Рассказ про путешествие по Венгрию: отчёт о поездке в Секешфехервар. Наиболее интересные и красивые места Секешфехервара

Секешфехервар (Székesfehérvár) - город в Венгрии , в 60 км к юго-западу от , в 33 км от озера . Население – 101 465 человек (2005).

Город является крупным железнодорожным узлом, соединённым автомобильными и железными дорогами с Будапештом и крупнейшими городами страны.

Секешфехервар имеет богатую историю, так как в средние века был важнейшим городом Венгрии, местом расположения королевской резиденции. Здесь были коронованы 37 королей и погребены 15 правителей.

Последние изменения: 25.03.2012

Название города

Название города можно перевести как «Престольный белый град» - это венгерское имя восходит к латинскому «Альба Регия», имя, под которым город был известен в Средние века. Венгерское szék означает «престол» и отражает роль города в ранневенгерской истории, когда он был резиденцией королей, венг. fehér — «белый», венг. vár - «крепость», «город».

История

Секешфехервар был основан в 972 году, по преданию, на месте, где располагался шатёр Арпада, вождя венгров, возглавлявшего их переселение на территорию современной Венгрии. Основал город правнук Арпада - князь Геза. Первое письменное упоминание о городе датируется 1009 годом. В конце 970-х годов Геза перенёс свою резиденцию в Эстергом, однако это не привело к закату Секешфехервара. Напротив, город стремительно рос, при короле Иштване Святом в городе построили крепость с земляными валами, величественную базилику (1039). При правлении Иштвана Секешфехервар получил права города.

В Средние века в Секешфехерваре короновались венгерские короли. Всего в городе было проведено 37 коронаций (по другим источникам 38). Первым здесь был коронован Пётр Орсеоло в 1038 году, последним — Янош Запольяи в 1526 году. В местном соборе были похоронены 15 королей, среди них - Иштван I Святой, Бела II, Лайош Великий, Матьяш Корвин и другие.

В 1222 году здесь королём Андрашем II была выпущена Золотая булла, гарантировавшая права дворянства и королевские обязанности. Вплоть до 1848 года на ней базировалась венгерская Конституция.
Монгольское нашествие 1242 года не причинило ущерба городу, захватчики вынуждены были обойти Секешфехевар из-за большого наводнения, затопившего окрестности. Процветание города продолжалось вплоть до турецкого нашествия в XVI веке.

В 1543 году турецкая армия осадила Секешфехевар и после длительной осады взяла город. Большая часть зданий были ими разрушена, уцелевшие церкви превращены в мечети. Могилы королей были разграблены и уничтожены, а базилика, превращённая в пороховой склад, была полностью разрушена после пожара и взрыва, последовавшими за ударом молнии.

В 1688 году город был освобождён от турецкого ига. В конце XVII - начале XVIII века город был заново отстроен, доминирующим стилем стало австрийское барокко. Сильно уменьшившееся венгерское население города было восполнено за счёт приехавших немецких и сербских колонистов. В 1777 году город стал резиденцией епископа, для которого на центральной площади был воздвигнут роскошный дворец. К XIX веку численность города превысила 12 тысяч человек.

Новые тяжёлые испытания ждали город во Вторую мировую войну. В марте 1945 года в Секешфехерваре и окрестностях шли тяжёлые бои между 5-ой танковой дивизией СС и войсками советского 3-го Украинского фронта (Балатонская операция). В ходе боёв почти половина зданий в городе была разрушена, погибло более 10 тысяч жителей.

В послевоенный период город был отстроен. Барочные строения в историческом центре города были отреставрированы, в то время как остальной город был застроен типовыми безликими домами, характерными для социалистических стран. Секешфехервар был превращён в крупный промышленный центр. Самыми значительными предприятиями города стали завод по производству автобусов «Икарус» и завод теле- и радиооборудования Видеотон. В конце 1970-х годов численность населения города впервые перевалила отметку 100 тыс. человек.

В 90-х годах после падения социалистического строя город и его промышленность переживали тяжелейший кризис. Современный Секешфехервар - динамично развивающийся город, ориентированный на современную промышленность и высокие технологии.

Последние изменения: 09.06.2011

Достопримечательности Секешфехервара




- раскрытые археологами остатки фундамента знаменитой базилики XI века, в которой короновались и были похоронены многочисленные короли дотурецкой эпохи истории Венгрии. Базилика была уничтожена в период турецкой оккупации города. Сад руин находится в восточной части старого города на площади Коронации.





(Szent Istvan Cathedral) - находится в центре Старого города, возведён в 1758-1768 годах в стиле барокко на месте древнего готического собора, разрушенного турками.





- небольшая часовня рядом с кафедральным собором. Построена в 1480 году. Одно из немногочисленных зданий Сехешфехервара, переживших как турецкое иго, так и Вторую мировую войну.





- находится на центральной площади города - Ратушной. Создан в 1800 году в стиле австрийский классицизм. Рядом с ним находится памятник Держава. Каменный атрибут королей - держава - увенчан короной и символизирует королевскую власть.





- расположена в южной части Ратушной площади, построена в 1690 году в стиле барокко, одно из первых зданий, построенных в городе после отвоевания его у турок.




