На чем можно добраться до антарктиды. Как добраться до Антарктиды

Антарктида, пожалуй, одно из самых экзотических для туризма мест на планете. Безграничные белые просторы, гигантские айсберги, миллионы птиц и пингвинов наверняка привлекали каждого из нас. На 100% уверен, что воспоминания о таком путешествии запомнятся на всю жизнь.

Самый близкий от Антарктиды континент - Южная Америка, которая находится на расстоянии более чем 620 миль от Антарктического полуострова.

Здесь нет никакого местного правительства, управление Антарктикой организовано через правовые рамки Антарктического Соглашения 1959 года. Сорок три страны в настоящее время являются участниками сторон этого соглашения, семь из которых имеют историческое право на часть континента, как национальной территории (Великобритания, Норвегия, Чили, Франция, Австралия, Аргентина и Новая Зеландия). С 1959 года Антарктическое Соглашение сохраняет статус-кво ни с признанием, ни с отклонением этих стран от расширения их территориальных границ на этом материке.

В Антарктиде в настоящее время нет никакой экономической деятельности кроме оффшорного лова рыбы и туризма, организованного различными странами. Ежегодно в Антарктиду направляются около двадцати судов, каждый из которых везет 45 - 280 пассажиров. Обычно их курс направлен в область Антарктического полуострова, иногда включая Южную Георгию и Фолклендские острова (Islas Malvinas). Были организованны и случайные рейсы в Антарктиду с большим количеством пассажиров (около 960 человек), некоторые из которых проводят экскурсионные круизы только без высадки пассажиров на побережье материка. Очень популярны путешествия на яхтах, благодаря которым можно испытать более близкий контакт с природой Антарктиды, правда, такие путешествия менее комфортабельны, чем круизы. Были организованы сезонные туристические экспедиции в области вне полуострова. Маршрут таких путешествии осуществлялся к морю Уэдделла, Росса, к берегам восточной Антарктиды, включая острова Индийского океана. В экскурсию включается посещение колоний Императорских пингвинов, исторических хижин, Сухих Долин и других отдаленных областей.

Каковы сроки поездки?

Большинство поездок занимает приблизительно от 10 дней до 3-х недель от порта до порта, хотя иногда встречаются как более длительные, так и более короткие поездки.

Сколько это стоит?

Минимум US$4 000, максимум US$20 000 , включая стоимость авиабилетов плюс место в каюте. Цена зависит от класса кают и авиабилетов.

Есть договорные рейсы, маршрут которых зависит от вашего собственного желания и желания ваших компаньонов. Самая разумная цена для двухнедельного круиза $7,000 - 10 000 $.

В какое время года и что можно увидеть при поездке?

Антарктические путешествия главным образом сконцентрированы на незамерзающих прибрежных зонах в пятимесячный период Антарктического лета, с ноября по март, когда дневной свет продолжается до 20 часов в сутки. Именно в этот период не происходит движений айсбергов. Туристические судна имеют возможность к передвижению и в другие месяца, но в другие месяца есть реальная опасность не добраться до мест назначения из-за движений айсбергов и еще хуже можно застрять в морском льду. Поэтому все поездки в основном начинаются после октябрьского передвижения ледокола, после которого риск намного уменьшается.

В зимние антарктические месяцы (с марта по ноябрь) паковый лед расширяется более чем на 620 миль вокруг континента, температура здесь может упасть до -90°C (-130°f), почти круглые сутки темно, поэтому эти месяцы считаются неблагоприятными для туристов.

Диапазон температуры: декабрь февраль -6°C - +10°C

В конце ноября, в начале декабря (В конце Весны / В начале Лета)

Зимний паковый лед начинает таять и трескаться. Пейзаж - белый, чистый и древними паковыми льдинами и гигантскими айсбергами.

Начинается брачный сезон у пингвинов и других морских птиц. Можно наблюдать за захватывающими ритуалами ухаживания у животных.

Отчетливо видно тюленей на льдинах.

Расцветают весенние полевые цветы на Фолклендских островах и в Южной Георгии.

Морские слоны и тюлени начинают размножаться.

Середина декабря и январь месяц (Середина лета)

Обычно самые теплые месяцы Антарктиды.

Более продолжительные дни создают благоприятные условия для света и для возможностей фотографии в полночь.

Антарктические птенцы вылупляются.

В Южной Георгии и на Фолклендских островах появляются первые птенцы пингвинов и детеныши тюленей и морских слонов.

Отступающий лед открывает большие просторы для наблюдения.

Февраль и март (конец лета)

Возможность наблюдать за играми китов.

Птенцы пингвинов начинают оперяться.

Отступающий паковый лед позволяет судам исследовать юг материка.

Откуда начинаются поездки в Аргентину?

