расследование происшествия привело к выводу об отсутствии вины членов экипажа в данном инциденте. Спорным оставался вопрос, каким образом оба двигателя самолета пришли в негодность. ТУ-134 1977 года выпуска находился в отличном состоянии на тот момент.

Возможной причиной в результате проверки было признано попадание льда в двигатели, что привело к их помпажу и разрушению.

Достоверно подтвердить эту версию не удалось, так как лед, возможно попавший в двигатели, на момент аварии растаял. Последующие эксперименты с двигателями данной модели все же подтвердили версию с попаданием на входы двигателей льда, но не выявили причину возможного оледенения.

Трагедия в Иваново

Катастрофа ТУ-134 в Иванове случилась 27 августа 1992 года при заходе самолета на посадку. Судно рухнуло на нежилые постройки поселка Лебяжий Луг недалеко от аэропорта.

Среди жителей поселка никто не пострадал, но все присутствующие на борту самолета пассажиры и члены экипажа погибли за считаные секунды. Причинами ужасной трагедии можно назвать неслаженные действия экипажа самолета и нарушения правил ведения полета и захода на посадку. После команды диспетчера аэропорта о снижении самолет накренился вправо и ушел с воздушной трассы.

Командир судна предпринял попытки вывести самолет из крена и выполнить маневр, накренив лайнер влево. В результате получившихся перегрузок судно не успевало приготовиться к безопасной посадке, однако, командир настоял на продолжении снижения без ухода на второй круг. Одно из крыльев самолета коснулось деревьев, вследствие чего началось падение и столкновение с нежилыми постройками. Именно они спасли жителей близлежащих домов поселка от возможного попадания в список жертв катастрофы. Фактически в этом случае основной причиной трагедии стал человеческий фактор.

Падение самолета в Куйбышеве

Одной из самых нелепых по своей причине, но крупных трагедий является катастрофа ТУ-134 в Куйбышеве, произошедшая 20 октября 1986 года.

Самолет при выполнении промежуточной посадки в аэропорту Курумоч снизился на большой скорости, из-за чего шасси сломались о взлетно-посадочную полосу, судно проскользило по земле, переломилось надвое, и начался пожар. Погибло 70 человек.

Причиной трагедии стал спор между командиром самолета и остальными членами экипажа на предмет того, сможет ли первый посадить судно вслепую . Александр Клюев, командир корабля, ограничил себе видимость шторкой на окне кабины пилотов и в таком положении приступил к снижению. Второй пилот летел без шторки, однако не предупредил коллегу о возможной опасности и не высказал предложения о заходе корабля на второй круг.

После падения он активно помогал пассажирам выбраться из охваченной пламенем машины и умер от сердечного приступа на пути в больницу. Александру Клюеву впоследствии было предъявлено обвинение. Он был осужден на 15 лет, из которых провел в заключение шесть лет и вышел на свободу после пересмотра дела. Так халатность и азарт на рабочем месте привели к гибели большого количества людей .

Авария с участием ТУ-134 в Самаре

Как и многие предыдущие инциденты, катастрофа ТУ-134 в Самаре произошла в момент захода на посадку.

В силу резко ухудшившихся погодных условий и отсутствия видимости огней посадочной полосы, самолет отклонился от курса. Диспетчер аэропорта Курумоч проинформировал об этом экипаж, однако, сделал это несвоевременно и недостаточно подробно для объективной оценки ситуации. Экипаж корабля не счел нужным выводить судно на второй круг, в результате чего самолет приземлился вне взлетно-посадочной полосы. Стойки шасси не выдержали нагрузки и подломились, а сам самолет завалился набок, и его передняя часть отломилась от фюзеляжа. Погибло шесть человек из 57 присутствовавших на борту.

Виновными в случившемся были признаны командир корабля и второй пилот, которые были приговорены к 4 и 2 годам лишения свободы условно. Также ситуацию предрешили недостатки нормативной документации в работе диспетчерской службы аэропорта, которые не позволили диспетчеру своевременно передать экипажу информацию об ухудшении погодных условий и масштабов отклонения самолета от посадочного курса.

10 июля 2006 года произошла катастрофа ТУ-134 при взлете. Самолет должен был проследовать по рейсу Симферополь - Москва. При наборе скорости во время разбега в двигатель судна внезапно попала птица. Экипаж корабля экстренно принял решение прекратить полет. Самолет начал экстренное торможение, но с учетом массы судна, с поправкой на массу полной заправки топливом, остановить его сразу не удалось.