Театр Вёрёшмарти
(Vörösmarty Theater) - находится в северной части улицы Фё. Элегантное барочное здание.





- строительство закончено в 1959 году. Здание выполнено в эклектичном стиле, но в то же время гармонично. Находится на северо-востоке города, вдали от центра.





Музей-аптека «Чёрный орёл»
(Museum of Fekete Sas Pharmacy) - находится на центральной улице старого города — улице Фё. Открыта иезуитами в XVIII веке.

Дворец Зичи (Zichy Palace) - находится западней ратуши и примыкает к ней. Построен в 1781 году.

Церковь св. Имре - занимает всю северную сторону Ратушной площади, построена в 1745 году, принадлежит ордену францисканцев.

Церковь св. Иоанна Непомуцкого - барочная церковь расположена на улице Фё. Принадлежит цистерцианцам.

Кармелитская церковь
- расположена на юге Старого города, построена в 1769 году, украшена фресками.

Раскинувшийся между Дунаем и северным побережьем озера Балатон Центрально-Задунайский край часто называют сердцем Венгрии и колыбелью венгерской государственности. Именно здесь находится «город королей» Секешфехервар — первая столица государства.
В древние времена территория Центрально-Задунайского края входила в состав Паннонии, одной из провинций Римской империи. Труднопроизносимое слово Секешфехервар — перевод латинского названия «Альба Регия» («белый город с престолом»), которое Секешфехервар носил в Средние века. Считается, что собственно венгерский город был основан в 972 году князем Гезой из династии Арпадов, однако первое письменное упоминание о нем относится к 1009 году. «…Переправившись через Дунай, венгры пришли в Паннонию. Сам вождь Арпад разбил свой шатер там, где сейчас Фехервар стоит, и это место было первым поселением Арпада» — так описывает основание города средневековый летописец Шимон Кезаи. При Гезе в Секешфехерваре была построена церковь в византийском стиле, один из первых храмов на территории Венгрии. До наших дней церковь не сохранилась, однако ее план, выложенный разноцветной брусчаткой, можно увидеть напротив епископского дворца на Koronázó tér.
Некоторое время спустя Геза по политическим соображениям перенес столицу из Секешфехервара в Эстергом. Тем не менее город не утратил своего былого значения — напротив, он продолжал стремительно развиваться. Период особенного расцвета Секешфехервара пришелся на время правления короля Иштвана I Святого. По его приказу здесь был основан епископат и возведена первая каменная базилика. Слава об этом красивом и величественном храме распространилась далеко за пределы Венгерского государства, в Европе того времени базилика считалась архитектурным чудом. На протяжении пяти столетий базилика Св. Иштвана имела очень важное политическое значение для всей страны: здесь проводились коронации и венчания венгерских королей, а когда они оканчивали свой земной путь, здесь же их и погребали. Всего в Секешфехерваре состоялось 37 коронаций и 15 королевских похорон, причем традиция эта сохранялась и после того, как пресеклась династия Арпадов. Кроме того, под мощными сводами главного храма города проходили заседания государственного собрания, в ходе которых было принято множество важных законов и постановлений. В 1543 году Секешфехервар захватили турки и правили здесь на протяжении 145 лет. За это время они переименовали город в Истолни-Белград, разрушили многие здания, церкви превратили в мечети, а базилику использовали в качестве порохового склада, предварительно разграбив ее и уничтожив все королевские захоронения. От удара молнии в базилике произошел пожар, здание сгорело и обрушилось.
После освобождения от турецкого ига (1688) венгры и приехавшие в Секешфехервар немцы и сербы начали восстанавливать город. Основные строительные работы пришлись на 20-е годы XVIII века, период правления императрицы Марии-Терезии. Императрица считала, что освобожденные города нужно застроить заново в модных в те времена стилях барокко и рококо. Именно они определили тот облик центра Секешфехервара, который мы видим и доныне.
О выдающейся роли, которую играл Секешфехервар на протяжении многих столетий истории Венгрии, свидетельствует множество интересных достопримечательностей, сосредоточенных в центральной части города. На площади Коронацо (Koronázó tér) находится так называемый Сад руин — национальная венгерская святыня. В Саду руин можно осмотреть раскрытый во время археологических раскопок фундамент знаменитой базилики, в которой короновались, венчались и находили свой последний приют короли Венгрии. Здесь же, в мавзолее, украшенном фресками и орнаментами на сюжеты из истории Венгерского государства, стоит огромный каменный саркофаг с мощами Святого Иштвана. В костной камере мавзолея хранятся останки других известных королей Венгрии — Белы II, Лайоша I Великого, Альберта Габсбурга, Матьяша Корвина… Совсем рядом с Koronázó tér располагается главная площадь Старого города — Варошхаз (Városház tér). В ее центре возвышается красивое здание Епископского дворца, построенное в стиле австро-венгерского классицизма (цопф). Примечательно, что при его строительстве использовали камни, оставшиеся от разрушенной королевской базилики. В центре Варошхаза располагается памятник, ставший символом города Секешфехервар, — огромная держава, увенчанная короной и символизирующая королевскую власть. Надпись на державе гласит: «Великий король Святой Иштван наделил Фехервар правом быть свободным городом».
