Под мостом. На Канонерском острове страдают от шума ЗСД и спорят о церкви

Жители Канонерского острова жалуются на бессонницу. В нескольких сотнях метров от жилых домов проходит западный скоростной диаметр, из-за чего уровень шума превышает нормы. Это подтвердил и Роспотребнадзор.

Корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Родион Ковалев отправился на место, чтобы узнать, какие дома попали в так называемую зону влияния и когда будут установлены шумозащитные экраны.

РОДИОН КОВАЛЕВ корреспондент:

«Сейчас мы находимся непосредственно под Западным скоростным диаметром. Машин здесь почти не слышно. Но стоит сделать всего пару шагов в сторону из-под дорожного полотна, которое служит своего рода шумопоглотителем, как уровень звука резко возрастает. Под такой аккомпанемент и вынуждены жить люди на Канонерском острове».

Когда в 2015-м над Канонерским островом возвели дорогу, многоквартирные дома, находившиеся в непосредственной близости, расселили. Правда, это не коснулось тех, чье жильё оказалось вне так называемой зоны влияния.

Жители этих квартир признаются: хоть по регламентам дорога и не должна их беспокоить, в действительности всё иначе.

ГЛЕБ ЧИПИГА, житель дома №13 на Канонерском острове:

«Если окно открыто, то иногда я и просыпаюсь от шума. Люди, которые более чутко спят, они просыпаются практически всегда, и многим пришлось поставить у себя в квартирах шумозащитные стеклопакеты. Но дело в том, что эти дома не оборудованы вентиляцией нормальной, и окна нужно обязательно открывать для проветривания, потому что очень душно».

Жители Канонерки обратились за помощью к губернатору. Роспотребнадзор провел проверку. Спецприборы показали: уровень шума действительно превышает норму.

В итоге открытие нового детского сада в 70 метрах от дороги пришлось отложить. А компанию, которая занимается эксплуатацией платной трассы, оштрафовали и обязали устранить шум. Но судебное решение оспорили.

Главный аргумент компании в свою защиту: ЗСД строили по готовому и утвержденному проекту. Он полностью реализован, никакого дополнительного оборудования не предусматривает.

Но не дожидаясь окончания судебных разбирательств генеральный подрядчик принял решение усилить шумозащиту.

АНДРЕЙ ЦАПУ, начальник управления по связям с общественностью эксплуатационной компании ЗСД:

«Если изначально в согласованном проекте были построены шумоотражающие экраны, вы видите двухметровые, сейчас принято решение, выполняется допустройство новыми шумопоглощающими конструкциями. Это пластиковые блоки со специальным заполнением, которое задерживает шумовую волну, не давая уходить за пределы дороги».

Установку щитов начали в конце прошлого года. Сейчас из запланированных 800 погонных метров рабочие смонтировали половину. В результате экраны образуют вдоль этого участка своеобразный глухой тоннель. Завершить работы планируют уже следующем месяце.

К слову, очередное заседание суда по делу о шумной трассе намечено на 12 февраля. Возможно, к этому моменту, проблема полностью себя исчерпает.

Подписывайтесь на канал «Говорит и показывает Санкт-Петербург» в

Жители домов по обеим сторонам ЗСД на Васильевском острове массово взбунтовались против шума. Они хотят себе двойную защиту от гула ЗСД, превышения предельно допустимого уровня которого специалисты не выявили. При этом кивают на опыт , вытребовавшего себе дополнительные шумозащитные экраны. Только Канонерку от звуков платной дороги и они спасти не смогли.

Активную фазу битвы против шума с Центрального участка ЗСД василеостровцы начали лишь на второй год его работы. Сейчас среди «оглушенных» — жильцы квартала Морской набережной и новостроек на намывных территориях.

«Так как чиновники не слышат индивидуальных жалоб жителей, мы запускаем коллективную петицию. Мы требуем установить шумоизоляционные экраны по всей длине вдоль василеостровского участка ЗСД, проходящей в полутоннеле вдоль жилых кварталов на Морской набережной и намывных территориях. Также необходимо провести озеленение, которое будет поглощать шум и грязь, уменьшит уровень загазованности», — требуют активисты.

Василеостровцы решили создать петицию и, набрав под ней максимальное количество подписей, обратить на проблему внимание властей.

Инфографика Мойки78

Адресована петиция губернатору Петербурга Георгию Полтавченко, компании «Магистраль Северной столицы» и АО «ЗСД». В текст петиции включены жалобы жителей намыва и Морской набережной из соцсетей, приводятся ответы чиновников.