Машина выкатилась за пределы взлетной полосы, где попала в овраг стойками шасси и переломилась пополам. Топливо, вытекшее из-под разрушенной правой плоскости крыла, загорелось. К счастью, никто из пассажиров не пострадал. Само судно после полученных повреждений было списано. Еще одним удачным моментом стало то, что экипаж корабля сумел отвести самолет от зданий аэропорта, избежав жертв.

Это лишь неполный список аварий с участием самолета ТУ-134. Количество их кажется большим в сравнении с самолетами Vickers Viscount, единственная катастрофа с участием которых произошла в 1960 году под Москвой. Сложно выявить закономерности, предопределяющие крушения. Каждый подобный случай происходит из-за индивидуального набора факторов и после тщательно расследуется. К примерному перечню критических факторов можно отнести следующие причины:

  1. Резко испортившиеся погодные условия - объективная причина, предугадать возникновение которой порой не представляется возможным.
  2. Человеческий фактор - набор ошибочных действий, неправильных решений, принятых в критической ситуации, преступная халатность, предшествующая трагедии. Предупредить эти события также весьма непросто.
  3. Техническая неисправность самолетов. Как в случае с крушением под Минском, данный фактор не связан с халатностью экипажа. Обнаружить причины возникновения неполадок после аварии не всегда выходит из-за значительных повреждений корпуса и двигателей.

Тем не менее, самолеты были и остаются одним из безопасных видов транспорта, где катастрофы являются, скорее, редким исключением из правил. ТУ-134 внесли вклад в развитие гражданской и военной авиации СССР и России и по праву могут считаться достойными представителями авиационного судостроения.

Вконтакте

Время публикации: 25 августа 2004 г., 07:27 | последнее обновление: 6 декабря 2017 г., 14:05

ВСЕ ФОТО

Два пассажирских авиалайнера потерпели катастрофу вечером во вторник. Один из них - Ту-134 - выполнял рейс номер 1303 Москва-Волгоград разбился в Тульской области. Второй - Ту-154 - выполнял рейс 1047 Москва-Сочи и упал под Ростовом-на-Дону. Оба самолета вылетели из международного столичного аэропорта "Домодедово" .

Согласно первоначальным сообщаниям официальных лиц и информагентств, Ту-134 пропал с экранов радаров в 22:56 в Тульской области, а Ту-154 пропал в 22:59 в Ростовской .

В то же время, по данным Межгосударственного авиационного комитета, разбившиеся в Тульской и Ростовской областях самолеты исчезли с экранов радаров с разницей в 1 минуту , а не в 3, при это, первым с экранов радаров пропал Ту-154 , разбившийся в Ростовской области, а через минуту - Ту-134 , потерпевший катастрофу в Тульской области.

Обломки Ту-134 были обнаружены недалеко от населенного пункта Бучалки Кимовского района Тульской области. По предварительным данным, самолет упал с высоты 10 тыс. м. Ту-154 упал в Каменец-Шахтинском районе области, в девяти километрах от поселка Глубокое. Обломки самолета были обнаружены спасателями в среду в 8:14 по московскому времени.

По уточненным данным, погибли 90 человек. На борту Ту-154 находились 38 пассажиров и 8 членов экипажа. На Ту-134 - 35 пассажиров и 9 членов экипажа.

. Сегодня утром в авиакомпанию поступила телеграмма от начальника смены военного сектора Главного центра единой системы организации воздушного движения РФ, который указывает, что в Московском и Ростовском зональных центрах одновременно был принят сигнал от Ту-134 и Ту-154: на Ту-154 сработала сигнализация о захвате самолета. Это произошло непосредственно перед потерей связи с самолетом и исчезновением его с экранов радаров.

"24.08.04Г В МОСКОВСКОМ ЗЦ И РОСТОВСКОМ ЗЦ ОДНОВРЕМЕННО ПРОПАЛИ ОТМЕТКИ ОТ ТУ154 И ТУ134. НА ОДНОМ СРАБОТАЛА СИГНАЛИЗАЦИЯ О ЗАХВАТЕ. ПРОШУ УСИЛИТЬ БДИТЕЛЬНОСТЬ В АЭРОПОРТАХ ВО ВРЕМЯ ДОСМОТРА ПАССАЖИРОВ И ПОСАДКИ ИХ В САМОЛЕТ".