На одной из сторон центральной площади Секешфехервара устроена смотровая площадка, откуда открывается прекрасный вид на город и Сад руин. Между площадями Варошхаз и Коронацо находится другой интересный городской монумент — расколотый колокол, установленный в память о жертвах Второй мировой войны.
Главным храмом Секешфехервара в наши дни является барочный собор Св. Иштвана. Внешне он выглядит как обычная церковь: две высокие башни с высокими шпилями, небогато украшенный фасад с каменными барельефами над главным входом. Между башнями установлены статуи святого Иштвана, святого Ласло и святого Имре, рано умершего сына Иштвана. Посетителей, оказавшихся внутри, поражают пышность и великолепие внутреннего убранства базилики. Фрески, украшающие храм, — работа известного венского художника Иоганна Игнаца Цимбала, а изображение над главным алтарем принадлежит кисти Винценца Фиша. Совсем рядом с собором Св. Иштвана возвышается еще один красивый храм Секешфехервара — церковь Св. Иоанна Непомука, некогда принадлежавшая ордену кармелитов. Ее интерьер также украшают великолепные фрески выдающегося австрийского художника Франца Антона Маульберча.
Улица Arany János (Арани-Янош), расположенная к северу от собора Св. Иштвана, известна тем, что здесь находятся готическая церковь Св. Анны, самое древнее религиозное сооружение города, и дом Бундец, в котором родился известный венгерский архитектор Миклош Ибль.
Плутая по старинным улочкам Секешфехервара нет-нет да и наткнешься на какое-нибудь удивительное сооружение, напоминающее картинку из книжки с детскими сказками. Например, во внутреннем дворике рядом с улицей Кошута (Kossuth utca) красуется невысокая башенка с затейливыми курантами, украшенными фигурками, изображающими легендарных венгерских королей. На углу улицы Йухаз Гиула (Juhász Gyula utca) стоит дом, сохранившийся еще со времен Средневековья. Здание на Будайской улице (Budai utca), чем-то напоминающее огромный гриб, — на самом деле принадлежит лютеранской церкви Секешфехервара. Однако самым удивительным сооружением города является замок Бори — ожившая фантазия архитектора и скульптора Ёно Бори, уроженца Секешфехервара. В облике этого похожего на ларец замка соединились черты романского и готического стилей, а также прослеживается влияние шотландской замковой архитектуры. Удивительна история создания этого каменного чуда, настоящего символа вечной любви и преданности. Задумав еще в молодости построить замок для своей красавицы-жены Илоны, Бори посвятил его возведению почти всю свою жизнь, сделав практически всё здесь собственными руками. Многочисленные скульптурные и живописные изображения Илоны, стихи, посвященные ей и высеченные на камнях замка, рассказывают о высоком чувстве его создателя. Прогулка по замку — это путешествие сквозь разные исторические эпохи, знакомство с героями и символами этих эпох. Так, например, фигуры венгерских королей, выстроившиеся в ряд по периметру замковых стен, напоминают о славных моментах истории Венгрии. Стены замка украшены фресками, отображающими суть различных идеологий, сцены жарких сражений, возвышенный дух романтических мечтаний. Не только восхищение вызывает у своих посетителей это сооружение — оно заставляет задуматься над глубинными проблемами мироздания и над смыслом человеческой жизни в целом.
Есть в Секешфехерваре и интересные музеи, которые также непременно стоит посетить. Например, музей-аптека «Черный орел», в которой все — от богато украшенного деревом интерьера до старинного аптекарского инструментария — напоминает жилище средневекового алхимика. Или музей кукол с восхитительной коллекцией маленьких фарфоровых красавиц и других старинных игрушек. Этнографический музей — настоящий мини-город внутри Секешфехервара. Здесь представлены подлинные дома и уникальные церкви, построенные сербами, множество которых проживало в Секешфехерваре в XVI веке. За отличную сохранность памятников архитектуры этнографический музей Секешфехервара был удостоен престижной премии «Европа Ностра».