«В реальной жизни люди на собственных ушах слышат ошибки проектировщиков и явное превышение допустимого уровня шума», — гласит петиция.

Между тем в ООО «МСС» «Мойке78» заявили, что уровень шума в зоне влияния ЗСД замеряется ежеквартально в точках, установленных проектной документацией. И никаких превышений до сих пор зафиксировано не было.

«Измерения проводятся аккредитованной испытательной лабораторией. Превышений предельно допустимых уровней шума, установленных действующими санитарными нормами, на территории жилой застройки на Васильевском острове не выявлено», — утверждают в МСС.

Там подчеркнули, что сделали все возможное для защиты от шума еще во время строительства: магистраль проходит в выемке — открытом полутоннеле, установлены акустические экраны, а в квартирах домов, попавших в район трассировки Центрального участка, смонтированы специальные шумозащитные окна с вентиляционными клапанами. Они, по утверждению МСС, позволяют проветривать комнаты, не пропуская шум.

ЗСД на Канонерском острове. Фото: baltphoto/ Валентин Егоршин

В третьих, канонерцы совершенно недовольны установленными дополнительными акустическими экранами, называют их профанацией и продолжают жаловаться на невыносимый шум.

Так что опыт канонерцев, которые почти каждую неделю, не лучший пример для василеостровцев, решивших затеять войну с шумом от платной дороги. Им придется искать новые эффективные пути коммуникаций с властями и концессионером. И доказывать, что ЗСД через небольшой зеленый сквер шумит и мешает так же, как ЗСД практически над крышей дома.

С момента запуска Западного скоростного диаметра (ЗСД) - крупной автомагистрали, проходящей через весь Петербург, - жизнь на Канонерском острове изменилась кардинально: из тихого обособленного микрорайона он превратился в одно из самых шумных мест города. Тем не менее жители Канонерки не хотят покидать остров и отстаивают свои права всеми доступными способами. «Такие дела» пообщались с активистами из самого ближайшего к ЗСД дома, которые 24 часа в сутки проводят под гул автострады.

«Жили как на курорте»

Канонерка - это небольшой остров в Кировском районе Петербурга, расположенный между Морским каналом и Невской губой Финского залива. С петровских времен здесь располагались промышленные объекты, а постоянное население появилось только в 60-е годы XX века, когда для работников ближайших предприятий на острове построили типичные пятиэтажки. На тот момент он был отделен от «большой земли», между Морским портом и Канонеркой ходил паром. Подводный тоннель, соединяющий остров с Петербургом, появился только в середине 80-х, а в 90-е, из-за проблем местных предприятий и хлынувших сюда туристов, территория стала постепенно приходить в упадок.

«В детстве мы жили как на курорте, - вспоминают уроженцы острова Елена Цыганкова и Наталья Авдеева. - З а последним домом здесь начиналось болото, стояли лодочные сараи, сараи с сеном и кроликами, в конце острова у некоторых были огороды. Мы были оторваны от города, а потом построили тоннель - и всему пришел конец. Постепенно началось летнее паломничество, а ЗСД завершил картину и сделал жизнь тут практически невыносимой».

Дома на Канонерском острове, расположенные рядом с ЗСД Фото: Александр Белокуров

Строить Западный скоростной диаметр - хордовую магистраль, соединяющую северный и южный районы Петербурга, решили еще в начале нулевых. Именно тогда появился проект прокладки центральной части трассы через Канонерский остров. Эта идея сразу вызвала отторжение у местных жителей, которые опасались, что появление у них над головами огромной дороги негативно скажется на качестве жизни. Однако властям удалось убедить 4 тысячи островитян в том, что трасса будет тихой и безопасной.

Цыганкова, которая еще до начала строительства агитировала своих соседей выступить за перенос ЗСД, вспоминает, что тогда перед кабинетом главы Кировского района Сергея Иванова стоял макет будущей магистрали. На нем нижняя часть винчестерного тоннеля, проходящего над Канонеркой, была полностью закрыта звукоизоляционными экранами, а ограждения на верхней части были значительно выше, чем оказались в реальности.

«Вынесли буквально все»

Несмотря на вполне обоснованные сомнения петербуржцев, в 2013 году проект центрального участка ЗСД успешно прошел общественные слушания, а подрядчики приступили к строительству. Работы на Канонерском острове велись круглосуточно и уже тогда не давали спать жителям близлежащих домов. К тому же с высоты 60 метров, где шло строительство, вниз на Канонерку сыпались отходы производства: болты, гайки, израсходованные шлифовальные круги и даже нечистоты, а однажды с дороги сорвался погрузчик с рабочим внутри.