В основном все поездки на Антарктиду начинаются от Ушуая в Аргентине, иногда и из других южноамериканских портов. Лучше всего начать вам пусть с Южной Америки, так будет значительно и дешевле и быстрее. Если вы начали свой путь от Ушуая в Аргентине, будьте уверенны, что конец вашего путешествия закончится в этом же порту. Когда вы будете передвигаться по морю Росса (для поездки в Восточную Аргентину) вы можете заплыть в порты Хобарт (Австралия), Окленд и Lyttelton-Крайстчерч (Новая Зеландия).

Для путешествия в Антарктиду вам не понадобятся ни документы, удостоверяющие личность, ни виза. Но если в ваш круиз проходит через другие страны, то документы могут вам понадобиться.

Размер судна и круиз

Большой выбор пассажирских суден направляются в Антарктиду, все они разные и от вашего предпочтения судна, может, зависит непосредственно сама поездка и приключения. Конечно, круизы в Антарктику отличаются от известных круизов в жаркие экзотические страны, с открытыми дискотеками и развлечениями на палубе, но, тем не менее, чем больше размер судна вы выбрали, тем более запоминающейся для вас останется поездка. На крупных кораблях вы встретите хорошо проинформированных и опытных гидов, читающих вам лекции об истории материка. Для вас могут быть организованы вечера с капитаном судна и членами команды.

Существуют правила, установленные Международной Ассоциацией Антарктических Туроператоров (IAATO), в которые входит перечень судов, разрешенным входить в Антарктические воды. Это добровольная организация и уважаемая, так что удостоверьтесь, что ваше судно принадлежит компании, входящую в организацию IAATO. Есть еще одно правило, по которому только 100 пассажиров могут высадиться на берегах Антарктиды. Если Вы находитесь на маленьком судне до 100 пассажиров, то Вы получаете шанс причалить каждый раз. Если судно будет с большим количеством людей, то будет меньше возможности приземлиться. Но к удивлению, многие туристы, отправляющиеся в путешествие к берегам Антарктики, не покидают судно, в любом случае выбор всегда за вами.

Самый южный континент в мире остаётся самым труднодоступным. Первые люди появились в Антарктиде в 1821 году. С тех пор здесь мечтают побывать самые бесстрашные путешественники. Но удаётся это не более чем 40 тыс. человек в год. Сюда очень тяжело добраться и здесь суровый климат: зимой тут до -75 градусов Цельсия, а летом -40 градусов, хотя на побережье температура летом может подниматься до +5.

Прежде путешествие занимало до трёх лет и было смертельно опасным, а сейчас приехать в Антарктиду сложно, но возможно. Вот три способа:

1. Стать учёным, пожарным, шеф-поваром, художником и т.д.

В зависимости от сезона в Антарктиде работают около 70 научных станций. Самая крупная – американская «МакМердо» (McMurdo). Её сотрудники добираются на военных самолётах. Здесь занимаются исследование ледникового щита континента. От России здесь работает научная станция «Восток», где трудятся 20-40 человек (в зависимости от сезона).

Если стать учёным вам уже поздно, то иногда появляются вакансии для работы на станциях. Требуются пожарные, шеф-повара, парикмахеры, сантехники и представители других профессий, которые облегчают быт учёным.

Также существует Национальный научный фонд, в котором есть для художников и писателей Антарктики. Её участники могут отправиться в Антарктиду для реализации своего проекта.

2. Стать марафонцем или экстремальным лыжником

Да, в Антарктиде проводятся марафоны и ультрамарафоны. Регистрационный взнос Антарктического ледового марафона и полумарафона 15 тыс. евро (962 тыс. руб.). В стоимость включены: перелёт в Антарктиду из Пунта-Аренаса (Чили) и обратно, еда и проживание на станции, профессиональные фотографии, медаль за участие, футболка и другие сувениры. Соревнования в 2018 году пройдут с 21 по 27 ноября. Зарегистрироваться можно . Перед заполнением нужно получить рекомендацию врача, а после – купить страховку за 100 евро.

3. Отправиться в круиз

Пока это чуть ли не единственный способ добраться до Антарктиды для людей, которые не связаны с наукой. Купить билет на самолёт тоже не получится – коммерческих рейсов на континент нет (можете проверить через поисковики авиабилетов).

Большинство кораблей отправляются в Антарктиду из города Ушуая, который расположен в Аргентине. Стоимость круизов начинается от 3 тыс. долларов и иногда достигает 30 тыс. долларов за человека.

Например, за 6 тыс. долларов (342 тыс. руб.) на человека в трёхместной каюте можно забронировать 11-дневный на теплоходе Ocean Diamond. Он пройдёт через пролив Дрейка и Южные Шетландские Острова. По пути будет высадка на остров Ливингстон и Петерманн, а также прогулка на лодках в бухте Неко. В пути можно будет увидеть пингвинов, касаток, китов и других животных. В стоимость включено: проживание на борту, питание, экскурсии, лекции, страховка и аренда одежды для прогулок. Дополнительно придётся заплатить за авиаперелёт в Аргентину (от 119 тыс. руб. на человека) и нести другие расходы.