В 970 г. посреди непроходимых болот венгерский князь Геза заложил город, которому предстояло сыграть большую роль в истории Венгрии. Город он назвал латинским именем Альба Региа, что значит "королевский белый город".
Раскинувшийся между Дунаем и северным побережьем озера Балатон Центрально-Задунайский край часто называют сердцем Венгрии и колыбелью венгерской государственности.
Именно здесь находится «город королей» Секешфехервар - первая столица государства. В древние времена территория Центрально-Задунайского края входила в состав Паннонии, одной из провинций Римской империи. Уже во времена Римской империи на месте Секешфехервара находилось поселение.

Первое письменное упоминание о городе относится к 1009 году. «…Переправившись через Дунай, венгры пришли в Паннонию. Сам вождь Арпад разбил свой шатер там, где сейчас Фехервар стоит, и это место было первым поселением Арпада» - так описывает основание города средневековый летописец Шимон Кезаи. Труднопроизносимое слово Секешфехервар - перевод латинского названия «Альба Регия» («белый город с престолом»), которое Секешфехервар носил в Средние века.

Венгерское szék означает «престол» и отражает роль города в ранневенгерской истории, когда он был резиденцией королей, венг. fehér - «белый», венг. vár - «крепость», «город». Во времена турецкого господства город был известен как Белград или Истолни Белград.
При князе Гезе в Секешфехерваре была построена церковь в византийском стиле, один из первых храмов на территории Венгрии. До наших дней церковь не сохранилась, однако ее план, выложенный разноцветной брусчаткой, можно увидеть напротив епископского дворца на Koronázó tér. В конце 970-х годов Геза перенёс свою резиденцию в Эстергом, однако это не привело к закату Секешфехервара

Тридцать лет спустя сын принца Гезы Иштван, первый король Венгрии, впоследствии канонизированный, начал великое дело создания королевства. Именно Святой Иштван определил, какое значение уже существующий город должен приобрести в новом государстве. В те времена почти все будущие города Венгрии, за исключением, быть может, Эстергома, были небольшими селениями. А Альба Региа, или Секешфехервар был уже крупным населенным пунктом. Святой Иштван избрал Секешфехервар местом своей резиденции, и таким образом город стал первой столицей королевства. При короле Иштване в городе построили крепость с земляными валами, величественную базилику (1039). При правлении Иштвана Секешфехервар получил права города. Дворец короля Иштвана, видимо, стоял на рыночной площади, а неподалеку от него в помещениях, пристроенных к древнему, давно уже не существующему собору, располагались национальные архивы и королевская сокровищница. Позднее здесь же хранилась коронационная мантия и корона Святого Иштвана, возложенная на голову первого короля Венгрии папой Сильвестром. Коронации и королевские бракосочетания, а также похороны королей - все это проходило в Секешфехерваре. В XIV веке было установлено: для того чтобы король мог считаться законным правителем страны, должны быть соблюдены три условия. Первое: на его голову должна быть возложена корона святого Иштвана. Второе: корону должен возлагать епископ Эстрегомский. И третье: коронация непременно должна проходить в Секешфехерваре. При несоблюдении любого из этих условий законность королевской власти могла быть оспорена.

В Средние века в Секешфехерваре короновались венгерские короли. Всего в городе было проведено 37 коронаций (по другим источникам 38). Первым здесь был коронован Пётр Орсеоло в 1038 году, последним - Янош Запольяи в 1526 году. В местном соборе были похоронены 15 королей, среди них - Иштван I Святой, Бела II, Лайош Великий, Матьяш Корвин и другие.В 1222 году здесь королём Андрашем II была выпущена Золотая булла, гарантировавшая права дворянства и королевские обязанности. Вплоть до 1848 года на ней базировалась венгерская Конституция.

Монгольское нашествие 1242 года не причинило ущерба городу, захватчики вынуждены были обойти Секешфехевар из-за большого наводнения, затопившего окрестности. В городе состоялось весьма важное событие для жизни государства - здесь впервые собрался венгерский парламент. Надо сказать, что венгерский парламент - первый в Европе, он возник еще в Средние века. Сперва он собирался регулярно, затем лишь время от времени, пока, наконец, это начинание не заглохло с тем, чтобы возродиться уже в новое время.

Когда пальма первенства среди венгерских городов перешла к Будапешту и Вышеграду, бывшая столица стала лишь местом парадных торжеств. Но Альба Региа прославился не только роскошными коронациями, королевскими свадьбами и похоронами. Город был также свидетелем многих международных событий. Здесь проходили переговоры венгерского короля Сигизмунда с польским королем Владиславом. Здесь Сигизмунд, который был не только королем Венгрии, но и императором Священной Римской империи, вел переговоры с гуситами из Богемии, которых перед тем несколько раз безуспешно пытался разгромить. Здесь прошло совещание папских легатов и послов многих европейских стран по вопросам решений Базельского собора, пытавшегося провозгласить верховенство церковных соборов над Папой.

На правление короля Матьяша в XV веке приходится бурный рост строительства в Секешфехерваре. Именно тогда была возведена церковь Святой Анны - единственное средневековое здание в городе, сохранившееся по сей день. Церковь Святой Анны была построена на месте древнейшего собора Альба Регии. Со смертью Матьяша долгая и насыщенная история средневекового Секешфехервара подошла к концу. В 1490 г. Максимилиан Габсбург, претендент на венгерский престол, захватил город. А в 1543 г. Секешфехервар пал под натиском оттоманских войск под предводительством султана Сулеймана Великолепного. Древние церкви были обращены в мечети и военные склады. Большая часть зданий были ими разрушена, уцелевшие церкви превращены в мечети. Могилы королей были разграблены и уничтожены, а базилика, превращённая в пороховой склад, была полностью разрушена после пожара и взрыва, последовавшими за ударом молнии. После ста сорока четырех лет турецкого владычества город был отвоеван австрийскими императорскими войсками. Современные хронисты с ужасом описывали печальную картину того, что осталось от некогда процветавшей Альба Регии. Мерзость запустения царила повсюду, хотя австрийцы завоевали город без долгой осады и кровопролитных сражений.