Бомбардировка продолжается и сейчас: Цыганкова периодически собирает под магистралью упавшие предметы (например, гайки, малярная кисть и колпак от автомобильного диска) и планирует подарить свою коллекцию городским чиновникам.


Елена Цыганкова держит в руках коллекцию упавших с ЗСД предметов Фото: Александр Белокуров

Другой бедой для островитян обернулось расселение домов, попавших в санитарную зону ЗСД. Принципы формирования этой зоны не до конца ясны и сейчас. В «Магистралях Северной столицы» (МСС) - компании, управляющей дорогой, активистам объяснили, что еще на этапе проектирования их специалисты провели замеры на подобном объекте и приняли решения расселить ближайшие к дороге дома, № 15 и 17 по Канонерскому острову, а также наполовину расселить два других дома, стоящие перпендикулярно к ЗСД. Таким образом, санитарная зона приобрела форму буквы «П», а дом № 14, жители которого больше всего страдают от шума, в ее границы не попал.

Расселенные дома при этом не собирались сносить, а передали в маневренный фонд Санкт-Петербурга, вынудив прежних жильцов оставить в своих квартирах всю сантехнику, газовые плиты и предметы интерьера. Однако почти сразу все это, по свидетельствам местных жителей, было украдено мародерами: «Я живу на пятом этаже и как-то ночью слышу: “Бабах!” Что такое? Оказывается, выкинули из окна ванну. Тут же стоит грузовичок, быстро все погрузили и уехали. Вынесли, в конце концов, буквально все, даже батареи срезали», - рассказывает Наталья Авдеева, жительница дома № 14.

Сейчас пятнадцатый дом совсем не похож на потенциальное жилье из маневренного фонда. Он стал прибежищем любителей заброшенных зданий и бездомных. Люди разводят в нем костры, приводящие к регулярным пожарам: только в июле этого года дом горел трижды. Местные жители не забираются в расселенный дом, но активисты провели в нем шумовые замеры с помощью специального приложения на смартфоне. Выяснилось, что в этом здании уровень шума оказался на 10 дБ ниже, чем в жилом доме № 14. При этом все окна в расселенных квартирах давно выбиты, а в 14-м стоят стеклопакеты. Таким образом, проектировщики допустили серьезную ошибку при формировании санитарной зоны.

«Мы просто хотим тишины»

Большинство канонерцев не присоединялись к протестной борьбе до декабря 2016 года - открытия центрального участка ЗСД для транспорта. Тогда терпение закончилось у всех островитян. Дорогу доделывали в спешке - возведение последнего участка заняло всего три года, - и активисты подозревают, что за соблюдением мер санитарной безопасности строители следили в последнюю очередь. Они указывают на то, что дорожное полотно не защитили снизу специальными шумоизоляционными прослойками и положили на центральном участке обычный, а не прорезиненный асфальт, который мог бы погасить часть нагрузки. В итоге к монотонному гулу автострады добавились жесткие удары колес по дорожным стыкам.

«Я помню, как в декабре, два года назад, услышала вдруг появившийся гул за окном, как будто рядом заработал аэропорт, и не поняла, что происходит. А потом оказалось, что это пустили движение и что это теперь всегда так будет», - говорит Цыганкова.

По словам жителей, звуки ЗСД на Канонерском острове иногда достигают такого уровня, что сложно услышать собеседника, стоящего в нескольких метрах, или подъезжающую сзади легковую машину. Активисты отмечают, что уровень шума зависит от времени года и суток: летом тише, зимой и осенью - громче, в том числе и из-за шипованных шин. Сейчас ЗСД - не самая загруженная дорога Петербурга, но постепенно нагрузка увеличивается, говорят канонерцы.

Шум проникает и в дома, несмотря на установленные МСС специальные окна, которые от обычных стеклопакетов отличаются только наличием небольших вентиляционных клапанов. Зимой эти клапаны покрываются наледью, а летом окна все равно приходится открывать, чтобы проветрить квартиры.

Такое положение дел вынудило жителей массово обращаться в надзорные органы: первые жалобы были поданы весной 2017 года. Однако инициированная островитянами проверка, которую сотрудники Роспотребнадзора попытались провести осенью, сорвалась из-за работ на ЗСД: дорожники перекрыли несколько полос движения, а шумовая нагрузка, соответственно, снизилась. Тем не менее в октябре Роспотребнадзор в сопровождении активистов и представителей СМИ все-таки провел полноценную проверку, итоги которой оказались закономерными: ведомство выявило значительные превышения допустимых показателей.