Подробно описываю проблему антарктических круизов, потому что вопрос этот мало обсуждаемый и малоизученный для русского путешественника (это западные туристы давно освоили это направление, потому как они “богатенькие буратины” по сравнению с нами), а очень уж хочется ступить хотя бы одной пяткой на материк Антарктида!

Сделать это можно из трёх географических точек:

1. Из Южной Америки. В основном это город-порт Ушуайя на острове Огненная Земля – Ushuaia, Isla Grande de Tierra del Fuego. Расстояние от Ушуайи до Антарктического полуострова (длинного, тонкого участка суши, вытягивающегося от материка в сторону Южной Америки) – 1000 километров! Это самый короткий, а значит и самый экономный путь до Белого Континента.

Качественно и достаточно официально изучить ситуацию можно на сайте провинции Огненная Земля или на официальном туристическом сайте города Ушуайя .

Некоторые суда заходят в Антарктику из Сантьяго, Буэнос-Айреса, Монтевидео и Рио-де-Жанейро, но это в основном долговременные морские путешествия либо вокруг Америки, либо вокруг света и все такое.

Очень редко и загадочно в Антарктиду отправляются круизы из чилийского порта Пунта Аренас, но тратить усилия на разгадки сейчас совсем не хочется 🙂

2. С юга Южно-Африканской Республики, из Кейптауна. В этом варианте расстояние между континентами самое большое – 4000 км, и он, с моей точки зрения, вообще нереален и неинтересен для бюджетного трипера:mail:

3. Из Австралии и Новой Зеландии. Усредняя и обобщая, можно сказать, что отсюда до Антарктиды – примерно 3000 – 3100 километров, и здесь довольно высока туристическая активность, полно судов, причем рулят тут не только австралопитеки и маори:-), но и французские круизные компании.

Все антарктические круизы начинаются с принадлежащего Австралии острова Тасмания, из порта Хобарт. Есть сайт Международной ассоциации антарктических туроператоров и официальный сайт Австралийского Антарктического Дивизиона , где всё можно рарузнать.

В пригороде новозеландского Крайстчерча (Christchurch) , городе-порте Литтелтон (Lyttelton) тоже можно сесть на энное количество круизников и попасть в “белое безмолвие”.

Но это как бы не наши собачки. Пока?

Возвращаемся в город Ушуайя: именно отсюда мы можем попытаться в этот раз наступить на Антарктику. Какие параметры для качественнго круиза важны?

Во-первых, это размер корабля. Если это огромный многопалубный лайнер (коих большинство), то здесь есть две стороны одной медали: с одной стороны можно будет легко перенести дикие шторма “неистовых пятидесятых”, неизбежную качку “пронзительных шестидесятых” широт, а значит и “морскую” болезнь” с соответсвующим непрерывным обниманием унитаза с опусканем
в него головы для неудержимого блевания. Раньше за борт свешивались, а сейчас по технике безопасности вряд ли это возможно – остаётся толчок:-).

Есть такой известный блогер Сергей Доля, так вот он подробно живописал подобный круиз: и бассейны с подогреваемой морской водичкой там были на открытой палубе, и многочисленные бары с ресторанами, и анимация с консумацией:-).

Но! И это другая сторона той же медали: такая махина не заходит в узкие, извилистые фьорды, сплошняком покрывающие эти территории – просто не сможет этого сделать! Лайнеры встают на рейде у чёрта на куличиках, и тыкают пальцем в еле виднеющийся белый мираж – нате, съешьте 🙂 То есть еще раз: с таких громадин на берег Антарктиды не сходят – нет возможности в экстремальных условиях, когда в течение часа погода меняется на прямо противоположную, доставить на материк сотни пасссажиров, и поэтому они вынуждены бороздить просторы и штурмовать ледяные торосы посредством скучного бинокля 🙁

Теряется куча исключительных по красоте и интересу мест, куда надо обязательно попасть, например, около острова Десепшн есть возможность искупаться в геотермальных источниках. Разве не прелесть?


Но сюда можно добраться только на специальной резиновой лодке типа “зодиак”, и для этого, к тому же, сам корабль должен остановитсья максимально близко к Deception Island, чего в принципе не делает океанский монстр.

Значит, поиск сужается – ищем сверхпроходимого “малыша”.

Второй параметр, очень для меня важный – это сроки круиза. И не только время в пути, но и даты старта/финиша. Идеально потратить на это дело дней 9-10, но большинство предложений – длиннее, до 18 дней, а то и более, а это неприемлемо.