Город стал частью великой Австро-Венгрии и его былое великолепие было частично возвращено. Венгры и приехавшие в Секешфехервар немцы и сербы начали восстанавливать город. Основные строительные работы пришлись на 20-е годы XVIII века, период правления императрицы Марии-Терезии. Императрица считала, что освобожденные города нужно застроить заново в модных в те времена стилях барокко и рококо. Именно они определили тот облик центра Секешфехервара, который мы видим и доныне. Были возведены новые церкви и полностью перестроены старые. Вырастали новые жилые дома в стиле барокко, рококо и неоклассицизма.

Большая часть исторических зданий сегодняшнего Секешфехервара была построена за какую-то сотню лет между 1740 и 1840 гг. Благодаря осушению болот план города был изменен. Всего за несколько лет были разрушены многовековые стены, защищавшие город в тяжелые времена. Стены больше не были нужны, ведь наступили долгие времена мира. А в грядущих войнах крепости уже не могли служить защитой.

Новые тяжёлые испытания ждали город во Вторую мировую войну. В марте 1945 года в Секешфехерваре и окрестностях шли тяжёлые бои между 5-ой танковой дивизией СС и войсками советского 3-го Украинского фронта (Балатонская операция). В ходе боёв почти половина зданий в городе была разрушена, погибло более 10 тысяч жителей. В послевоенный период город был отстроен. Барочные строения в историческом центре города были отреставрированы, в то время как остальной город был застроен типовыми безликими домами, характерными для социалистических стран.

Начиная с 1960-х лет, в результате широкомасштабной программы развития промышленности, Секешфехервар встал в ряд венгерских промышленных центров. Его потенциал определяют предприятия, которые добились признания на международном уровне, такие как ИКАРУС (в тот период один с самых больших заводов по производству автобусов в мире), ВИДЕОТОН (самое большое предприятие венгерской электронной промышленности), КОФЕМ - крупное предприятие по переработке алюминия (в данное время входит в сферу влияния АЛКОА).

В конце 1970-х годов численность населения города впервые перевалила отметку 100 тыс. человек. После смены общественного строя государства в 1989-90 года, город стал одним из тех населенных пунктов, которые быстрее всех приспособились к новым условиям. С помощью успешного использования местных условий, город смог создать такую сферу приложения для инвестиций, которая привела к вливанию очень высокой суммы заграничного работающего капитала. Современный Секешфехервар -главный город области Фейер, с населением 110 тысяч человек, - динамично развивающийся город, ориентированный на современную промышленность и высокие технологии.

Является одним из крупнейших городов Венгрии, хозяйственным центром страны. Как центр нового формируемего промышленного региона Будапешт-Дьхр-Секешфехервар, город играет важную роль в введении новых технологий, определяющих хозяйственное развитие страны. О выдающейся роли, которую играл Секешфехервар на протяжении многих столетий истории Венгрии, свидетельствует множество интересных достопримечательностей, сосредоточенных в центральной части города. На площади Коронацо (Koronázó tér) находится так называемый Сад руин - национальная венгерская святыня. В Саду руин можно осмотреть раскрытый во время археологических раскопок фундамент знаменитой базилики, в которой короновались, венчались и находили свой последний приют короли Венгрии. Здесь же, в мавзолее, украшенном фресками и орнаментами на сюжеты из истории Венгерского государства, стоит огромный каменный саркофаг с мощами Святого Иштвана. В костной камере мавзолея хранятся останки других известных королей Венгрии - Белы II, Лайоша I Великого, Альберта Габсбурга, Матьяша Корвина…


Совсем рядом с Koronázó tér располагается главная площадь Старого города - Варошхаз (Városház tér). В ее центре возвышается красивое здание Епископского дворца, построенное в стиле австро-венгерского классицизма (цопф). Примечательно, что при его строительстве использовали камни, оставшиеся от разрушенной королевской базилики. В центре Варошхаза располагается памятник, ставший символом города Секешфехервар, - огромная держава, увенчанная короной и символизирующая королевскую власть. Надпись на державе гласит: «Великий король Святой Иштван наделил Фехервар правом быть свободным городом». На одной из сторон центральной площади Секешфехервара устроена смотровая площадка, откуда открывается прекрасный вид на город и Сад руин. Между площадями Варошхаз и Коронацо находится другой интересный городской монумент - расколотый колокол, установленный в память о жертвах Второй мировой войны.

Главным храмом Секешфехервара в наши дни является барочный собор Св. Иштвана. Внешне он выглядит как обычная церковь: две высокие башни с высокими шпилями, небогато украшенный фасад с каменными барельефами над главным входом. Между башнями установлены статуи святого Иштвана, святого Ласло и святого Имре, рано умершего сына Иштвана. Посетителей, оказавшихся внутри, поражают пышность и великолепие внутреннего убранства базилики. Фрески, украшающие храм, - работа известного венского художника Иоганна Игнаца Цимбала, а изображение над главным алтарем принадлежит кисти Винценца Фиша. Совсем рядом с собором Св. Иштвана возвышается еще один красивый храм Секешфехервара - церковь Св. Иоанна Непомука, некогда принадлежавшая ордену кармелитов. Ее интерьер также украшают великолепные фрески выдающегося австрийского художника Франца Антона Маульберча. Улица Arany János (Арани-Янош), расположенная к северу от собора Св. Иштвана, известна тем, что здесь находятся готическая церковь Св. Анны, самое древнее религиозное сооружение города, и дом Бундец, в котором родился известный венгерский архитектор Миклош Ибль.