Поиски Ту-154Б (бортовой номер RA-85556) авиакомпании "Сибирь", летевшего в Сочи и пропавшего с экранов радаров в Ростовской области, сильно затруднял туман. Накануне в Ростовской области прошли сильные дожди. Тем не менее, около 8 утра самолет удалось обнаружить.

За последние 10 лет самолеты Ту-154 попадали в авиакатастрофы 12 раз. Всего с 1986 года в России и СНГ произошло более 50 чрезвычайных происшествий с самолетами Ту-154 различных модификаций.

По факту катастрофы двух российских самолетов в Тульской и Ростовской областях прокуратура возбудила уголовные дела.

"Уголовные дела возбуждены по части 3 статьи 263 УК РФ "нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта", - сообщил в среду "Интерфаксу" представитель Управления информации и общественных связей Генеральной прокуратуры РФ.

Он сообщил, что по указанию генерального прокурора РФ Владимира Устинова сразу после получения первичной информации о произошедшем в Ростовскую область выехал заместитель генпрокурора РФ Сергей Фридинский, а в Тульскую - заместитель генпрокурора РФ Николай Савченко.

Следователи прокуратуры приступили к осмотру мест происшествий. Заместители генпрокурора организуют работу по проведению неотложных следственных действий на местах, сообщил представитель управления информации и общественных связей.

Кроме того, на месте падений российских самолетов Ту-134 под Тулой и Ту-154 под Ростовом работают специалисты профильных спецслужб, в том числе две бригады специалистов-взрывотехников ФСБ России.

Работники аэропорта, дежурящие на телефонах "горячей линии", из этических соображений не предоставляют полного списка пассажиров двух рейсов. Родственникам летевших двумя рейсами предлагается позвонить по телефону 504-02-99.

Звонящие по "горячей линии" получают ответ по конкретным фамилиям. В случае, если звонивший называет фамилию, ему сообщают, был ли такой человек на борту или нет.

К настоящему времени известно, что Ту-134 пилотировал генеральный директор авиакомпании "Волга-Авиаэкспресс" Юрий Баичкин. На борту самолета было 35 пассажиров и 9 членов экипажа .

Известен также полный список пассажиров и состав экипажа Ту-154 . В авиакомпании "Сибирь" сообщили, что рейс 1047 выполняли командир воздушного судна Михаил Гурьев (пилот 1-го класса), второй пилот Юрий Андрущенко (пилот 2-го класса), штурман Юрий Король (пилот 1-го класса), бортинженер Андрей Ермолаев (пилот 2-го класса) - Москва, старший бортпроводник Ольга Быковская, бортпроводники Сергей Иванов, Яна Тарсукова, Марина Худеева - Барнаул.

Самолет Ту-154Б-2 (RA-85556) был произведен Куйбышевским авиационным заводом 27 сентября 1982 года, имел заводской номер 82А556. Данное воздушное судно являлось одним из самых молодых в серии Ту-154Б и отлетало не более 60% своего ресурса. Конструктивно назначенный ресурс воздушных судов этой серии с начала эксплуатации составляет 50 000 часов полета. Данный самолет налетал всего 30 751 час.

Ту-154Б-2 (RA-85556) прошел один капитальный ремонт на ремонтном заводе гражданской авиации N411 (Минводы). Ремонт был закончен 25 августа 1993 года. На плановом техническом обслуживании самолет находился 10 августа 2004 года.

Первая, вторая и третья силовые установки в среднем отработали по 2000 часов после капитального ремонта (при разрешенных 6 000 часах), а вспомогательная силовая установка всего 569 часов при возможном ресурсе 1 800 часов.

Президент России Владимир Путин был немедленно проинформирован о трагедии, произошедшей с самолетами Ту-134 и Ту-154. Об этом РИА "Новости" сообщил пресс-секретарь президента РФ Алексей Громов.

По его словам, президент России поручил ФСБ РФ начать немедленное всестороннее расследование в связи с трагедией.

"Владимир Путин постоянно получает доклады от руководителей МЧС, ФСБ и других силовых ведомств России", - сказал Громов.