Расселенный дом № 15 Фото: Александр Белокуров

Так, шумовая нагрузка во дворе дома № 14 при норме в 60 дБ превысила 70 дБ. Независимые же замеры показывают еще более высокие показатели - до 90 дБ, что действительно сравнимо с шумом, который издает взлетающий авиалайнер.

По итогам проверки Роспотребнадзор подал в суд на «Магистрали северной столицы» с требованием устранить нарушения. В МСС долго отрицали свою вину, но в итоге к марту 2018-го все-таки установили дополнительные защитные экраны на нижнем ярусе ЗСД, которые, впрочем, не оказали существенного влияния на уровень шума.

Замеры активистов показывают, что под трассой стало тише всего на 1-2 дБ. Таким образом, проблема осталась нерешенной, и владелец дороги по-прежнему обязан ее устранить. Правда, в МСС с этим утверждением не согласны: сейчас компания оспаривает в суде предписание Роспотребнадзора и сам факт административного правонарушения. Последнее на данный момент заседание не принесло никаких результатов, а следующие намечены на конец августа и начало сентября, когда с возвращением петербуржцев из отпусков движение по ЗСД станет еще более активным и шумным.


Надпись перед домом на Канонерском острове, сделанная активистами Фото: Александр Белокуров

Месяц назад активисты Канонерского острова, взяв на вооружение опыт коллег с Ремесленной улицы, напомнили о себе надписями на асфальте во дворе самого проблемного дома: «Спасите наши уши!» и «Мы умираем из-за ЗСД», а на конец лета запланировано еще несколько акций. Как именно должно быть реализовано спасение от автодороги, борцы за свои права не знают, ссылаясь на то, что они не инженеры. На вопрос: «Чего вы хотите добиться по итогам борьбы?» - отвечают: «Мы просто хотим тишины» .

У всех вещей есть как хорошие стороны, так и плохие. Западный скоростной диаметр отнюдь не исключение. Платная автомагистраль приносит много пользы жителям всего Санкт-Петербурга, но при этом не обошлось и без экологических нарушений. В домах на Канонерском острове и в Приморском районе порой шум достигает такого уровня, что людям сложно услышать свой собственный голос.

Совсем недавно, а именно 11 января, Кировский районный суд не смог решить, кто ответственен за грохот в домах от ЗСД. Юристы «Магистрали Северной столицы» считают, что спрос должен быть не с них, а с подрядчика. Подрядчик же считает иначе… В любом случае, конечно, власти понимают, что с шумом нужно что-то делать. Поэтому они долгое время обещают установить специальные шумозащитные щиты (сначала — до июля 2017, потом — до декабря 2017, а сейчас — в первом квартале 2018 года).

Шум от ЗСД на Канонерском острове

Основной «удар» берут на себя жители Канонерского острова, над крышами домов которых проходит ЗСД (). Сейчас гордость петербургских властей прошла проверку на уровень шума. Активисты, приглашенные журналистами, пришли к выводу, что шум сильно превышает допустимый, несмотря на то что «Магистраль Северной столицы» во время замеров шума приостановили целую дорожную полосу. Местные жители уверены, что все обещания властей о проведении шумоизоляционных мероприятий нужны лишь для того, чтобы потянуть время. Естественно, машины шумят, а это особо заметно, когда в день по ЗСД проезжают около 300 тысяч водителей.

Шум от ЗСД в Приморском районе Санкт-Петербурга

Аналогичная ситуация развернулась и в Приморском районе Северной Пальмиры, где автомагистраль проходит в каких-то 50 метрах от жилых домов, в результате чего жители частенько жалуются на шум. Мы надеемся на то, что власти обратят внимание на все проблемы, которые приносит Западный скоростной диаметр и затем примут меры для их решения.

Президент Восточно-Европейской ассоциации акустиков Андрей Ахматов заявил, что превышение уровня шума в 10 раз сокращает продолжительность жизни на целых 10 лет! Ведь повышенный уровень шума ведет к увеличению риска сердечных и нервных заболеваний, не говоря уже об ухудшении слуха.

Связанных с жизнью вблизи ЗСД. Тем не менее тема эта столь обширна и столь значима для многих, что вполне заслуживает повторного разбирательства.