В-третьих – это цена вопроса. Она изначально высока, но, напомню, что в Ушуайе есть такое понятие как круиз “Last Minute”. Это типа когда на круиз не набралось таки желающих, и приходится демпинговать. Например, корабли обычно начинают сезон в октябре, а заканчивают в апреле. А ведь это значит, что в октябре-ноябре в тех самых ” неистовых пятидесятых”, в проливе Дрейка, как раз самый расколбас, самый блевотный ужас, и рафинированные западники не очень то стремятся сюда в это время, предпочитая благоприятный по погоде “хай сизон” января-февраля. И это даёт нам шанс!

Обычно весь город заклеен листовками, призывно обещающими туристам продажу этого самого Ласт Минут, но попробовавшие воспользоваться этой фишкой огорчённо пишут в сети, что всё это полное надувалово и кидалово. Как обычно у торговцев: “… ой, как здорово, что Вы пришли, но знаете, вот только полчаса назад купили последнюю путёвку, … ой, но вот есть еще места правда подороже….” – и выкатывают обычный конский ценник, ну, может пару процентов для вида скинут, собаки!

По слухам, в последние годы стоимость “Last Minute Deal ” не опускается ниже $4000, а самый максимальный минимум сами круизные компании называют цифру 3200 долларов за каюту где-то, наверное, в районе парового котла или параши.

Составляем грамотную табличку с подходящими рейсами, датами, ценами. Вот это – практически полный список круизов из Ушуайи на период нашего путешествия в ноябре – декабре 2013 года. В таблицу не включены 3-4 варианта, которые начинаются, например, 01 ноября (явно не успеваем?), или 15 – 20 декабря (тоже – вылет в Москву 25 декабря):

Корабль

Круиз

Akademik Ioffe
Akademik Ioffe
Expedition Antarctica Classic
Expedition Antarctica Classic in Depth
Expedition The Antarctic Peninsula and the Weddell Sea December 07, 2013 – 14 nights / 15 days – from USD$ 7,299
Ocean Nova

Ocean Nova

Ortelius Weddell Sea – Emperor Penguin Voyage | Incl. Helicopters 23/11/2013 – 10 nights / 11 days – from USD$ 10,950 to USD$ 17,150

03/12/2013 – 10 nights / 11 days – from USD$ 10,950 to USD$ 17,150 Ortelius Antarctic Peninsula Plancius Polar Pioneer Scientific Antarctica 09/11/2013 – 14 nights / 15 days – from USD $ 9,990 to USD $ 14,990 Polar Pioneer Antarctic Peninsula Ushuaia Classic Antarctica Ushuaia Weddell Sea Quest

Из этого списка выделим более-менее подходящие нам по цене (!) и продолжительности варианты:

Корабль

Круиз

Дата отправления – Продолжительность – Стоимость в долларах США

Akademik Ioffe Antarctica Off the Beaten Track 08/11/2013 – 12 nights / 13 days – from USD $ 6,590 to USD $ 12,090
Akademik Ioffe Antarctic Peninsula Adventure 08/12/2013 – 10 nights / 11 days – from USD $ 6,290 to USD $ 12,190
Expedition Antarctica Classic November 28, 2013 – 10 nights / 11 days – from USD$ 4,699
Expedition Antarctica Classic in Depth November 06, 2013 November 17, 2013 – 12 nights / 13 days – from USD$ 4,999
Ocean Nova Antarctic Small Ship Expedition Nov 11, 2013/Nov 20, 2013 – from US$ 5,395

from US$5,395 US$4,395

Nov 20, 2013/Nov 29, 2013 – from US$ 5,395 Ocean Nova Antarctic Classic, Air-Cruise with “Ocean Nova” Dec 07, 2013 – 7 Days – from US$9,700

from $7,900 For a limited time: $1,800 OFF per person at Antarctic Classic Air-cruise starting on Dec 7, 2013 Ortelius Antarctic Peninsula 13/12/2013 – 09 nights / 10 days – from USD$ 5,650 to USD$ 9,950 Plancius PLA21B Antarctic Peninsula “Basecamp Plancius” 12/11/2013 – 10 nights / 11 days – from USD $ 6,600 to USD $ 9,850

Twin porthole cabin berths (official brochure price USD 8,050) are now available for USD 6,600 per person Polar Pioneer Antarctic Peninsula 11/12/2013 – 09 nights / 10 days – from USD $ 6,700 to USD $ 11,800 Ushuaia Classic Antarctica 29/11/2013 – 10 nights / 11 days – from USD$ 5,240 to USD$ 11,310 Ushuaia Weddell Sea Quest 09/12/2013 – 11 nights / 12 days – from USD$ 5,760 to USD$ 10,380

Красным отмечены рейсы, на которые уже сейчас, в июле месяце сами компании снизили цены. Это даже странно! Но сделаем последнее усилие, и, учитывая фактор времени и стоимости, выберем “лидеров” списка:

from US$5,395 US$4,395
For a limited time: $1,000 OFF per person

Итак, получается, что в два упомянутых в последней табличке антарктических рейса можно отправиться в этот раз. Остальное – кажется слишком дорогим, или нервным по срокам. Есть надежда, что Expedition скинет еще немного по принципу Ласт Минут. И ясно, что Ocean Nova уже вряд ли скинет, скорее всего билеты разберут в интернете до даты отправления.