В среду вечером президент России прибыл из Сочи в Москву. Об этом сообщил пресс-секретарь президента Алексей Громов.

Владимир Путин также назначил председателем госкомиссии по расследованию причин авиакатастроф самолетов Ту-154 и Ту-134 министра транспорта РФ Игоря Левитина. Президент поручил министру в кратчайшие сроки предоставить предложения о составе комиссии.

Руководитель федеральной службы по надзору в сфере транспорта РФ Александр Нерадько вылетел к месту обнаружения фрагментов самолета ТУ-134 в Тульской области. Вместе с ним направилась группа специалистов, которая должна сделать предварительные выводы о возможных причинах трагедии.

Создана межведомственная оперативная группа по расследованию инцидентов

Создана оперативная группа в связи с авиапроисшествием с самолетами авиакомпаний "Сибирь" и "Волга-Авиаэкспресс". Группу возглавил заместитель руководителя департамента госполитики в области гражданской авиации Минтранса РФ Карл Руппель.

В состав группы вошли представители авиакомпаний, служб авиационной безопасности и межгосударственного комитета по авиации. "В настоящее время идет сбор информации о происшествии", - сообщил представитель авиавластей.

Во всех аэропортах России меры безопасности были усилены сразу после взрыва остановки в Москве

Российские авиавласти предприняли меры по усилению обеспечения авиационной безопасности, заявил "Интерфаксу" в среду ночью представитель авиавластей РФ.

Меры обеспечения авиационной безопасности заключаются в пресечении актов несанкционированного вмешательства в деятельность гражданской авиации, напомнил представитель авиавластей.

В международном аэропорту "Шереметьево" также подтвердили усиление мер безопасности.

На сегодняшний день Ту-154 - самый распространенный самолет в большинстве стран СНГ, выполняющий рейсы по внутренним и международным линиям. Специалисты считают, что в ближайшие годы нам все равно придется летать на Ту-154, сообщает "Тема дня" .

Первый полет Ту-154 состоялся в 1968 году. Ту-154М - это последняя модификация модели Ту-154, разработана для средних расстояний.

Ту-154M запущен в коммерческое использование в 1984 году. Производился до 1998 года. От предыдущих серий эта модификация отличается в лучшую сторону надежным и более экономичным двигателем Д-30 КУ-154.

При условии некоторых доработок по шумам двигателя и радионавигационному оборудованию Ту-154М удовлетворяет уже введенным жестким требованиям к летательным аппаратам в воздушном пространстве Европы и тем, которые вступят в силу в 2002 году.

Варианты загрузки: 180 посадочных мест на короткие расстояния, или 164 места эконом-класса, или 154 места эконом-класса и от 8 до 24 первого и бизнес-класса.

В Государственной службе гражданской авиации России (ГСГА) утверждают, что у них нет претензий к Ту-154, самолет соответствует всем требованиям по безопасности полетов.

По мнению сотрудников Инспекции по безопасности полетов "Аэрофлота", самолеты Ту-154М надежны. При анализе количества инцидентов по месяцам ни в одном из них не наблюдается всплеска происшествий, что свидетельствует о стабильности самолета в любых погодных условиях.

Довольны этим самолетом и в "Аэрофлоте", где из 111 самолетов 24 единицы - Ту-154М. Вторая по величине авиакомпания России "Сибирь" тоже не собирается отказываться от этого самолета.

По данным пресс-службы "Аэрофлота", в 1997-2000 годах уровень надежности (отсутствие летных инцидентов) на Ту-154М составлял 99,90%. Три девятки подряд в этом показателе считаются высшим классом в лучших авиакомпаниях мира. Вероятность отказа двигателей Ту-154М минимальна: по этому показателю наш самолет превосходит даже A310 производства Airbus. То же самое можно сказать и о системах управления самолетом и работой шасси.

Авиакатастрофа Ту-134 под Сыктывкаром — катастрофа, произошедшая 2 июля 1982 года с самолетом Ту-134АК авиакомпании Аэрофлот, следовавшим рейсом Воркута – Сыктывкар — Москва. Из-за пожара лайнер совершил вынужденную посадку в лес и потерпел катастрофу. Погиб 54 человека.