Плутая по старинным улочкам Секешфехервара нет-нет да и наткнешься на какое-нибудь удивительное сооружение, напоминающее картинку из книжки с детскими сказками. Например, во внутреннем дворике рядом с улицей Кошута (Kossuth utca) красуется невысокая башенка с затейливыми курантами, украшенными фигурками, изображающими легендарных венгерских королей. На углу улицы Йухаз Гиула (Juhász Gyula utca) стоит дом, сохранившийся еще со времен Средневековья.
Здание на Будайской улице (Budai utca), чем-то напоминающее огромный гриб, - на самом деле принадлежит лютеранской церкви Секешфехервара. Однако самым удивительным сооружением города является замок Бори - ожившая фантазия архитектора и скульптора Ёно Бори, уроженца Секешфехервара. В облике этого похожего на ларец замка соединились черты романского и готического стилей, а также прослеживается влияние шотландской замковой архитектуры.

Удивительна история создания этого каменного чуда, настоящего символа вечной любви и преданности. Задумав еще в молодости построить замок для своей красавицы-жены Илоны, Бори посвятил его возведению почти всю свою жизнь, сделав практически всё здесь собственными руками. Многочисленные скульптурные и живописные изображения Илоны, стихи, посвященные ей и высеченные на камнях замка, рассказывают о высоком чувстве его создателя. Прогулка по замку - это путешествие сквозь разные исторические эпохи, знакомство с героями и символами этих эпох. Так, например, фигуры венгерских королей, выстроившиеся в ряд по периметру замковых стен, напоминают о славных моментах истории Венгрии. Стены замка украшены фресками, отображающими суть различных идеологий, сцены жарких сражений, возвышенный дух романтических мечтаний. Не только восхищение вызывает у своих посетителей это сооружение - оно заставляет задуматься над глубинными проблемами мироздания и над смыслом человеческой жизни в целом.

Есть в Секешфехерваре и интересные музеи, которые также непременно стоит посетить. Например, музей-аптека «Черный орел», в которой все - от богато украшенного деревом интерьера до старинного аптекарского инструментария - напоминает жилище средневекового алхимика. Или музей кукол с восхитительной коллекцией маленьких фарфоровых красавиц и других старинных игрушек. Этнографический музей - настоящий мини-город внутри Секешфехервара. Здесь представлены подлинные дома и уникальные церкви, построенные сербами, множество которых проживало в Секешфехерваре в XVI веке. За отличную сохранность памятников архитектуры этнографический музей Секешфехервара был удостоен престижной премии «Европа Ностра».

Очередное путешествие по Восточной Европе самостоятельно позволило мне увидеть такие достопримечательности Секешфехервара, как сад руин, собор и епископский дворец, выяснить, где можно поесть в Секешфехерваре, побродить по улочкам; чтобы узнать больше, читайте очередной отчёт из Венгрии

Через город с почти непроизносимым названием Секешфехервар (всё время хочется сбиться на Секешфекеш…) мне довелось проезжать несколько лет назад, когда я вознамерился съездить из Будапешта на Балатон самостоятельно. Так как железнодорожная ветка проходит в стороне от исторического ядра, естественно, никакие достопримечательности Секешфехервара я увидеть не мог, да и не стремился, по правде говоря. По-моему, для всех куда лучше было бы, кабы везде рекламировалось, что речь идёт про королевский белый город - а именно так переводится название с венгерского языка – и туристы бы сразу бы понимали, с чем имеют дело.

На вопрос, стоит ли посещать Секешфехервар, можно ответить даже одним-единственным фактом: в 1972 году местные жители с помпой отметили 1000-летие основания города. Считается, что поселение заложил легендарный князь Гёза, внук знаменитого вождя венгров Арпада, приведшего народ на плодородные равнины Центральной Европы. Те, кто выбрал тогда новый городок для проживания, вскоре обнаружили, что он находится на перекрёстке важнейших торговых путей. Значение Секешфехервара для средневековой Венгрии отчётливо подчеркнуло строительство в нём первого на территории страны каменного христианского храма. Затем город обзавёлся мощными стенами, над ним вознеслась крупная базилика, вообще, его дела пошли в гору.

Но, как говорится, сколько верёвочке не виться, а конец всё равно будет: счастливая случайность позволила Секешфехервару избежать разорения монгольскими войсками, однако на турок везения ему уже не хватило. Мусульмане, взявшие город в 1543 году, владели им на протяжении полутора веков и не теряли время зря: дворцы знати они сожгли, могилы венгерских королей разграбили и уничтожили, церкви разрушили, заменив их мечетями.

Возрождение Секешфехервара началось лишь после изгнания турецких полчищ из пределов Венгрии в начале XVIII века. Потребовалось целое столетие, чтобы горожане вернули своей малой родине былую красоту. Зато получившийся ансамбль вышел даже лучше прежнего, благо венгерские и австрийские архитекторы широко использовали при строительстве набравший безумную популярность стиль барокко. С той поры достопримечательности Секешфехервара отличаются пышным оформлением и смотрятся поистине обалденно!