Мне больше глянется вариант Expedition с отправлением 28 ноября, потому что по времени очень удобно тогда до этого побывать в Пуэрто Мадрин, на острове Пасхи и сделать плотный пробег на арендованном авто по маршруту B - “Северное Чили + Северо-Западная Аргентина” и по маршруту D - “Озёрный край”. Тогда после Антарктики останется пройти по маршруту E - “Южная Патагония” и побывать на водопадах Игуасу и Уругвае.

Эх, как они заманчиво пишут: типа корабль Expedition и маршрут Antarctica Classic дадут мне возможность ступить на наименее посещаемые земли континента Антарктида. Во время рейса над кораблём величественно парят альбатросы, а при пересечении пролива Дрейка всех сжигает дикий холод, сводящий с ума пассажиров и капитана, который того и гляди не справится с управлением и “поцелуется” с одним из миллионов айсбергов.

Яркие изумрудные, фиолетовые оттенки, интенсивный синий и малиновый свет Антарктического полуострова – это краски здешнего мира, а совсем не мир белых льдов. Бесчисленные стада китов, огромные лежбища пингвинов и потрясающие сходняки и разборки морских львов, тюленей и слонов – тут, похоже, они что-то напутали, разве там есть ластоногие?

Примерный план трипа, который, конечно, корректируется по ходу в зависимости от погодных условий:

День 1. Ушуайя. Посадка на корабль начинается во второй половине дня, и мы наслаждаемся вечером плаванием по проливу Бигл.

День 2-3. Пролив Дрейка. Наше приключение начинается с пересечения 400 миль пресловутых “неистовых пятидесятых” широт через пролив, который носит имя английского пирата 16-го века сэра Фрэнсиса Дрейка. В это время на борту ежедневные лекции, и все следят за появившимися айсбергами, и любопытными китами и альбатросами, следующими за кораблем.

День 4-7. Антарктический полуостров и Южные Шетландские острова. Тут всё ясно: исследуем дикую природу, смотрим на живописные ландшафты, и по два раза в день (при наличии благоприятных погодных условий, конечно) высаживаемся на берег для охоты на антарктических пингвинов Адели, забоя морских котиков и свежевания туш ранее пойманных на удочку Orcinus orca и более мелких дельфинов.

Шутка:whistle:

На полуострове также есть замечательные человеческие останки. Если быть точнее, то следы человеческой деятельности. Во время путешествия мы узнаем о некоторых из наиболее важных и драматических экспедиций в этом отдаленном уголке мира.

День 8-9. Опять пролив Дрейка. Почёсывая спину и промежность китовым усом, пьем, закусывая китовым жиром.

День 10. Прибытие в Ушуайю утром.

Что включено:

– 9 ночей на борту Expedition
– 1 ночь с завтраком в береговом отеле в Ушуайе (сильно бюджетненький отельчик)
– лодка типа “Зодиак” и экскурсии на ней с командой Expedition
– лекции и образовательные программы
– кому надо, трансфер в Ушуайе в/из аэропорта
– непромокаемые сапоги (для мущин американским размером 8-14, и для женщин размером 3-9)
– путеводитель по Антарктиде. Кажется бредом – что там может быть написано?

Все питание на борту судна тоже включено.

Заманчиво 😉

Еще один способ помыть сапоги в море Уэделла – это полёт на транспортных самолетах с потомками польских мигрантов, которые основали компанию DAP . Они летают по мини-маршрутам над Огненной Землёй, и примерно раз в месяц забрасывают товары на остров Короля Георга ( King George Island) , который обзывают “воротами белого континента”, и который является перевалочной базой для антарктических экспедиций . Но ведь это не Антарктида! И на фиг это надо? Тем более, что одна ночь на острове среди аборигенов деревеньки Villa Las Estrellas стоит от шести с половиной штук баксов – это просто беспредел!

И надо иметь в виду, что непогода может эту ночку растянуть на сколь угодно долгий срок – таки “пронзительные шестидесятые”. Но и в этом вынужденном случае бесплатно можно будет переночевать разве что под крылом самолёта. 🙂

И, наконец, комбинированный третий вариант:

from $7,900 For a limited time: $1,800 OFF per person at Antarctic Classic Air-cruise starting on Dec 7, 2013

В этом случае мы не идём на корабле обратно в Ушуайю, а на “польском” самолёте летим в Пунта Аренас, что несомненно меняет логистику всего путешествия. Ну и, конечно, неподъёмные цены – сейчас, в июле, уже есть скидка аж на 1800 долларов, но и в этом случае надо оплатить почти 8 штук баксов. Отпадает.