Жизнь на Канонерском острове бьет негативом сразу по всем органам чувств и бьет наповал. Постоянный шум, который превышает все мыслимые и немыслимые нормы. Витающая в воздухе пыль от машин и от так до конца и не убранных стройплощадок. Мусор, сыплющийся на головы местных жителей прямо с неба. Одним словом, форменный пейзаж городского упадка. При этом, как кажется, выхода из этого мертвого круга пока не видно. И ведь нельзя сказать, что жители Канонерки проявляют недостаточную активность и не пытаются решить свои проблемы. Нет, отнюдь. За годы неприятного соседства они уже вполне уяснили, что терпение и молчание - не их оружие!

Дорога ярости

Обитатели Канонерки активно пытаются привлечь к своим невзгодам внимание прессы и контрольных ведомств. Иногда это даже получается. Так, к примеру, в начале этого года под нажимом суда и Роспотребнадзора оператор ЗСД начал процесс установки шумозащитных экранов на самом «чувствительном» участке диаметра. Речь идет об отрезке магистрали, пролегающем непосредственно над местным детским садом и несколькими жилыми пятиэтажками.

Но что дала эта с таким большим трудом добытая победа? По мнению самих жителей острова, очень немногое. Шумоподавляющие щиты едва ли исполнят возложенные на них функции. Судя по многочисленным сообщениям в паблике «Канонерка vs ЗСД», спать по ночам под магистралью по-прежнему невозможно.

Теперь недовольные граждане обсуждают идею заново пригласить к себе представителей прессы и городской администрации. Некоторые даже предлагают на одну ночь поселить их в своих квартирах. Мол, пусть сотрудники мэрии и журналисты сами убедятся, возможно ли там спать при таком реве и грохоте.

Кроме того, в апреле месяце жителям Канонерки удалось найти сочувствующих в администрации Кировского района. Те привлекли внимание ГАТИ к вопиющей халатности подрядчика, ведущего работы по вывозу песка и грунта с оставшихся после завершения возведения ЗСД строительных площадок. Казалось бы, впору радоваться, что грунт и песок, все еще сваленные у опор магистрали, наконец, вывозят с острова. Но не тут-то было. Как оказалось, лекарство в данном случае было немногим лучше самой болезни. А все из-за того, что у выезда со стройплощадки так и не было оборудовано устройство для мойки колес грузовых автомобилей. Вывозя с острова песок, грузовики оставляли за собой плотный слой грязи. Сначала шлейф песка и грунта начинался где-то в районе дома 32 и тянулся вплоть до соединяющего остров с остальным Петербургом тоннеля. Тем не менее дождливая погода и весенние паводки со временем равномерно «размазали» эту грязь по всей территории острова. Пока еще неизвестно, как ГАТИ планирует решать эту проблему.

Угрозы здоровью

В последнее время многие жители Канонерского острова также стали постепенно приходить к выводу, что шум и грязь могут быть лишь началом их проблем. Скорее, наряду с бездомными, оккупировавшими полурасселенные дома у опор магистрали, это только видимая вершина айсберга.

«Шум, шум... Это, конечно, все ужасно. Но почему никто и никогда не говорит о выхлопных, летящих с дороги, о том, чем мы дышим и т.п.? - пишет одна из местных жительниц по итогам встречи обеспокоенных обитателей района. - Это все не менее вредно, чем шум, просто, может, не так заметно пока». Вредные последствия соседства с автомагистралью действительно трудно переоценить. Там, где речь заходит об экологии того или иного региона, конечно, нужно думать также и о здоровье его обитателей. Уже сейчас некоторые встревоженные жители Канонерки предполагают, что в долгосрочной перспективе близость с ЗСД приведет к росту онкологических заболеваний у них и их детей. И уже сейчас граждане предвидят, что как-либо доказать, что это именно вредные выхлопы от ЗСД бьют по их легким, а не что-то еще, будет достаточно сложно. Из-за угольной гавани еще с советских времен территория Канонерки считалась не самой экологически чистой.

Жители острова стремятся всеми возможными средствами привлечь внимание общественности и властей к своей ситуации. Но пока в Смольном не особо стремятся протянуть руку помощи. Да, губернатор Полтавченко посетил остров в сентябре прошлого года и поговорил с гражданами о досаждающем им шуме. Тем не менее, как уже было сказано, предпринятые с тех пор оператором ЗСД действия вряд ли хоть кого-либо удовлетворили. Продолжая трястись от доносящегося с «проложенной по головам» автострады грохота и задыхаясь от выхлопных газов, Канонерка все еще ждет того, чтобы ее проблемы были замечены на городском уровне.