Прикидывая, где можно оставить машину в Секешфехерваре, я сначала выбрал район парка Zichy, расположенный к северу от исторического центра. Но затем, проехавшись по улицам, мы отыскали местечко ещё лучше, буквально под старыми крепостными стенами. Оказалось, что в начале улицы Palotai возле торгового комплекса «Tesco » есть большущая и совершенно бесплатная парковка – вставай не хочу; дополнительным ориентиром может служить площадь Piac , где в Секешфехерваре находится «Макдональдс». Пристроившись там, мы получили и быстрый доступ к городскому ядру, и беспрепятственный выезд на главную междугородную трассу.

Надёжно пристроив авто, мы перешли дорогу и очутились в небольшом парке Varfal, вдоль которого тянется подобие крепостной стены. В прошлом укрепления окружали Секешфехервар сплошным кольцом, их снесли всего-то чуть более двухсот лет назад, когда велись работы по перестройке города. Сейчас по таким вот фрагментам можно судить о том, как раньше выглядел исторический центр. Его структура сформировалась в средние века, однако построек того времени почти не осталось. Самым выдающимся из немногочисленных исключений является часовня святой Анны, а так число старинных зданий реально пересчитать по пальцам – виной тому массовые разрушения, произведённые турками. Впрочем, то, что было выстроено взамен утраченного, выглядит очень и очень импозантно, и уже с первых шагов по городу стало ясно, что он мне нравится.

Для начала нас порадовала улица Liszt Ferenc, обставленная домами в барочном духе. Приятным бонусом стала пользующаяся огромной популярностью у местного населения фигурка весёлой бабки-торговки с тележкой, стоящая сразу за небольшим фонтанчиком – мало кто из проходивших мимо удержался, чтобы не потереть ей нос. Вероятно, горожане считают, что этот ритуал приносит удачу.

Дальше – больше, и спустя пару минут перед нами распростёрлась во всей красе площадь Varoshaz. На неё выходят аж четыре достопримечательности Секешфехервара, включая ратушу и дворец архиепископов. Пятый объект, огромная гранитная держава, стоит в восточной части пространства как напоминание о тех временах, когда город являлся столицей венгерского государства и в нём хранились коронационные ценности.

Что до ратуши, то, заглянув в путеводитель по Секешфехервару, мы установили дату её постройки – 1710 год. Настоящее произведение барочного искусства стало первой ласточкой грандиозной перестройки всего городского ансамбля. Потом появились дворцы аристократов, церковь святого Иоанна, храм цистерцианцев и другие здания, но ратуша оставалась примером для всех них.

Высящийся наискось от неё архиепископский дворец – продукт более поздней архитектуры, его возвели за последнюю четверть XVIII века. Историки выяснили, что при строительстве использовались камни, оставшиеся от уничтоженной турецкими оккупантами церкви святого Иштвана. Здание, выдержанное в стиле зрелого классицизма, получило длиннющий фасад – фактически, оно занимает всю восточную сторону площади. При осмотре самой большой достопримечательности Секешфехервара нужно обратить внимание на треугольный фронтон, украшенный архиепископской геральдикой. А гостей, которым удастся попасть внутрь, ждут роскошная мебель и шикарные интерьеры – это и много другое обещает взятый мной в турбюро буклет.

От дворца на север уходит улица Fo, чьи живописнейшие дома просто-таки провоцируют подойти и познакомиться с ними поближе. Однако я рекомендую сперва осмотреть ещё два объекта из тех, что непременно следует посмотреть в Секешфехерваре. Вначале надо обойти резиденцию архиепископов справа и выйти к Саду руин. Место только выглядит неказисто, а на самом деле оно обладает огромной исторической ценностью: учёные установили, что раньше на нём стояла самая главная базилика Венгрии. Храм, выстроенные ещё в раннем средневековье, на протяжении многих десятилетий использовался для проведения коронаций венгерских правителей, и по крайней мере три дюжины королей прошли в нём обряд помазания на трон. Со временем базилика стала использоваться как королевская усыпальница, считается, что в одной из могил обрёл вечный покой покровитель страны святой Иштван.

В XIII веке вместо старой, обветшавшей церкви была выстроена новая, крупная и, судя по описаниям современников, весьма впечатляющая. Её, как и многие святыни христианской Европы, уничтожили турки. Сначала завоеватели храм осквернили, разорив захоронений и устроив в лавной главном нефе пороховой склад. Потом, в 1601 году случилась подлинная катастрофа: случайная искра воспламенила порох, взрыв вышел такой силы, что не оставил от постройки камня на камне. Остатки стройматериалов оккупанты растащили для своих нужд.

Когда настало время строить новую базилику Секешфехервара, горожане возвели её в другом месте. Старый фундамент практически исчез, но в итоге археологи сумели его раскопать, частично отреставрировать и законсервировать. Будучи превращён в музей под открытым небом, Сад руин ныне является местом настоящего паломничества венгров, приезжающих, чтобы постоять возле одного из столпов национальной истории.