Подводим итог. Есть, есть ощущение, что не вытанцовывается в этом году Антарктика:-(. И всё потому, что приходится выбирать: либо “белый материк” и укороченная программа на треках Патагонии с отказом от боливийского Уюни, либо отказ от Антарктиды, и спокойное, качественное движение по основному маршруту с тем, чтобы закрыть тему и, наверное, уже не возвращаться к этому региону. Ведь на Земле столько всего еще надо посмотреть. А на шестой континент можно будет сплавать из Австралии или Новой Зеландии.

Когда деньги будут



Как попасть в Антарктиду

Попасть в Антарктиду можно двумя способами: по турпутевке или в составе экспедиции, став профессиональным полярником. Нижегородский путешественник Наиль МУХАМАДИЕВ выбрав второй вариант, побывал в Антарктиде трижды.

Цена вопроса

Стать антарктическим туристом несложно. Холодное сафари среди южных льдов предлагают многочисленные туристические компании. Выбор платных экспедиций большой: “Классический круиз в Антарктику”, “В гости к императорским пингвинам”, “Антарктика класса люкс”. Для круизов фрахтуются гидрографические суда ледового класса (чаще всего российские), на время становящиеся прогулочными.

Лучшее время для подобных круизов - январь, разгар антарктического лета. Чаще всего в программу включаются осмотр прибрежных станций и колоний пингвинов. Этого хватает, чтобы удовлетворить любопытство экскурсантов. Большинство любителей экстрима - из США и Западной Европы. Они были везде, все видели, и Антарктида для них - последний неоткрытый континент, терра инкогнита.

Добраться на южный материк можно разными путями: от аргентинского Ушуайя, чилийского Пунта-Аренаса, южноафриканского Кейптауна, австралийского Сиднея. Удовольствие не из дешевых, но и варианты предлагаются разные. Есть одно-, двухдневные вылазки на Антарктиду. Более продолжительные круизы стоят от $3200 до десятков тысяч долларов в зависимости от программы и сервиса. Например, для россиян “Антарктическая мечта” на 11 дней обойдется в $5800. Дополнительно оплачиваются авиаперелет Москва - Буэнос-Айрес - Ушуайа и обратно ($2000) и услуги наземной инфраструктуры. Самые дорогие марш-броски в глубь континента. Семидневный тур с перелетом на Южный полюс обойдется в $40 000 с человека. Маршрут на 25 дней с прохождением последних 111 км до Южного полюса на лыжах потянет на $54 000. Для счастливчиков на полюсе открываются сувенирные лавочки, где продаются значки, футболки, марки. В общей сложности в Антарктиде найдется с десяток достопримечательностей, доступных непрофессиональным полярникам.

Чем притягивает Южный полюс

В Антарктиде много уникального, считает Наиль Мухамадиев.

Первое. Это самый холодный материк, на котором сосредоточено 90% всех льдов суши, а также 80% мировых запасов пресной воды. Только 4% площади Антарктиды свободны ото льда. Его запасов хватит, чтобы покрыть всю сушу слоем толщиной 160 м. Антарктические айсберги поражают размерами. Весной 2008 г. от шельфа Вилкинса откололась ледяная глыба площадью 570 кв. км, а это примерно половина Москвы.

Второе. Антарктида - самый высокий континент Земли. Из-за мощных ледников средняя высота поверхности материка над уровнем моря (2,3 км) максимальна среди остальных частей суши.

Третье. У Антарктиды особый статус: она не принадлежит никому. Здесь нет властей, границ и даже заборов.

Четвертое. Существует версия, что на месте нынешней Антарктиды находилась легендарная Атлантида.

Пятое. Есть гипотезы, что эта безжизненная территория, бывшая миллионы лет назад частью гигантского праматерика Гондваны, является колыбелью человеческой цивилизации.

Но в четвертую и пятую версии Наилю Мухамадиеву верится слабо.

Единственное, что известно точно: пока ни один человек не может назвать Антарктиду своей родиной.

Закрытый “клуб”

“В составе экспедиции попасть в Антарктиду сложнее. Если учесть, что кандидатуры членов экспедиции отбираются в Санкт-Петербургском институте Арктики и Антарктики, непосредственном организаторе похода, то мне повезло, что я, иногородний, пришелся ко двору, - рассказывает Наиль Мухамадиев. - Мой друг нижегородец Вячеслав, высококвалифицированный сварщик, профессия которого так востребована в Антарктиде, даже с моей рекомендацией не смог с первой попытки пробиться в члены экспедиции”.