События

Летом 1982 года авиалайнер Ту-134АК совершал рейс Воркута – Сыктывкар – Москва под управлением экипажа 75 летного отряда Аэрофлота. В аэропорту Воркуты весь багаж был загружен в заднее багажное отделение, при этом его досмотр не осуществлялся, что допускалось инструкциями. Самолет без происшествий прибыл в Сыктывкар и готовился отбыть в Москву. На борт сели еще 5 пассажиров. Всего в самолете было 86 человек, в том числе 19 детей.

В 09.55 по Москве лайнер покинул аэропорт Сыктывкара и начал набор высоты. Когда, спустя 15 минут самолет был уже в 140 километрах от аэропорта и набрал высоту 6700 метров, командир доложил диспетчеру о пожаре и приступил к экстренному снижению с разворотом обратно к Сыктывкару.

Самолет быстро снизился до высоты в 1000 метров. Салон быстро наполнился дымом. Пытавшиеся потушить пожар члены экипажа не справились и вернулись в кабину. Вскоре, командир экипажа сообщил диспетчерам, что готовится к аварийной посадке вне аэродрома. Когда самолет снизился до 300 метров, радары его потеряли.

К этому времени часть пассажиров уже потеряла создание из-за отравления дымом. В течение 9 минут экипаж пытался найти площадку для посадки, но из-за низкой высоты полёта при ограниченной видимости (6 километров) им это не удалось. С учётом сильного задымления, командир был вынужден принять решение осуществлять аварийную посадку прямо на расположенный под ними смешанный лес, не подготавливая самолёт и пассажиров к экстренной эвакуации.

В 10:27 в 75 километрах к юго-западу от Сыктывкара летящий на высоте 23-25 метров над землёй Ту-134 столкнулся с верхушками деревьев и разрушаясь помчался через лес. При этом сразу погиб штурман, который остался на своём рабочем месте в носовой части самолета. Спустя 195 метров от места первого удара авиалайнер коснулся земли, а через 25 метров у него оторвало обе консоли крыла. Промчавшись по земле 145 метров разрушенный на три части фюзеляж самолёта остановился. Вытекшее из повреждённых топливных баков топливо вспыхнуло и возник низовой пожар, частично уничтоживший самолёт.

Пассажиры эвакуировались самостоятельно через служебную дверь переднего багажного отделения, форточку кабины и разломы фюзеляжа, а бортпроводники тем временем помогали выбраться пилотам и бортмеханику.

В 13:35 место катастрофы было найдено спасательным вертолётом, а примерно в 19 часов выжившие были эвакуированы. Всего в катастрофе погибли 45 взрослых пассажиров, 7 детей, штурман и бортмеханик (скончался от ран). Остальные 38 выживших (22 взрослых пассажира, 12 детей, пилоты и бортпроводники) получили разные травмы.

Расследование авиакатастрофы

В целом расследование комиссии МАК длилось 5 месяцев, при этом были проведены полсотни дополнительных исследований в разных научно-исследовательских институтах и организациях. Так для наземных испытаний в аэропорту Еревана даже был сожжён Ту-134А борт 65657.

По данным, полученным из черных ящиков самолеты выяснилось, что спустя 10 минут после взлета экипаж получил сигнал «Дим в заднем багажнике». Проверить сигнал отправился бортмеханик, но когда он это подтвердил, командир экипажа решил удостовериться лично. В итоге, было потеряно еще 4 минуты, за которые самолет еще больше отдалился от аэропорта и поднялся на высоту 6700 метров.

Пока командир разворачивал самолет для возвращения в аэропорт, второй пилот и бортмеханик пытались потушить пожар, но задымление было таким сильным, что они не справились и вернулись в кабину помочь с посадкой.

Существует основная версия причины возгорания:

возгорание запрещенного к перевозке самовоспламеняющегося вещества или жидкости в багаже пассажиров с последующим проникновением горящей жидкости в подпольное пространство или возгорание пропитанной горючей жидкостью изоляции электропроводов багажном отсеке

И альтернативная версия:

Среди севших в Сыктывкаре 5 дополнительных пассажиров были 2 человека, работавших в Коми лесорубами. С собой они везли в ручной клади бензопилу «Урал». Существует версия, что эта бензопила была отложена в заднее багажное отделение и именно бензин в ее бензобаке мог воспламениться.

При аварийной посадке и последующем пожаре самолет был почти полностью уничтожен и точных причин пожара выяснить не удалось.