Как уже было сказано, освобождение Венгрии от власти Османской империи позволило в начале XVIII века начать восстановление Секешфехервара. Оценив перспективы возрождения базилики, местные чиновники предпочли выстроить новое здание на другом месте. Для этого была выделена земля на тылах ратуши, и работа закипела. Дела шли прекрасно до 1740 года, пока налетевший ураган не нанёс почти готовому собору тяжелейшие повреждения: помимо прочего, рухнули крыша и одна из двух башен. В результате, храм удалось открыть для верующих только на исходе столетия, а окончательную форму он приобрёл лишь к концу эпохи Наполеоновских войн, когда были завершены башни. Но, надо сказать, рабочее время строители потратили не зря: барочный стиль сделал собор жемчужиной архитектуры, которая помимо выразительной наружности может также похвастаться богатыми интерьерами с обилием скульптур и росписей.

Почти сразу за дворцом можно увидеть купальни Арпад, место, в общем, ничегошное, но, пожалуй, попавшее в достопримечательности Секешфехервара, так сказать, за красивые глаза, то есть за приятный вид. Постройка 1905 года, выдержанная в стиле модерн, недавно подверглась реставрации и ныне смотрится превосходно.

Помахав купальням ручкой, возвращаемся на улицу Fo, чтобы поглазеть на внушительную церковь цистерцианцев. Вообще-то, храм начали строить в 1745 году по заказу иезуитов, которые тогда активно окучивали Венгрию. Спустя 12 лет работы завершились, и современники не уставали ахать и охать при виде пышного убранства оплота католичества. После изгнания членов ордена Игнатия Лойолы из пределов страны здание досталось их более скромным коллегам по монашеской жизни. Хотя у последователей воззрений Бернарда Клевосского роскошь не в почёте, они всё же сохранили интерьеры, так что фрески, алтарь, амвон и другие детали по-прежнему радуют глаз.

Справа от фасада церкви находится музей святого Иштвана, куда мы не попали, так как он банально закрылся. По той же причине нам пришлось проигнорировать Исторический музей Секешфехервара, расположенный на параллельной улице M egyehaz. Седя по описанию, в нём хранятся как занятные находки археологов, так и ценные реликвии средневековья. Наверное, было бы интересно осмотреть экспозицию, но дело не выгорело.

Зато дальнейшая прогулка открыла нам новые красивые картинки, которыми мы всласть налюбовались. Финальную точку прогулки уже в наступающих сумерках поставил Городской театр, числящийся самым старым зданием такого рода во всей стране. Его открыли в 1874 году с большой помпой, тогда на церемонии присутствовал «наше всё» Венгрии Мор Йокаи. Спустя почти ровненько 70 лет постройка сгорела, став очередной жертвой Второй Мировой войны. Второе её открытие состоялось в 1962 году благодаря мощной общественной инициативе, получившей поддержку властей.

Нельзя сказать, что внешность театра захватывает дух, однако впечатления от него остаются благоприятные, как, впрочем, и от всей экскурсии по Секешфехервару.

Завершив знакомство с историческим центром, мы стали соображать, как бы пообедать – время и так было позднее, а нам ещё хотелось пройтись по ночному Будапешту. Поэтому поиски мест, где можно поесть в Секешфехерваре недорого, ограничились центральными кварталами. И, надо сказать, почти сразу отыскалось с полдюжины ресторанов, готовых подать клиентам национальные блюда Венгрии. Причём два заведения, «Hiemer Cafe» и «Sorozo », находились в южной части главной площади, а «Porto Vino » на её северном углу. Их выставленные перед фасадами столики так и манили расположиться на свежем воздухе, и находись мы в другой стране, скажем, Финляндии или Германии, мы бы так и поступили. Загвоздка была в том, что курение в Венгрии разрешено, кажется, повсеместно, и наслаждаться едой в клубах табачного дыма от соседей и прохожих было просто немыслимо. Так что в итоге наш выбор пал на симпатичное бистро «Perte », чьи интерьеры показались нам наиболее привлекательными. Привлекательным оказалось и меню, в котором отыскались и гуляш, и мясо по-цыгански, и другие венгерские национальные блюда. Качество еды оказалось отменным, обслуживали нас оперативно, так что на трапезу из супа, основного блюда и десерта ушло меньше часа. Притом за отменный обед мы, как всегда в Венгрии, заплатили очень немного, чуть больше 8000 форинтов за двоих – сиречь 25 евро за посиделки в центре города. Короче, однозначно рекомендую заведение, чтобы поесть в Секешфехерваре недорого.

Когда накопившийся за день город был утолён, время уже подходило к восьми вечера. О покупке сувениров речь уже не шла, и вообще к большому неудовольствию моей половины шопинга в Веспреме и Секешфехерваре она лишилась. На тот момент счастьем оказалась покупка воды и сока, которые мы ухватили в последний момент, буквально ворвавшись в супермаркет «на флажке» – продуктовые магазины Венгрии закрываются в 20:00, редко кто работает после этого времени, разве что гипермаркеты открыты до 22:00. Не получилось у нас и доехать к такой достопримечательности Секешфехервара, как сказочный замок Бори. Что ж, как-нибудь в другой раз мы навестим и его, и местный этнографический музей под открытым небом.

Впереди же нас ждал ночной Будапешт, до которого оставалось ехать около полутора часов…