Российское сообщество в Антарктиде - не самое представительное, несмотря на то, что сейчас там работают пять российских станций: “Беллинсгаузен”, “Новолазаревская”, “Восток”, “Мирный” и “Прогресс”. Команда “Мирного” насчитывала 37 человек, а на пяти станциях наших около сотни. Самый крупный десант американский. Численность персонала их станций в сезон достигает нескольких тысяч человек. Говорят, на шестом континенте работают даже филиалы американских банков. Командируются туда и уборщицы. А вообще в Антарктиде представлены почти все страны. Чилийцам не возбраняется брать на зимовку свои семьи.

В свою третью антарктическую экспедицию Наиль Мухамадиев отправился в качестве ведущего инженера по природоохранным мероприятиям. Присутствие эколога на полярных станциях обязательно. Главная задача специалиста - не допускать проливов топлива и текущего загрязнения территории. Поскольку отходы, занесенные людьми, могут нарушить равновесие уникальной антарктической экосистемы, страны, представленные на шестом континенте, подписали договор о соблюдении строгих экологических норм. К примеру, правила требуют, чтобы отходы вывозили; ни одна капля, ни одна крошка не должны быть неутилизованны. Правда, несмотря на то, что соглашением запрещено открытое сжигание мусора, этот пункт выполняется не всеми, в том числе и россиянами.

Одна из задач эколога - ограждать пингвинов от назойливого внимания человека. Каждый норовит сфотографироваться с коренным обитателем материка, а птицы пугаются, теряют яйца, что грозит уменьшением их популяции. Наилю Мухамадиеву приходилось формировать небольшие группы для фотосессий.

В природе насчитывается около 15 видов пингвинов, в Антарктиде встречаются императорский, королевский, антарктический, адели и другие. Императорский выделяется окраской, статью, размерами и известностью. Рост пингвинов достигает 1,2 м, вес 40 кг. Представители этого вида - самые южные обитатели Антарктиды (для этого континента “самый южный” означает “самый морозостойкий”). Пингвины остроумно приспособились к жизни в Антарктиде. Птицы умеют хранить тепло друг друга, сбиваясь в стаи-“черепахи”, что позволяет им существовать в условиях, когда разница температур тела и окружающей среды составляет десятки градусов. Внутри стаи пингвинов поддерживается температура +20°С, в то время как “за бортом” до -30°С. При этом птицы постоянно перемещаются от края в центр и обратно, чтобы все успевали погреться.

Мухамадиеву в Антарктиде пришлось освоить еще несколько специальностей. Он работал и командиром поисково-спасательного отряда, и командиром отряда по преодолению ЧС, и комендантом Дома геофизиков, и руководителем секции рукопашного боя и даже главным судьей “Олимпиады Мирного”. Самое главное совместительство - дизелист. Дизельная считается сердцем базы. Если дизель заглохнет, последствия могут быть катастрофическими.

Самое страшное - лень

В Антарктиде Наиль Мухамадиев отметил свое 55-летие. Подарки были тематические: кружки, термос, конверты со спецгашением. По праздникам положены красная икра и сок. С выпивкой на зимовке строго. Конечно, до сухого закона далеко, но бутылка водки в полтора месяца на человека - явно не по российским меркам, считает полярник. Особых страданий от вынужденной трезвости не было. Три тренировки бодибилдингом и рукопашным боем в неделю не оставляли времени для скуки. Причем за год он ни разу не нарушил график занятий. Стоит пропустить одну-две тренировки - одолевает лень. Это самое страшное в Антарктиде. Чтобы выжить в холодных диких местах, надо закалять не только тело, но и психику.

Выручала и рыбалка. На шестом континенте великолепно ловятся рыба-ледянка, бычки и нототения. “Бывало, я неделями не ходил в столовую, так как питался только уловом. Рыбу готов есть в любом виде!”

Земля в иллюминаторе

Хорошо, что дорога до Антарктиды длинная и проходит через земли не менее интересные, чем конечная точка. Ведь в путешествии важен не только результат, но и процесс, убежден полярник. Двухмесячный путь российского экспедиционного судна на южный материк включал заходы в немецкий Бремерхафен и южноафриканский Кейптаун, где команда пополнила запасы топлива и провианта. Когда, наконец, после всех этих непростых переправ перед командой предстала величайшая ледяная пустыня Земли, у путешественника родилось четверостишие.

Океанская зыбь подо льдом чуть видна, Наш кильватерный след не подвержен изломам. 4000 м нам падать до дна, И 14 000 км до дома.

“Особенно запомнился обратный путь. Корабль, увозивший зимовщиков из "Мирного”, впервые в истории российского освоения Антарктиды взял курс к берегам Австралии. Мне приходилось только мечтать о путешествии на Зеленый континент, и посещение Австралии расцениваю как подарок судьбы. Погулял по Мельбурну, Сиднею, а потом посмотрел весь континент с самолета. Следующая запланированная посадка - в Бангкоке. Довольно необычно после Антарктиды оказаться в Таиланде. А в лондонском аэропорту Хитроу удалось познакомиться с Василием Лановым, прилетевшим в Англию отметить свое 70-летие.

Если доведется в четвертый раз попасть в Антарктиду, неплохо бы осуществить подъем на Эребус, самый южный действующий вулкан нашей планеты. Правда, от “Мирного” он отстоит достаточно далеко”.

P.S. Прочитав этот материал, можно подумать, что Антарктида - курорт. Увы. Для полярников это оторванность от Большой земли, один и тот же коллектив, постоянные ветра, холод и работа...

Елена БОРМАТОВА


Источники:

Массаж спины - альтернатива брутальных ловеласов, с которым справятся только первоклассные сверхурочницыВоронежа http://voronezh.rusmassage.net/massaj-spini/ , изведайте все услуги и установите, какая на первом месте, ну и конечно же, порекомендуйте друзьям.

Когда объезжена вся Европа, намотаны тысячи миль по США и даже азиатские страны порядком наскучили, для путешественников наступает сложная задача. Чем себя удивить, если видел уже практически всё? Остается экзотика, типа труднодоступных стран. Но если, например, в Туркмению сложно получить визу, то до некоторых регионов ещё и тяжело добраться. Одним из самых труднодоступных мест планеты считается Антарктида - не только из-за её удалённости, но и потому, что тур может стоить как бюджетный автомобиль.

Попасть на Антарктиду можно двумя способами - по воде и по воздуху. Несколько компаний организовывают туры на круизных кораблях. Стоимость путешествия напрямую зависит от условий, которых вы ожидаете: путешествие в стандартных каютах может стоить меньше 10 тысяч долларов, в то время как цены за люкс достигают запредельных цифр - 30 тысяч евро и более. Корабли ходят в основном из Южной Америки. Оттуда же, из , летают самолёты. В качестве альтернативы возможен вылет из . Логично было бы организовать рейсы из Австралии - континент расположен близко к Антарктиде. Такие поездки действительно есть, но для путешествия оттуда придется переквалифицироваться в учёного, который работает на арктической станции: туристические полёты из Австралии до Антарктиды не предусматривают посадок, только обзорные экскурсии. В принципе, если не шиковать, можно уложиться в 5-8 тысяч долларов за круиз по побережью континента с остановками в интересных местах. Это всё равно дорого, но ради столь необычного путешествия можно и потратиться. Если вы готовы к таким тратам - перед вами список того, что нужно увидеть в Антарктиде.

Можно предположить, что на леднике всё должно быть ослепительно-белым. Но в 1911 году ученый Томас Гриффит Тейлор обнаружил необычное явление - поток жидкости красно-коричневого цвета.

Фото: Peter Rejcek

Объяснение этому простое. Под ледником находится озеро и вода из него поступает через трещину во льду. Жидкость оказывается такого цвета из-за большого количества железа, а по солёности в несколько раз превышает океаническую воду, поэтому она не замерзает даже при -10 градусах. Несмотря на суровые условия, в озере обитает много микроорганизмов - учёные полагают, что подобная жизнь может существовать в ледниках на других планетах.

На территории аргентинской исследовательской станции находится католическая церковь - прямо в ледяной пещере. Она работает круглый год. Для туристов это интересное место, а верующие работники станции приходят сюда на исповедь.

Фото: churchpop.com

Очевидно, это самая южная церковь на Земле. Внутри есть несколько комнат с иконами и крестами в стенах.

Это популярный маршрут круизных лайнеров, которые ходят до Антарктического полуострова. Место выглядит изумительно - тёмная вода, снежные холмы, ледники посреди пролива. Лучше заранее запастись аккумуляторами и картами памяти для фотоаппарата.

Отдельная удача - встретить китов и косаток, которые периодически сюда заплывают и идут за кораблём.

На этом архипелаге, который находится рядом с Аргентиной, климат куда более приятный, чем на самом леднике. В тёплые месяцы бывает до +15, а в холодные температура держится чуть выше ноля. Обычно сюда заходят круизные лайнеры по дороге к Антарктиде.

Здесь обирает много пингвинов, которые давно привыкли к людям и позволяют себя фотографировать с близкого расстояния. Их тут можно встретить чаще, чем людей: на основах проживает меньше трёх тысяч человек. В основном местные жители занимаются разведением овец для продажи шерсти.

Море Моусона

Море омывает Антарктиду с востока, берег тянется на восемьсот километров. Здесь много дрейфующих ледников и айсбергов, что делает место красивым и придает аутентичный вид: прибрежная Антарктида на снимках выглядит обычно именно так.

Фото: antarctica.gov.au

Во второй половине 1950-х годов тут находилась советская научная станция под названием «Оазис», а теперь у моря Моусона работают австралийские исследователи на станции «Кейси».

А ещё у нас есть